Образовательная программа МКУ ДО ЦДТ на 2023 -2024 учебный год
Описание образовательной программы
Цель программы: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное
самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения
разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования.
Задачи программы:
•
повысить
доступность, качество и вариативность содержания дополнительного образования
посредством создания образовательных и воспитательных программ с учётом
возраста обучающихся, их интересов и потребностей, особенностей
социокультурного окружения;
•
сохранить
и поддержать индивидуальность каждого обучающегося, развить его способности и
творческий потенциал;
•
повысить
уровень профессиональной компетентности педагогов, создать предпосылки для
инновационной деятельности;
•
внедрить
новые педагогические технологии, инновационные формы и методы работы;
•
обеспечить
духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое
воспитание обучающихся;
•
сформировать
культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепить здоровье участников
образовательного процесса;
•
развить формы
публичной отчётности, информационной прозрачности через автоматизированную
информационную систему ПФДО (https://kbr.pfdo.ru), официальный сайт в
информационно-коммуникационной сети Интернет (https://cdtterek.kbrschool.ru, и
средства массовой информации;
•
создать
условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального
самоопределения обучающихся;
•
организовать
образовательную и социокультурную деятельность различного уровня.
Центр в
формировании и развитии тех или иных общеразвивающих
программ ориентируется на социальный запрос, региональные особенности и
потребности социума. В Центре созданы все условия для обеспечения
дополнительного образования в соответствии с заявленным статусом, которые
определяются следующими ценностными приоритетами:
•
саморазвитие
и самореализация личности;
•
поддержка
и развитие детского творчества;
•
вариативность
содержания и форм образовательного процесса;
•
создание
условий для педагогического творчества;
•
воспитание
культуры здорового образа жизни;
•
информационная
открытость образовательной организации.
Приоритетные педагогические
принципы
Все принципы, лежащие в основе данной
образовательной программы, ориентированы на личность ребенка и создание условий
для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и обучающихся,
педагогов и родителей (законных представителей), на взаимодействие элементов
содержания образования:
•
принцип развивающего обучения опирается на «зону ближайшего развития ребенка», развивающее
обучение предполагает отказ от преимущественно репродуктивных методик и
предполагает применение методов творческой мыслительной деятельности и
самообразования обучающихся;
•
принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учёт
уровня развития и способностей каждого ребенка, формирование на этой основе
личных планов, программ стимулирования и коррекции развития, обучающегося;
•
принцип дифференциации отражается в формировании такой
структуры учреждения, при которой максимально учитываются индивидуальные
способности и возможности обучающихся. Дифференциация обучения предполагает
формирование групп с учётом индивидуальных особенностей обучающихся;
•
принцип целостности образования основан на единстве
процессов развития, обучения и воспитания обучающихся. Его реализация
проявляется в создании сбалансированного образовательного пространства. В
содержании образования - адекватности педагогических технологий содержанию и
задачам образования;
•
принцип развития, посредством которого осуществляется
стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и
интеллектуального развития и саморазвития ребенка, создание условий для
проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в
различных видах деятельности;
•
принцип гуманитаризации предполагает усиление гуманитарной
направленности и его влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие
ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и
художественно-эстетического цикла;
•
принцип целостности образа мира -
осознание ребенком
разнообразных связей между объектами и явлениями;
•
принцип культуросообразности - создание условий для наиболее
полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и
формирование разнообразных познавательных интересов;
•
принцип вариативности - возможность сосуществования
различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, при этом
сохранение инвариантного минимума образования;
•
принцип духовности - признание определяющего значения
духовных, общечеловеческих ценностей;
•
принцип индивидуально-личностного
подхода - признание
неповторимости и уникальности каждой личности, безусловное уважение ее
своеобразия;
•
принцип единства свободы и
ответственности -
признание человека субъектом собственного личностного развития, признание
свободы личностного выбора и ответственности за него.
III. Образовательная
деятельность
В целях внедрения Целевой модели
развития системы дополнительного образования с 2020 г. Кабардино-Балкарская
Республика вошла в систему персонифицированного дополнительного образования.
Все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы Центра в
августе 2023 г. загружены на портал-навигатор (https://kbr.pfdo.ru) и прошли муниципальную и региональную
экспертизы.
В целях реализации на территории г.п. Терек
приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» на базе
Центра детского творчества постановлением местной администрации Терского
муниципального района от 26.02.2020 г № 130-п на базе МКУ ДО ЦДТ Терского
муниципального района (далее – МОЦ). Координатором МОЦ является Управление
образования местной администрации Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики. Целью деятельности МОЦ является создание
условий для обеспечения в Терском муниципальном районе эффективной системы
взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных,
вариативных и востребованных дополнительных
программ различных направленностей для детей, обеспечивающих достижение
показателей развития системы дополнительного образования детей, установленных
региональным проектом «Успех каждого ребенка».
Управление Центром осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», законодательными актами РФ, Уставом Центра. Процесс управления
строится в сочетании принципов единоначалия и самоуправления, где главными
ценностями являются равенство возможностей для получения качественного
образования, доступность, свобода выбора, толерантность
и т.д.
Единоличным исполнительным органом
является директор, который имеет заместителей.
Коллегиальными органами
управления являются:
1.
Общее
собрание работников Центра.
2.
Управляющий
совет.
3.
Педагогический
совет.
4.
Методический
совет.
5.
Родительский
совет.
Структура, цели и задачи, принципы и порядок
формирования, срок полномочий и компетенция органов самоуправления
устанавливаются Уставом, локальными нормативными актами, регламентирующими
деятельность Центра в соответствии с законодательством РФ. Главной ценностью
демократического уклада деятельности Центра является вовлечение всех участников
образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов) в управление
Центром.
Условия для развития личности ребенка
Создание
благоприятного психологического климата |
Требовательность, уважение,
педагогическая поддержка, сотрудничество, содействие в развитии, ориентация
на успех каждого обучающегося, создание «ситуации успеха» |
Организация
социокультурной деятельности обучающихся |
Планирование каникулярного времени,
разнообразных конкурсных, досуговых и организационно-массовых мероприятий,
реализация программ воспитания обучающихся |
Психолого-педагогическое
сопровождение |
Поддержание интереса к обучению,
развитие чувства долга и ответственности, проведение коррекционных и развивающих
занятий, психологическое сопровождение образовательного процесса |
Связь с социумом,
общественностью |
Взаимодействие и социальное
партнерство. Организация, проведение и посещение различных мероприятий.
Оказание помощи в реализации социальных проектов,
благотворительных акций |
Сотрудничество с
родителями |
Работа с родительской
общественностью, взаимодействие с семьей в проведении организационно - массовых
мероприятий |
Важное место в системе повышения
качества дополнительного образования отведено модернизации процесса управления.
Главное предназначение управления - это создание оптимальных условий для
реализации образовательных услуг, и оно представляет собой систему отслеживания
и оценки качества образования. Управление в Центре представляет собой систему,
включающую: планирование, организацию, стимулирование и контроль.
Образовательная программа, план на учебный год, тематические, календарные
планы, воспитательные программы позволяют:
• внести определенность на дальнюю и
ближнюю перспективу;
• совершенствовать мониторинг качества
образования;
• упорядочить процесс реализации и контроля.
Образовательная деятельность детей в
Центре опирается, главным образом, на потенциал свободного времени обучающихся
и свободу выбора деятельности, ориентацию личных интересов, потребностей и
способностей ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации,
единство обучения, воспитания и развития, практико - деятельностную основу
образовательного процесса. Деятельность ведётся согласно Уставу, учебному плану,
годовому календарному учебному графику, расписанию занятий с учётом следующего
регламента образовательной деятельности:
• шестидневная рабочая неделя;
• режим работы - с 09.00ч. до 19.00ч.;
• занятия проводятся по расписанию,
согласованному с Профсоюзным комитетом и утверждённому директором;
• начало учебного года для детей 1-го
года обучения - не позднее
15.09.2023 г.;
• начало учебного года для детей 2-го, 3-го
лет обучения - с 01.09.2023г.;
• окончание учебного года - 31.05.2024г.;
• продолжительность занятий для детей школьного возраста - 40
минут, для детей дошкольного возраста - 30 минут;
• продолжительность перерывов на отдых
- 10 минут;
• продолжительность занятий для детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью - 30 минут
• работа в каникулярное время по
реализации краткосрочных досуговых программ осуществляется согласно
утвержденному расписанию.
• каждое направление предполагает
участие детей в возрасте от 5 до 18 лет в детских объединениях по АДОП / ДОП,
рассчитанным на 1, 2, 3 и более года обучения и прошедших процедуру
рецензирования (муниципальную и региональную экспертизы в автоматизированной
информационной системе «Навигатор» ПФДО, а также внутреннюю экспертизу).
Согласно лицензии, на право осуществления образовательной
деятельности Центр функционирует для детей и взрослых. Образовательное
взаимодействие в Центре охватывает всех участников образовательного процесса -
педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся, строится на
задачах, выработанных педагогическим коллективом на 2023-2024 учебный год.
В 2023-2024 учебном году заключены договоры на
совместную деятельность со следующими образовательными организациями:
1. МКОУ «Прогимназия №1»
2. МКОУ «Прогимназия №2».
3. МКОУ «Прогимназия №3»
4. МКОУ «Лицей №1»
6. МКОУ СОШ №2 г.п.Терек.
7. МКОУ СОШ №3 г.п.Терек.
8. МКОУ ООШ №4 г.п.Терек.
9. МКОУ СОШ №1СП Плановское
10. МКОУ СОШ №2 СП Плановское
11. МКОУ СОШ СП В – Курп
12. МКОУ СОШ СП Урожайное
13. МКОУ СОШ СП Инаркой