УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета Протокол от «___» ______ 2024г. №___ УТВЕРЖДАЮ Директор МКУ ДО ЦДТ ___________ И.Ю.Таова Приказ от «___» ______ 2024г. № ___ АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебные ручки» Уровень программы: стартовый Вид программы: адаптированный Адресат: обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью от 7 до 16 лет Срок реализации: 1 год, 36 часов Форма обучения: очная Автор - составитель: Ордашева Лера Мусарбиевна - педагог дополнительного образования. г.п. Терек, 2024г. 1 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы. «Волшебные ручки» Пояснительная записка В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов РФ, министерства образования Российской Федерации. Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Все виды рукоделия, представленные в программе, развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем. Направленность: социально-педагогическая. Уровень программы: стартовый. Вид программы: адаптированный. Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) с изменениями и дополнениями. 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 6. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте Российской Федерации. 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями). 9. Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 2 10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 12. Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 16. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 629). 17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 18. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 552/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 19. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». 3 22. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 23. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 24. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023 г. № 22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 25. Устав Центра. Актуальность программы Систематические творческие занятия создают условия для развития мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с ОВЗ и инвалидностью. Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи, психических процессов, интеллекта ребёнка. Реализация программы позволит создать условия для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы, выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь повлияет на развитие детей. Художественное творчества показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному Новизна адаптированной программы состоит в том, что она разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Разнообразие творческой деятельности помогает детям с ограниченными возможностями здоровья в творческой самореализации и является одним из этапов социализации детей. Отличительные особенности программы. По данной программе ведется обучение детей по основным направлениям: во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок будет 4 подрастать, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенности интеллекта; во-вторых, это формирование умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но низкий уровень произвольности, что мешает ему управлять собой согласно предъявляемым требованиям. Педагогическая целесообразность . Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуальнодифференцированного подхода в обучении, что позволяет обучающимися справиться с возможными трудностями при выполнении задания, повышает самостоятельность детей. Адресат программы: обучающиеся от 7 до 16 лет. Срок реализации: 1 год, 36 ч. Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу с 10 минутным перерывом ,продолжительность занятий 30 минут Форма обучения: очная. Формы занятий: индивидуальная, групповая. Особенности организации образовательного процесса: Последовательное освоение содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Цель и задачи программы Цель программы: развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью через средства изобразительной деятельности, практических навыков в области декоративно-прикладного творчества. Задачи программы: Личностные: • сформировать понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере зависит от него самого; • научить сотрудничать со сверстниками, доброжелательно и бесконфликтно общаться, прислушиваться к мнению других; • способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности; • развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству; • научить контролировать свое поведение. Предметные: • развить творческие способности; • способствовать овладению начальными представлениями познания мира; • познакомить с начальными представлениями о целостности окружающего мира; • развить познавательную активность и любознательность; • развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление, 5 творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развить мелкую моторику рук, координацию движения; • развить связную речь, активный словарь. Метапредметные: • сформировать понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • научить классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформировать навыки здорового и безопасного образа жизни. Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля I. Вводное занятие-1час 1.1 Правила ТБ. Знакомство с планом работы 1 беседа 1 II. Аппликации -14 часов 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 Знакомство с историей возникновения аппликации. Виды аппликации. Аппликация «Бабочка» (Аппликация из старых ярких журналов) Аппликация «Бабочка» (Аппликация из старых ярких журналов) Аппликация «Бабочка» (Аппликация из старых ярких журналов) Работа с креповой бумагой. Букет из роз. С Великой Победой! Работа с креповой бумагой. Букет из роз. С Великой Победой! Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) 1 беседа 1 1 1 наблюдение 1 1 самостоятель ная работа 1 1 практическая работа 1 1 Индивидуаль ная работа 1 1 Индивидуаль ная работа 1 1 Самостоятел ьная работа 1 1 Самостоятел ьная работа 6 Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) 2.10 Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) 2.11 Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) 2.9 2.12 Аппликация «На морском дне» ( с использованием природного материала) 2.13 Аппликация «Мир насекомых» 2.14 Индивидуальная самостоятельная мастерская. Выставка аппликаций из бумаги 1 Самостоятел ьная работа 1 1 Самостоятел ьная работа 11 . 5 11 1 самостоятель ная работа 1 практическая работа 11 . 5 11 1 Коллективна я работа 1 Выставка работ, защита минипроектов 1 III. Декоративная работа с природным и бросовым материалом -12 часов 3,4 Поделки из стаканчиков изготовление колокольчиков Поделки из стаканчиков изготовление колокольчиков Поделки из стаканчиков изготовление колокольчиков Карандашница. 3,5 Карандашница. 3.6 Декоративные изделия из пластика. 1 1 3,7 Декоративные изделия из пластика . 1 1 Самостоятел ьная работа 3,8 Подарок для мамы 11 1 3,9 Творческие работы из природных материалов. 11 . 5 1 Самостоятел ьная работа Выставка, защита минипроектов 3.10 Творческие работы из природных материалов. 1 1 Самостоятел ьная работа 3.1 3,2 3,3 1 1 Индивидуаль ная работа 1 1 Индивидуаль ная работа 1 1 Индивидуаль ная работа 1 1 Индивидуаль ная работа Самостоятел ьная работа Коллективна я работа 1 1 7 3.11 Творческие работы из природных материалов. 1 1 Самостоятел ьная работа 3.12 Творческие работы из природных материалов. 1 1 Самостоятел ьная работа IV. Мозаика из бумаги -9 часов беседа 4,7 Мозаика из бумаги. Знакомство с историей мозаики. Обрывная мозаика Мозаика из бумаги. Изготовление символа. Мозаика из бумаги. Изготовление символа. Мозаика из бумаги. Изготовление символа. Мозаика из бумаги. Изготовление символа. Мозаика из бумаги. Изготовление новогодней гирлянды Техника «Обрывная аппликация 1 1 4,8 Техника «Обрывная аппликация 1 1 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.9 Выставка работ обучающихся 11 1 11 . 5 1 1 наблюдение 1 Самостоятел ьная работа 1 1 Самостоятел ьная работа 1 1 Самостоятел ьная работа 1 1 практическая работа Самостоятел ьная работа Самостоятел ьная работа выставка 11 Итого: 36 1 3 33 Содержание учебного плана Раздел 1. Тема 1. Вводное занятие-1ч. Правила ТБ.Знакомство с планом работы Теория: провести с детьми инструктажа по правилам техники безопасности при работе с режущими инструментами, правилами поведения в кабинете; знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием. Раздел 2. Аппликация-14 ч. 8 Тема.2.1 Знакомство с историей возникновения аппликации. Виды аппликаци-1ч. Теория: ознакомление с историей возникновения и развития аппликации, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях.; способами использования благоприятных цветовых сочетаний, способами декоративного оформления готовых работ. Тема 2.2. –Аппликация «Бабочка»-1ч. Теория: объяснение понятия симметрии на примере бабочки в природе и в рисунке. Практика: Обучение созданию аппликации из старых журналов Тема 2.3 Аппликация «Бабочка»-1ч. Теория: объяснение понятия симметрии на примере бабочки в природе и в рисунке. Тема 2.4 Аппликация «Бабочка»-1ч. Теория: объяснение понятия симметрии на примере бабочки в природе и в рисунке Практика: Обучение созданию аппликации из старых журналов Тема 2.5 Работа с креповой бумагой. Букет из роз. Тема 2,6 Букет из роз. -1ч. Практика: Работа с креповой бумагой Тема 2.7 Аппликация «Гусь на лугу- 1ч. Практика: Обучение созданию аппликации с использованием птичьих перьев. Тема 2.8 Аппликация «Гусь на лугу- 1ч. Практика: Обучение созданию аппликации с использованием птичьих перьев. Тема 2.9 Аппликация «Гусь на лугу- 1ч. Практика Обучение созданию аппликации с использованием птичьих перьев. Тема 2.10 Аппликация «Гусь на лугу- 1ч. Практика: Обучение созданию аппликации с использованием птичьих перьев. Тема 2.11 Аппликация «Гусь на лугу- 1ч. Практика: Обучение созданию аппликации с использованием птичьих перьев. Тема 2.12. Аппликация «На морском дне» – 1ч. Практика: Аппликация «На морском дне» обучение использованию природного материала при создании аппликаций. Тема 2.13 Аппликация «Мир насекомых. – 1ч. Теория: ознакомить детей с разновидностью насекомых и цветовой гаммой. Практика: обучение созданию аппликации насекомых. Тема 2.14 Индивидуальная самостоятельная мастерская. Выставка, а Раздел 3. Декоративная работа с природным и бросовым материалом -12 часов Тема 3.1 Поделки из стаканчиков изготовление колокольчиков - 1ч. Теория: объяснить понятия: «природный материал», «бросовый мат-ал, «пейпарт Практика: Обучение изготовлению колокольчиков из бумажных стаканчиков. 9 Тема 3.2 Поделки из стаканчиков изготовление колокольчиков - 1ч. Теория: объяснить понятия: «природный материал», «бросовый мат-ал, «пейпарт Практика: Обучение изготовлению колокольчиков из бумажных стаканчиков. Тема 3.3 Поделки из стаканчиков изготовление колокольчиков - 1ч. Теория: объяснить понятия: «природный материал», «бросовый мат-ал, «пейпарт Практика: Обучение изготовлению колокольчиков из бумажных стаканчиков. Теме 3.4. Карандашница- 1ч. Практика. Обучение изготовлению карандашницы из втулок. Теме 3.5. Карандашница- 1ч. Практика. Обучение изготовлению карандашницы из втулок. Тема 3.6. –Декоративные изделия из пластика для украшения зала-1ч. Теория: объяснение нового материала, ознакомление с историей декоративноприкладного искусства, с необходимыми материалами при работе с природным материалом. Практика: Обучение изготовлению изделий из пластика. Тема 3.7. –Декоративные изделия из пластика для украшения зала-1ч. Теория: объяснение нового материала, ознакомление с историей декоративноприкладного искусства, с необходимыми материалами при работе с природным материалом. Практика: Обучение изготовлению изделий из пластика. Тема 3.8. Подарок для мамы -1ч. Практика. Обучение изготовлению поделок из природного материала в подарок маме. Тема 3.9. – 1ч. Практика. Творческие работы из природных материалов. Организация выставки обучающихся и защита мини-проектов. Тема 3.10. – 1ч. Практика. Творческие работы из природных материалов. Организация выставки обучающихся и защита мини-проектов. Тема 3.11. – 1ч. Практика. Творческие работы из природных материалов. Организация выставки обучающихся и защита мини-проектов. Тема 3.12. – 1ч. Практика. Творческие работы из природных материалов. Организация выставки обучающихся и защита мини-проектов Раздел 4. Мозаика из бумаги -9 часов. Тема 4.1- Мозаика из бумаги. Знакомство с историей мозаики. Обрывная мозаика-1ч. Теория. Объяснение нового материала. Ознакомить детей с историей возникновения мозаики и обрывной мозаики, историей возникновения символов 10 Тема 4.2. Мозаика из бумаги – 1ч. Практика. Изготовление символа. Обучение изготовлению зверей из бумаги. Тема 4.3. Мозаика из бумаги – 1ч. Практика. Изготовление символа. Обучение изготовлению зверей из бумаги. Тема 4.4. Мозаика из бумаги – 1ч. Практика. Изготовление символа. Обучение изготовлению зверей из бумаги. Тема 4.5. Мозаика из бумаги – 1ч. Практика. Изготовление символа. Обучение изготовлению зверей из бумаги. Тема 4.6. Мозаика из бумаги изготовление новогодней гирлянды. – 1ч. Практика. Изготовление новогодней гирлянды. Практика. Обучение изготовлению гирлянды из бумаги. Обучение изготовлению из бумаги. Тема 4.7. Техника «Обрывная аппликация» Мозаика из бумаги. Знакомство с историей мозаики. Обрывная мозаика-1ч. Теория. Объяснение нового материала. Ознакомить детей с историей возникновения мозаики и обрывной мозаики, историей возникновения символов. Тема 4.8. Техника «Обрывная аппликация» Мозаика из бумаги. Знакомство с историей мозаики. Обрывная мозаика-1 ч. Практика. Объяснение нового материала. Ознакомить детей с историей возникновения мозаики , историей возникновения символов. Тема 4.9. Выставка работ обучающихся-1 ч. Практика. Выставка. Планируемые результаты : Личностные: У обучающихся будет / будет: • активизирована жизненная наблюдательность; • сформированы творческое воображение и фантазия средствами изобразительного искусства; • Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будет / будет: • активизирована жизненная наблюдательность; • сформированы творческое воображение и фантазия средствами изобразительного искусства; • воспитаны в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости; • развиты воображение, творческий потенциал, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески. 11 Предметные: У обучающихся будет / будет: • сформирована способность видеть красоту предметного мира; • развиты способности выражать свое эмоциональное состояние средствами изобразительного искусства; • развито у детей художественно-образное мышление; • сформировано чувство прекрасного сквозь призму изобразительного искусства; • сформированы творческая активность и креативность; • повышен интерес и развита любовь к изобразительному искусству; • сформированы знания по основным приемам и техникам изобразительного искусства. Метапредметные: У обучающихся будет / будет: • созданы условия для работы с художественными материалами и инструментами; • сформированы навыки элементарных учебных действий в соответствии с поставленной задачей; • развита способность чувствовать красоту окружающего мира; • развита самостоятельность, умение организовать место занятий. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения стартовый (1год) Дата Дата Количество Количество Режим начала окончания учебных учебных занятий учебного учебного недель часов в год года года 02.09.2024г. 31.05.2025г. 36 36 1раз в неделю по 1 ч. Условия реализации программы Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей с ограниченными 12 возможностями здоровья целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям. Кадровое обеспечение Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение. При реализации программы используется следующее оборудование: • учебный кабинет; • столы; • стулья; • информационные стенды; • компьютер; • музыкальный центр; • уголок уюта; • зеркальный обман; • светозвуковая панель «Световая лесенка»; • панно «Морское дно»; • разгрузочное кресло «Трансформер»; • настольные игры «Кульбато». «Джакколо». «Новус». «Шафлбод»; • интерактивное панно «Морское дно»; • панно «Времена года»; • панно «Звездное небо»; • подъёмник лестничный универсальный мобильный «Пума- УНИ - 130». Формы аттестациии виды контроля: Формы аттестации: • беседа; • опрос; • наблюдение; • конкурс; • тестирование; • выставка детских работ. Виды контроля: -входной; -текущий; -промежуточный; -итоговый. 13 С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постоянным усложнением заданий. В начале обучения у ребят формируются начальные знания, умения и навыки, обучающиеся работают по образцу. На основном этапе обучения продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний, умений и навыков. На завершающем этапе обучения, обучающиеся могут работать по собственному замыслу над созданием собственного проекта и его реализации. Таким образом, процесс обучения осуществляется от репродуктивного к частично-продуктивному уровню и к творческой деятельности. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы. Форма проведения - собеседование, тестирование, анкетирование, интервью, портфолио и др. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы: собеседование, выполнение тестовых заданий, самостоятельные, практические работы, проекты, наблюдение и др. Промежуточный- проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание). Итоговый- проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся. Оценочные материалы: • тесты; • карточки-задания; • карты (индивидуальные, диагностические). Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и результаты мониторинга находится в папке у педагога). Критерии оценки результатов освоения программы Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт учащийся может набрать по 1 баллу. 6-7 баллов – работа выполнена безупречно, 4-5 баллов - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, но имеется маленький изъян, 3-4 балла - представленная работа выполнена небрежно. Методическое и дидактическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение включают в себя: 14 Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проектный методическая и учебная литература; плакаты по цветоведению (цветовой круг, контрастные цвета, сближенные цвета); наглядный материал; тематические презентации; дидактический материал; электронные образовательные ресурсы; интернет-ресурсы; Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое обучение, дифференцированного обучения, коллективной творческой деятельности. Индивидуальное обучение — это форма работы на занятиях, которая предполагает, что каждый учащийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, активное включение каждого учащегося в учебный процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что не посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между учащимися. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Коллективная творческая деятельность — это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Здоровьесберегающие технологии: 1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом занятии проводятся физминутки для глаз, ритмические паузы, с музыкальным сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. 2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка. 3. Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов. Кабинет для занятий оборудован столами и стульями по росту обучающихся и физическими характеристиками, магнитной доской, компьютером и различными инструментами, и материалами, необходимыми для занятий. 4. Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной работы образовательной программы внесены: «Как организовать свой день? Режим», «О пользе витаминов». и др. 5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Во время занятий мышцы рук напрягаются и развиваются. Так как одинаковое напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть направлены на симметричное расслабление 15 одних мышц и напряжение других. Только так можно помочь организму в формировании правильной осанки. Специальные технологии - это алгоритм работы педагога, в котором все его усилия выстроены в заданном порядке и направлены на достижение запланированного результата. Наиболее перспективные и часто используемые педагогические технологии: -развивающее обучение; -проблемно- исследовательский подход; -игры; -информационно- коммуникативные технологии(ИКТ); -здоровьесберегающие технологии; Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, конкурс, конференция, круглый стол, мастер- класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия. Тематика и формы методических материалов: цветовой круг, контрастные цвета, сближенные цвета. Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, образцы изделий. Алгоритм учебного занятия I. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3 минуты). II. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут). • Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут. • Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут). • Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут). III. Физкультминутка. IV. Практическая часть (20-30 минут). V. Физкультминутка (гимнастика для глаз). VI. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут). VII. Заключительная часть (6-8 минут). Список литературы для педагога 16 1.С.В.Соколова «Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры.»/ С.Соколова - М.: Эксмо; СПб Домино, 2007г. - 352с. 2.Е.А.Ступак. «Оригами. Подарки к праздникам.» / Е.Ступак - М.: Айриспресс, 2007г. - 106с. 3. Н.И Фуникова, Н.П.Пакилева «Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.» / Под. Ред. В.В Садырина; -Челябинск.: ИИУМЦ .Л.В.Юртакова «Квилинг: создаём компазицию из бумажных лент» / Л.Юртакова, А.Юртакова. - М.: Эксмо, 2012г. - 64с. Список литературы для обучающихся: 1.Н.М.Васильева. Программа для детей с особыми педагогическими потребностями «Открывая сердца»/ 2009г. 2.Т.Геранимус. «Я всё умею делать сам. » - М.: Аст-Пресс школа, 2007г. 176с. 3.С.В.Колесник «Азбука мастерства / -Саратов: Лицей, 2004г.- 64с. 4.Е.А.Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству» /Н.В.Виноградова, В.Д.Симоненко - М.:Винтано- Графф, 002г -112с. 5.Т.Н. Проснякова. «Цветы. Энциклопедия технологий прикладного творчества.» / Самара. «Фёдоров» 2007г. - 48с. Интернет - источники: http://xudojnik-sar.ucoz.ru http://www.moipkro.ru/section/activity/materials http://festival.1september.ru http://brisknews.ru 8 17 Приложение 1 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Волшебные ручки» Уровень программы: стартовый Адресат: обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью от 7 до 16 лет Год обучения:1-ый год обучения Автор-составитель: Ордашева Лера Мусарбиевна– педагог дополнительного образования г.п.Терек, 2024г. 18 Данная программа имеет художественную направленность, предназначена для развития художественного вкуса и эстетического восприятия окружающей среды. Цель программы: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи программы: Личностные: • сформировать понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере зависит от него самого; • научить сотрудничать со сверстниками, доброжелательно и бесконфликтно общаться, прислушиваться к мнению других; • способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности; • развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству; • научить контролировать свое поведение. Предметные: • развить творческие способности; • способствовать овладению начальными представлениями познания мира; • познакомить с начальными представлениями о целостности окружающего мира; • развить познавательную активность и любознательность; • развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развить мелкую моторику рук, координацию движения; • развить связную речь, активный словарь. Метапредметные: • сформировать понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • научить классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформировать навыки здорового и безопасного образа жизни. Планируемые результаты: Личностные: У обучающихся будет/будут: • сформировано понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере зависит от него самого; • развиты навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательного и бесконфликтного общения, восприятия мнения других; • сформирована уверенность в себе и самостоятельность; 19 • развито стремление к взаимодействию и сотрудничеству. • сформирована способность контролировать свое поведение. Предметные: У обучающихся будут/будут: • развиты творческие способности; • сформированы начальные представления познания мира; • сформированы начальные представления о целостности окружающего мира; • развита познавательная активность и любознательность; • развиты познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развита мелкая моторика рук, координация движений; • развита связная речь, активный словарь. Метапредметные: У обучающихся будет/будут: • сформировано понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • развита способность классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформированы навыки здорового и безопасного образа жизни. 20 Календарно-тематический план № Дата занятия Наименование раздела, темы по по плану факту I. 1,1 Правила ТБ. Знакомство с планом работы Кол- во Содержание деятельности Форма аттестации часов теоретическая практическая / контроля часть занятия часть занятия Вводное занятие -1 час 1 1 Аппликации - 14часов II. 2,1 2,2 2,3 беседа Знакомство с историей 1 возникновенияаппликации. Виды аппликации. Аппликация «Бабочка» 1 (Аппликация из старых ярких журналов) Работа с креповой бумагой. 1 Букет из роз. С Великой Победой! беседа 1 1 Коллективная работа 1 Коллективная работа 2,4 Работа с креповой бумагой. 1 Букет из роз. С Великой Победой! 1 Коллективная работа 2,5 Работа с креповой бумагой. Букет из роз. С Великой Победой! Работа с креповой бумагой. Букет из роз. С Великой Победой! Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) 1 1 наблюдение 1 1 самостоятельная работа 1 1 практическая работа 1 1 Коллективная работа 2,6 2,7 2,8 21 2,9 2,10 2,11 2,12 2,13 Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) Аппликация «Гусь на лугу», ( с использованием птичьих перьев) Аппликация «На морском дне» ( с использованием природного материала) Аппликация «Мир насекомых 1 1 Коллективная работа 1 1 самостоятель ная работа 1 1 практическаяработа 1 1 Коллективна я работа 1 1 2,14 1 1 Индивидуальная Выставкаработ, самостоятельная защита минипроектов мастерская. Выставка аппликаций из бумаги III. Декоративная работас природным и бросовым материалом (12 часов) 3,1 1 1 Индивидуаль ная работа 1 1 Самостоятел ьная работа 1 1 Коллективна я работа 3,4 Поделки из стаканчиков изготовление колокольчиков Поделки из стаканчиков изготовление колокольчиков Поделки из стаканчиков изготовление колокольчиков Карандашница. 1 1 Самостоятел ьная работа 3,5 Карандашница. 1 1 1 1 Самостоятел ьная работа Самостоятел ьная работа 3,2 3,3 3,6 Декоративные изделия из пластика. 22 3,7 Декоративные изделия из пластика. 1 1 Самостоятел ьная работа 1 1 Самостоятел ьная работа Самостоятел ьная работа Самостоятел ьная работа Самостоятел ьная работа 3,8 Подарок для мамы 3,9 Творческие работы из природных 1 материалов. Творческие работы из природных 1 материалов. Творческие работы из природных 1 материалов. IV. Мозаика из бумаги -9 часов 3,10 3,11 1 1 1 беседа 4,7 1 Мозаика из бумаги. Знакомство систорией мозаики. Обрывная мозаика Мозаика из бумаги. Изготовление 1 символа. Мозаика из бумаги. Изготовление 1 символа. Мозаика из бумаги. Изготовление 1 символа. Мозаика из бумаги. Изготовление 1 символа. 1 Мозаика из бумаги. Изготовление новогодней гирлянды Техника «Обрывная аппликация 1 4,8 Техника «Обрывная аппликация 1 1 4,9 Мозаика из бумаги. 1 Индивидуальная самостоятельная 1 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 1 1 Коллективная работа 1 практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа 1 1 1 1 практическая работа наблюдение практическая работа 23 4,10 4,11 4.12 масте Мозаика из бумаги. Индивидуальная самостоятельнаямастерская Мозаика из бумаги. Индивидуальная самостоятельнаямастерская Выставка работ Обучающихся. 1 1 1 1 1 1 Всего: 36 3 Выставка,защита минипроектов практическая работа Коллективная работа 33 24 Приложение 2 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Волшебные ручки» Адресат: обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью от 7 до 16 лет Год обучения: 1-ый год обучения Автор-составитель: Ордашева Лера Мусарбиевна, педагог дополнительного образования г.п. Терек, 2024г. 25 Характеристика объединения «Волшебные ручки» Данная программа раскрывает творческие способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие. Сам процесс рукоделия способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Все виды рукоделия, представленные в программе, развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер. Такие занятия способствуют более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нем. Деятельность объединения «Волшебные ручки» имеет художественную направленность. Количество обучающихся составляет 5 человек. Из них мальчиков –, девочек – . Обучающиеся имеют возрастную категорию от 7 до 16 лет, с ОВЗ и инвалидностью. Формы работы: индивидуальные и групповые. Направления работы: 1. Гражданско-патриотическое воспитание. 2. Культурологическое воспитание. 3. Трудовое воспитание. 4. Формирование здорового и безопасного образа жизни 5. Духовно-нравственное воспитание. Цель воспитательной работы: - создание условий для формирования социально-активной, творческой, личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Задачи воспитательной работы: - сформировать умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - сформировать социально значимые ценности социально адекватные приемы поведения; - сформировать сознательное отношение к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; - содействовать в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся. 26 Планируемые результаты воспитания - сформировано умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - сформированы социально значимые ценности социально адекватные приемы поведения; - сформировано сознательное отношение к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; - содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся. Работа с коллективом обучающихся: Формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; содействие формированию активной гражданской позиции; воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу. Работа с родителями: • формирование системы взаимодействия родителей с педагогом, для создания условий свободного и творческого развития их эффективной социализации и само понимании реализации своих возможностей; • активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; • стимулирование, проявление в семьях здорового образа жизни; • создание условий для проведения занятии детей и подростков. 27 Календарный план воспитательной работы Направление Наименование воспитательной мероприятия работы 1. ГражданскоЧто ты знаешь о своих правовое правах и обязанностях? «Конвенция о правах воспитание ребенка». Беседа. 2. Культуроло «Моя любимая гическое Республика», ко Дню направление Адыгов. Выставка работ детей 3 Трудовое воспитание Срок выполнения Ответственный ноябрь Ордашева Л.М. сентябрь Ордашева Л.М. ноябрь «Информационная безопасность детей в сети Интернет» Ордашева Л.М. Планируемый результат Имеют представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их. Приобщения обучающихся к культурным ценностям, ознакомления с культурой адыгов, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся, выработки уважительного отношения к культурному наследию. Формирование у детей навыков грамотного, безопасного и ответственного поведения в сети Интернет. 28 4 5. Беседа: «Польза Формирование физического труда» здорового и безопасного образа жизни «Как организовать свой день? Режим». Духовнонравственное в течении года «О пользе витаминов». ноябрь «Информационная безопасность детей в сети Интернет» Ордашева Л.М. Ордашева Л.М. Формирование положительного отношения к труду, интерес к трудовым профессиям. Формирование у детей навыков грамотного, безопасного и ответственного поведения в сети Интернет. 6. 29 30