ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Я-волонтер!» Уровень программы: базовый Вид программы: модифицированный Адресат:обучающиеся от 12 до 18 лет. Срок реализации программы: 1 год, 162 часа. Форма обучения: очная Авторы - составители: Алагирова Агнесса Измудиновна, педагог дополнительного образования. г.п. Терек 2024 г. Раздел 1: Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы Пояснительная записка Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. Направленность: социально – гуманитарная Вид программы: модифицированный Уровень программы: базовый Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Национальный проект «Образование» 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 7. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 8. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 10. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 11. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 13. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). 15. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 16. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 17. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 19. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 20. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». 21. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». 22. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 23. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». 24. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». 25. Устав Центра. Актуальность программы: стремительные политические, социально- экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Новизна программы заключается в том, что она формирует механизмы вовлечения молодых людей в многообразную общественную социально-значимую деятельность, направленную на развитие инициативы и ответственности, повышение уровня толерантности, добровольности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Отличительные особенности заключаются в развитии молодежного добровольческого движения, получении молодежью новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту. Адресат программы: обучающиеся от 12 до 18 лет. Принимаются все желающие от 12 до 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Срок реализации: 1 год обучения -162ч. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа с 10 минутным перерывом, продолжительность занятий 40 минут. Форма обучения: очная. Формы занятий: индивидуальные, групповые. Особенности организации образовательного процесса: Традиционная модель реализации программы. Последовательное освоение содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Цель и задачи программы Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности. Задачи программы: Личностные: • воспитывать активную гражданскую позицию, неравнодушного отношения к жизни; • воспитывать толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости; • формировать потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; • воспитывать потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; Предметные: • обучать психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя; • обучать методикам проведения некоторых досуговых форм; • знакомить с технологией социальной акции и проведения социальных дел; • обучать основам работы с различными видами информации; • знакомить с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; • обучать методике социального проектирования; • расширить навыков работы с информацией; Метапредметные: • формировать первичных организаторских умений и навыков; • развивать коммуникативных качеств, умения работать в команде. • развивать уверенности в себе; • дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств; • расширить опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; Учебный план № п/п Наименование раздела, темы Формы аттестации / контроля I. Волонтерская деятельность, как одна из форм социального служения 13,5 ч. 2 2 Беседа Волонтерство, как 1.1. институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтёр», «доброволец». История возникновения 2,5 2,5 Беседа 1.2. волонтерского движения: опыт России и зарубежных стран. Формирование Количество часов всего теория практика 2 2 Беседа 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2.1. 2.2. волонтерской команды. Выражение 2,5 2,5 Беседа гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. Влияние волонтерской 2 2 Беседа деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение 2,5 2,5 Беседа гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. II. Игровые технологии в работе волонтера - 29ч. Игры – адаптации. 2 2 Понятие игрыВикторина адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и 2,5 2,5 Викторина проведение иградаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игрыкричалки. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 3.1. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П. Иванова. 2 2 Викторина 2,5 2,5 Викторина 2 2 Викторина 2,5 2,5 2 2 Игра «Вопрос ответ» Викторина Коллективное 2,5 2,5 Викторина творческое дело. Методика КТД И.П. Иванова. Этапы КТД. Условия 2 2 Викторина проведения КТД. Этапы КТД. Условия 2,5 2,5 Викторина проведения КТД. Организация игровых 2 2 Викторина переменок, детских праздников. Организация игровых 2,5 2,5 Викторина переменок, детских праздников. Организация игровых 2 2 Викторина переменок, детских праздников. III. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ - 31,5ч. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и 2,5 2,5 Беседа 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость. Влияние курения на организм человека. Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Беседа 2 2 2,5 2,5 Беседа, встреча 2 2 Беседа 2,5 2,5 Беседа 2 Беседа 2,5 2,5 Встреча 2 2 Викторина 2,5 Викторина 2 2,5 4.3. Разработка и 2 2 Встреча проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Компьютерная, игровая 2,5 1 1,5 Викторина зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Компьютерная, игровая 2 1 1 Викторина зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Компьютерная, игровая 2,5 1 1,5 Викторина зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Компьютерная, игровая 2 1 1 Викторина зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. IV. Информационные технологии в работе волонтеров - 9ч. Информационный 2,5 1 1,5 Викторина буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и 2 1 1 Викторина дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Листовка. 2,5 1 1,5 Викторина 4.4. Листовка. 3.10. 3.11. 3.12. 3.13. 3.14. 4.1. 4.2. 5.1. 2 1 1 Викторина V. Основы проведения социальных дел - 36 ч. Социальная акция. 2,5 1 1,5 Беседа, Акция Разработка и проведение социальных акций: День народного единства. 2 1 1 Беседа, Акция 2,5 1 1,5 Беседа, Акция 5.4. Разработка и проведение социальных акций: Деньнародногоединства. Разработка и проведение социальных акций: Деньнародногоединства. «День матери». 2 1 1 Беседа, Акция 5.5. «Письмо солдату». 2,5 1 1,5 Беседа, Акция 5.6. «Письмо солдату». 2 1 1 Беседа, Акция Акция «Посещение памятника ветерана». 5.8. Акция «Память поколений». 5.9. Акция «Память поколений». 5.10. Акции по пропаганде ЗОЖ. 2,5 1 1,5 Беседа, Акция 2 1 1 Беседа, Акция 2,5 1 1,5 Беседа, Акция 2 1 1 Беседа, Акция Акции по пропаганде ЗОЖ. 2,5 1 1,5 Беседа, Акция 2 1 1 Беседа, Акция 2,5 1 1,5 Беседа, Акция 2 1 1 Беседа, Акция 2,5 1 1,5 Беседа, Акция 2 1 1 Беседа, Акция 5.2. 5.3 5.7. 5.11. 5.12. 5.13. 5.14. 5.15. 5.16. Благотворительные акции. Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности. Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности. Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности. Организация 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6. социальных дел гражданскопатриотической направленности. VI. Психологическая подготовка волонтеров - 25ч. Особенности работы с 2,5 Тренинг младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Особенности работы с 2 Тренинг младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Тренинг личностного 2,5 2,5 Тренинг роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». Тренинг личностного 2 2 Тренинг роста. «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». Тренинг личностного 2,5 2,5 Тренинг роста. «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг 2 2 Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. 6.7. Эффективные приемы 2,5 2,5 Тренинг общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. 6.8. Ролевые игры 2 2 Игра «Вопрос «Воздушный шар», ответ» «Необитаемый остров». 6.9. Тренинг толерантности. 2,5 2,5 Тренинг Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. 6.10. Ролевая игра «Свои и 2 2 Викторина чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. 6.11. Ролевая игра «Свои и 2,5 2,5 Викторина чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. VII. Специальная подготовка волонтеров - 18ч. 7.1. Помощь ветеранам и 2 2 Акция, встречи пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. 7.2. Основные задачи в 2,5 2,5 Акция, встречи работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. 7.3. Оказание трудовой 2 2 Акция, встречи помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. 7.4. Организация встреч и 2,5 2,5 Акция, встречи проведение праздников 7.5. 7.6. 7.7. 7.8. в Доме ветеранов. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей - сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастерклассов. ВСЕГО: 2,5 Акция, встречи Акция, встречи 2 2 Акция, встречи 2,5 2,5 Акция, встречи 2 2,5 162 2 48,5 113,5 Содержание учебного плана Раздел 1: Волонтерская деятельность, как одна из форм социального служения– 13,5ч. Тема 1.1. Волонтерство, как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтёр», «доброволец» -2ч Теория: Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. Тема 1.2. История возникновения волонтерского движения: опыт России и зарубежных стран – 2,5ч. Теория: История развития социального служения в России и за рубежом. Тема 1.3. Формирование волонтерской команды -2ч. Теория: Технология формирования волонтерского объединения. Работа в команде. Основные методы привлечения новых участников к волонтерской группе: информирование через СМИ и Интернет, презентации в учебных заведениях: раздача листовок, выступления действующих волонтеров. Тема 1.4. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера -2,5ч. Теория: Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности Тема 1.5. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост -2ч. Теория: Волонтерство как ресурс личностного роста и общественного развития. Тема 1.6. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера -2,5ч. Практика: Формы проявления гражданской позиции. Социальное волонтёрство. Основы проведения социальных дел. Волонтерство как ресурс самореализации личности. Раздел 2: Игровые технологии в работе волонтера - 29ч. Тема 2.1. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) -2ч. Теория: Игра как средство социальной адаптации личности. Проведение различных игр на сплочение и знакомство. Тема 2.2.Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры – кричалки -2,5ч. Практика: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в кабинете. Проведение игр- адаптации. Тема 2.3. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий -2ч. Теория: Выявление лидеров, генераторов идей и исполнителей, создание творческой атмосферы на занятии. Тема 2.4. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ 2,5ч. Практика: Разбор требований к ведущему. Составление сценария и проведение игровой программы. Тема 2.5. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения -2ч. Практика: Игра как средство воспитания, обучения и развития личности. Тема 2.6. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры-2,5ч. Практика: Развитие познавательной деятельности ребенка. Развитие эмоциональноволевой сферы. Формирование культурного поведения. Тема 2.7. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П. Иванова -2ч. Практика: Структура коллективно-творческого дела. Схема коллективно-творческого дела. Методика КТД как основа современных воспитательных технологий. Тема 2.8. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П. Иванова -2,5ч. Практика: Структура коллективно-творческого дела. Схема коллективно-творческого дела. Методика КТД как основа современных воспитательных технологий. Тема 2.9. Этапы КТД. Условия проведения КТД -2ч. Практика: Организация подготовки, проведения коллективных дел по этапам. Ознакомление с условиями проведения КТД. Тема 2.10. Этапы КТД. Условия проведения КТД -2,5ч. Практика: Организация подготовки, проведения коллективных дел по этапам. Ознакомление с условиями проведения КТД. Тема 2.11. Организация игровых переменок, детских праздников -2ч. Практика: Проведение различных игр на перемене, такие как «Чехарда», «Затяни в круг», «Придумай сам». Тема 2.12. Организация игровых переменок, детских праздников -2,5ч. Практика: Проведение различных игр на перемене, такие как «Чехарда», «Затяни в круг», «Придумай сам». Тема 2.13. Организация игровых переменок, детских праздников - 2ч. Практика: Проведение различных игр на перемене, такие как «Чехарда», «Затяни в круг», «Придумай сам». Раздел 3: Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ -31,5ч. Тема 3.1. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость -2,5ч. Теория: Что такое зависимость. Причины развития зависимостей. Последствия зависимостей. Тема 3.2. Влияние курения на организм человека -2ч. Теория: Вред курения, синдром зависимости от табака. Социальные и психологические причины курения. Тема 3.3. Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ. -2,5ч. Теория: Как развивается алкоголизм. Как алкоголь действует на организм человека, а также внутренние органы. Тема 3.4. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя -2ч. Теория: Сфера действия настоящего Федерального закона. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Тема 3.5. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН -2,5ч. Теория: Что такое социальная зрелость. Признаки зрелой личности. Тема 3.6. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека -2ч. Практика: Сформирование у воспитанников группы навык отказа от действий в опасных для благополучия, здоровья и жизни человека ситуациях. Отработка умения отказа от нежелательного действия. Тема 3.7. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН 2,5ч. Практика: Что такое социальная зрелость. Признаки зрелой личности. Тема 3.8. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей -2ч. Практика: Тренинговые занятия. Ролевые игры. Игра «Сумей сказать «Нет»». Тема 3.9. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей -2,5ч. Практика: Тренинговые занятия. Ролевые игры. Игра «Я отказываюсь». Тема 3.10. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей -2ч. Практика: Тренинговые занятия. Ролевые игры. Игра «Сможешь ли ты устоять?». Тема 3.11. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике -2,5ч. Теория: Проведение классного часа. Стадии зависимости. Влияние компьютерных игр на развитие личности. Тема 3.12. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике -2ч. Теория: Проведение классного часа. Стадии зависимости. Влияние компьютерных игр на развитие личности. Тема 3.13. Компьютерная, игровая зависимости -2,5ч. Теория: Стадии зависимости. Влияние компьютерных игр на развитие личности. Тема 3.14. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике -2ч. Теория: Проведение классного часа. Стадии зависимости. Влияние компьютерных игр на развитие личности. Раздел 4: Информационные технологии в работе волонтеров - 9ч. Тема 4.1. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета -2,5ч. Теория: Как выглядит буклет. Какие виды существуют. Создание текста буклета. Тема 4.2. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества - 2ч. Теория: Технические требования к буклетам. В чем разница между брошюрой и листовкой. Как выглядит буклет. Тема 4.3. Листовка -2,5ч. Теория: Акция по распространению листовок среди населения. Тема 4.4. Листовка -2ч. Теория: Акция по распространению листовок среди населения. Раздел5: Основы проведения социальных дел - 36 ч. Тема 5.1. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций: День народного единства -2,5ч. Практика: Что такое социальная акция. Как подготовить и провести социальную акцию. Этапы в подготовке и проведении. Подготовительный, основной, аналитический. Тема 5.2. Разработка и проведение социальных акций: День народного единства. -2ч. Практика: Этапы в подготовке и проведении. Подготовительный, основной, аналитический. Акция «Единство в нас!». Тема 5.3. Разработка и проведение социальных акций: День народного единства-2,5ч. Практика: Этапы в подготовке и проведении. Подготовительный, основной, аналитический. Акция «Единство в нас!». Тема 5.4. Акция «День матери» -2ч. Практика: Проведение акции, посвященная Дню матери. Тема 5.5. Акция «Письмо солдату» - 2,5ч. Практика: Отправка писем по акции «Письмо солдату». Тема 5.6. Акция «Письмо солдату» - 2ч. Практика: Проведение акции «Письмо солдату». Отправка писем. Тема 5.7. Акция «Посещение памятника ветерана» -2,5ч. Практика: Экскурсия к памятнику погибших солдат в годы ВОВ. Возложение цветов к памятнику. Тема 5.8. Акция «Память поколений» -2ч. Практика: Проведение акции «Ветеран живет рядом». Тема 5.9. Акция «Память поколений» -2,5ч. Практика: Проведение акции «Память поколений». Тема 5.10. Акции по пропаганде ЗОЖ -2ч. Практика: Проведение акции «Мы за здоровый образ жизни!». Тема 5.11.Акции по пропаганде ЗОЖ -2,5ч. Практика: Проведение акции «Мы за здоровый образ жизни!». Тема 5.12. Благотворительные акции - 2ч. Практика: Организация и проведение акции «Помощь пожилым», «Доброе сердце». Тема 5.13. Организация социальных дел гражданско - патриотической направленности - 2,5ч. Практика: Понятие патриотизма. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Организация и проведение тематических акций: «От сердца к сердцу», «День защитника Отечества». Тема 5.14. Организация социальных дел гражданско - патриотической направленности 2ч. Практика: Организация и проведение тематических акций: «От сердца к сердцу», «Солдатские письма». Тема 5.15. Организация социальных дел гражданско- патриотической направленности 2,5ч. Практика: Организация и проведение тематических акций: «От сердца к сердцу», «Герои живут рядом». Тема 5.16. Организация социальных дел гражданско- патриотической направленности 2ч. Практика: Организация и проведение тематических акций: «От сердца к сердцу», День Победы. Раздел 6: Психологическая подготовка волонтеров - 25ч. Тема 6.1. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы -2,5ч. Теория: Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие личности младших школьников. Тема 6.2. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы -2ч. Теория: Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие личности младших школьников. Тема 6.3. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны» -2,5ч. Практика: Проведение тренинга. Тема 6.4.Тренинг личностного роста. «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение» -2ч. Практика: Личностные качества организатора. Этапы организаторской деятельности. Правила организаторской работы. Тема 6.5. Тренинг личностного роста. «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать» 2,5ч. Практика: Личностные качества организатора. Этапы организаторской деятельности. Правила организаторской работы. Тема 6.6. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация 2ч. Практика: Ознакомление детей с вербальной и невербальной информацией. Тема 6.7. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта -2,5ч. Практика: Прием бесконфликтного общения. Приемы конструктивного общения. Тема 6.8. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров» -2ч. Практика: Распределение ролей. Организация и проведение различных игр. Тема 6.9. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров» -2,5ч. Практика: Распределение ролей. Организация и проведение различных игр. Тема 6.10. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения -2ч. Практика: Распределение ролей. Организация и проведение различных игр. Тема 6.11.Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения -2,5ч. Практика: Распределение ролей. Организация и проведение различных игр. Раздел 7: Специальная подготовка волонтеров - 18ч. Тема 7.1. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения -2ч. Практика: Распределение ролей. Организация и проведение различных игр. Тема 7.2. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста -2,5ч. Практика: Два основных типа пожилых людей. Принципы работы с пожилыми людьми. Практические рекомендации социальным работникам. Тема 7.3. Акция «Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке» 2ч. Практика: Проведение акции по укладке дров, очистке снега, уборке. Тема 7.4. Акция «Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов» -2,5ч. Практика: Организация и проведение праздников в Доме ветеранов. Тема 7.5. Помощь детям-сиротам - 2ч. Теория: Оказание гуманитарной помощи, раздача подарков. Тема 7.6. Акция «Основные проблемы детей - сирот. Принципы взаимодействия с ними» 2,5ч. Практика: Организация и проведение моральной, социальной поддержки детям сиротам. Тема 7.7. Организация выездов в детский дом - 2ч. Практика: Проведение праздничного мероприятия, раздача подарков. Тема 7.8. Проведение игровых программ, мастер-классов - 2,5ч. Практика: Мастер класс «Я - волонтер», игры: «Лидер», «Лучше всех», «Рука помощи». Планируемые результаты. Личностные: У обучающихся будет/будут: Личностные: • воспитана активная гражданская позиция, неравнодушного отношения к жизни; • воспитаны толерантные качества личности, милосердия, доброты, отзывчивости; • сформированы потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; • воспитаны потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; Предметные: • обучены психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя; • обучены методикам проведения некоторых досуговых форм; • ознакомлены с технологией социальной акции и проведения социальных дел; • обучены основам работы с различными видами информации; • ознакомлены с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; • обучены методике социального проектирования; • расширены навыки работы с информацией; Метапредметные: • сформированы первичные организаторские умения и навыки; • развиваты коммуникативные качества, умения работать в команде. • развита уверенность в себе; • сформированы организаторские умения и навыки, развиты лидерские качества; • расширен опыт общения, развиты навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий; Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения по (уровень программы) программе 1 год обучения (базовый) 01.09.2024г. Дата окончания обучения по программе 31.05.2025г. Всего учебных недель Количество учебных часов в год 36 часов 162 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 и 2, 5ч. Условия реализации: Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям. Кадровые обеспечение: Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение: При реализации программы используется следующее оборудование: • учебный кабинет; • столы; • стулья; • компьютер педагога; • ноутбук; • видеопроектор; • • • • • демонстрационный экран; магнитно – маркерная доска; цифровой фотоаппарат; доска – флипчарт; Х-стенд. Формы аттестации и виды контроля: Форма аттестации: • беседа; • наблюдение; • тестирование; • выставка детских работ; • опрос; • творческая работа. Виды контроля: -входной; -текущий; -промежуточный; -итоговый. С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постоянным усложнением заданий. В начале обучения у ребят формируются начальные знания, умения и навыки, обучающиеся работают по образцу. На основном этапе обучения продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний, умений и навыков. На завершающем этапе обучения, обучающиеся могут работать по собственному замыслу над созданием собственного проекта и его реализации. Таким образом, процесс обучения осуществляется от репродуктивного к частично-продуктивному уровню и к творческой деятельности. Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию. Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы. Форма проведения - собеседование, тестирование, анкетирование, интервью, портфолио и др. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы: собеседование, выполнение тестовых заданий, самостоятельные, практические работы, проекты, наблюдение и др. Промежуточный- проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание). Итоговый- проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся. Оценочные материалы ✓ тесты; ✓ карточки (индивидуальные, диагностические). Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и результаты мониторинга находится в папке у педагога). Критерии оценки результатов освоения программы Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт обучающийся может набрать по 1 баллу. 6-7 баллов – работа выполнена безупречно, 4-5 баллов - работа выполнена аккуратно. 3-4 балла - представленная работа выполнена неточно. Методическое и дидактическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение включают в себя: Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проектный. Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое обучение, дифференцированного обучения, коллективной творческой деятельности. Индивидуальное обучение — это форма работы на занятиях, которая предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, активное включение каждого учащегося в учебный процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что не посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между обучающимися. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них какихлибо значимых для учебного процесса общих качеств. Коллективная творческая деятельность — это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Здоровьесберегающие технологии: 1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом занятии проводятся физминутки для глаз, ритмические паузы, с музыкальным сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. 2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка. 3. Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов. Кабинет для занятий оборудован столами и стульями по росту обучающихся и физическими характеристиками, магнитной доской, компьютером и различными инструментами, и материалами, необходимыми для занятий. 4. Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной работы образовательной программы внесены: «Как организовать свой день? Режим», «О пользе витаминов», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др. 5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Младший школьный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий мышцы рук напрягаются и развиваются. Так как одинаковое напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть направлены на симметричное расслабление одних мышц и напряжение других. Только так можно помочь организму в формировании правильной осанки. Специальные технологии - это алгоритм работы педагога, в котором все его усилия выстроены в заданном порядке и направлены на достижение запланированного результата. Наиболее перспективные и часто используемые педагогические технологии: -развивающее обучение; -проблемно- исследовательский подход; -игры; -проектный подход; -информационно- коммуникативные технологии(ИКТ); -здоровьесберегающие технологии; Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов, конкурс, конференция, круглый стол, мастер- класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия. Тематика и формы методических материалов: цветовой круг, контрастные цвета, сближенные цвета. Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, образцы изделий. Алгоритм учебного занятия I. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3 минуты). II. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут). • Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут. • Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут). • Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут). III. Физкультминутка. IV. Практическая часть (20-30 минут). V. Физкультминутка (гимнастика для глаз). VI. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут). VII. Заключительная часть (6-8 минут). Список литературы для педагогов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - №3 Волохов А.В., Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М.,2011 Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.,2011 Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма. -М.,2004 Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008 Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - №7 Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - №7. Список литературы для обучающихся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.,2003 Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практикоориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебнометодическое пособие. – СПб. - Тверь,2009 Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград,2006 Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическоепособие.- М.,2005 Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территориядобровольчества.-Киров,2012 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.,2005 Интернет - источники: 1. https://www.unv.org 2. http://www.dobrovolets.ru/evs/obshchaya-informatsiya/evseuropean-voluntary-service. 3. https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/kuda-shodit/sobytiya/shkola-volonterovnaslediya/?excursion=151498 Приложение 1 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Я - волонтер» Уровень программы: базовый Адресат: обучающиеся от 12 до 18 лет. Год обучения: 1-ый год обучения. Авторы - составители: Алагирова Агнесса Измудиновна, Таова Ирина Юрьевна – педагоги дополнительного образования. г.п. Терек 2024г. Данная программа имеет социально – гуманитарную направленность. Она предназначена для социального становления личности ребенка, что сегодня является важным и актуальным аспектом. Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности обучающихся; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности. Задачи программы: Личностные: • воспитывать активную гражданскую позицию, неравнодушного отношения к жизни; • воспитывать толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости; • формировать потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; • воспитывать потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; Предметные: • обучать психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя; • обучать методикам проведения некоторых досуговых форм; • знакомить с технологией социальной акции и проведения социальных дел; • обучать основам работы с различными видами информации; • знакомить с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; • обучать методике социального проектирования; • расширить навыков работы с информацией; Метапредметные: • формировать первичных организаторских умений и навыков; • развивать коммуникативных качеств, умения работать в команде. • развивать уверенности в себе; • дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств; • расширить опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий; Планируемые результаты. Личностные: У обучающихся будет/будут: Личностные: • воспитана активная гражданская позиция, неравнодушного отношения к жизни; • воспитаны толерантные качества личности, милосердия, доброты, отзывчивости; • сформированы потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; • воспитаны потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни; Предметные: Обучающиеся будут: • обучены психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя; • обучены методикам проведения некоторых досуговых форм; • ознакомлены с технологией социальной акции и проведения социальных дел; • обучены основам работы с различными видами информации; • ознакомлены с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями; • обучены методике социального проектирования; • расширены навыки работы с информацией; Метапредметные: У обучающихся будет/будут: • сформированы первичные организаторские умения и навыки; • развиваты коммуникативные качества, умения работать в команде. • развита уверенность в себе; • сформированы организаторские умения и навыки, развиты лидерские качества; • расширен опыт общения, развиты навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий; Календарно-тематический план № Дата занятия по по пла факт ну у Наименовани е раздела, темы Колво часо в Содержание деятельности теоретическа я часть занятия практическа я часть занятия Форма аттестации / контроля I.Волонтерская деятельность, как одна из форм социального служения (13,5 ч.) 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2 Волонтерство, как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Роль волонтера в 2,5 решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. 2 Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост Выражение 2,5 гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. 2 Влияние Беседа Опрос, наблюдение (степень заинтересованност и, мотивация и т.д.), тестирование, диагностика Беседа Опрос, наблюдение (степень заинтересованност и, мотивация и т.д.), тестирование, диагностика Беседа Опрос, наблюдение (степень заинтересованност и, мотивация и т.д.), тестирование, диагностика Беседа Опрос, наблюдение, выступления обучающихся Опрос, 1.6 2.1 2.2 2.3 2.4 волонтерской Беседа деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост 2,5 Беседа Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. II. Игровые технологии в работе волонтера (29ч) наблюдение, выступления обучающихся Игры – адаптации. Понятие игрыадаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение иградаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игрыкричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий Основные требования к ведущему. Разработка и проведение Опрос, наблюдение, выступления обучающихся 2 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П. Иванова. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П. Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Игровая форма 2 2,5 Познавательная игра Ролевые игры, игровые упражнения Ролевые игры, игровые упражнения 2 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 2.10 Этапы КТД. Условия проведения КТД. Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2.11 2 Игровая форма Организация игровых переменок, детских праздников. 2,5 Игровая форма Организация игровых переменок, детских праздников. Игровая форма Организация 2 игровых переменок, детских праздников. III. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (31,5ч) Ролевые игры, игровые упражнения Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) Анкетирование 2.12 2.13 3.1 2,5 Беседа Ролевые игры, игровые упражнения Ролевые игры, игровые упражнения 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 зависимость. Влияние курения на организм человека. Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и Беседа Анкетирование Беседа, встреча Анкетирование 2 Беседа Анкетирование 2,5 Беседа беседа наблюдение тестирование диагностика диагностическая игра 2 Беседа тренинг 2 2,5 2,5 Встреча беседа тестирование 2 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 3.11 3.12 3.13 3.14 никотиновой зависимостей Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. 2,5 Игровая форма 2 Встреча Ролевые игры, игровые упражнения Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения 2 Игровая форма Ролевые игры, игровые упражнения IV. Информационные технологии в работе волонтеров (9ч) 2,5 4.3 Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Листовка. 4.4 Листовка. 2 4.1 4.2 Коллективная работа 2 2,5 Беседа Тренинг Индивидуальный и групповой показ Беседа Коллективная работа Коллективная работа Беседа Беседа, Акция Ролевые игры, игровые Тренинг Бееда V. Основы проведения социальных дел (36 ч) 5.1 Социальная акция. 2,5 5.4 5.5 Разработка и проведение социальных акций: День народного единства. Разработка и проведение социальных акций: День народного единства. Разработка и проведение социальных акций: День народного единства. «День матери» «Письмо солдату» 5.6 «Письмо солдату» 2 Беседа, Акция Акция 5.7 Акция «Ветеран живет рядом» 2,5 Беседа, Акция Письмо «Спасибо деду за Победу!», участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы 5.8 Акция «Ветеран живет рядом» 2 Беседа, Акция Письмо «Спасибо деду за Победу!», участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы 5.9 Акция «Ветеран живет рядом» 2,5 Беседа, Акция Письмо «Спасибо деду за Победу!», участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы 5.10 Акции попропаганде ЗОЖ 2 Беседа, Акция Подготовка акции, по пропаганде ЗОЖ 5.11 Акции попропаганде ЗОЖ 2,5 Беседа, Акция Подготовка акции, по пропаганде ЗОЖ 5.12 Благотворительные 2 акции Беседа, Акция Акция 5.2 5.3 упражнения 2 Беседа, Акция Акция 2,5 Беседа, Акция Акция 2 2,5 Беседа, Акция Беседа, Акция Акция Акция 5.13 5.14 5.15 5.16 6.1 6.2 6.3 2,5 Беседа, Акция Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности. 2 Беседа, Акция Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности. 2,5 Беседа, Акция Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности. 2 Беседа, Акция Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности. VI. Психологическая подготовка волонтеров (25ч) Ролевые игры, игровые упражнения Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и Акция Акция Акция 2,5 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения 2 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 слабые стороны». Тренинг личностного роста. «Моя индивидуальность ». «Уверенное и неуверенное поведение». Тренинг личностного роста. «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров» Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные 2 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения 2 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения 2 Игра Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения 2 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения 2,5 Тренинг Ролевые игры, игровые упражнения молодежные объединения. VII. Специальная подготовка волонтеров (18ч) 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 Акция, встречи Беседа, акция 2,5 Акция, встречи Беседа, акция 2 Акция, встречи Беседа, участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, 2,5 Акция, встречи Беседа, участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, 2 Акция, встречи Беседа, участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, Основные проблемы детей сирот. Принципы взаимодействия с ними Организация выездов в детский дом 2,5 Акция, встречи Беседа, участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, 2 Акция, встречи Беседа, участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, Проведение игровых программ, мастер-классов. 2,5 Акция, встречи участие в акциях, помощь в проведении мероприятий. Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов. Помощь детямсиротам. 2 Приложение 2 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Я волонтер!» Адресат: обучающиеся от 12 до 18лет Год обучения: 1-ый год обучения Авторы - составители: Алагирова Агнесса Измудиновна, Таова Ирина Юрьевнапедагоги дополнительного образования г.п.Терек 2024г. Характеристика объединения «Я – волонтер!» Деятельность объединения имеет социально – гуманитарную направленность. Количество обучающихся объединения «Я – волонтер!» составляет 80 человек. Из них мальчиков –, девочек – . Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 12 до 18 лет. Формы работы: индивидуальные и групповые. Направления работы: 1. Гражданско-патриотическое воспитание. 2. Духовно-нравственное воспитание. 3. Художественно-эстетическое воспитание. 4. Спортивно-оздоровительное воспитание. 5. Физическое воспитание. 6. Трудовое и профориентационное воспитание. 7. Экологическое воспитание. 8. Воспитание познавательных интересов. 9. Формирование здорового образа жизни Цель воспитательной работы: Создать условия для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Задачи воспитательной работы: - способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - сформировать социально значимые ценности и социально адекватные приемы поведения; -содействовать в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; -содействовать в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося; - предоставить возможность каждому ребёнку участие в деятельности творческих и спортивных объединений различной направленности; - развить системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - развить воспитательный потенциал, поддержку социальных инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия. - содействовать в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся. Планируемые результаты воспитания - сформировано умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - сформированы социально значимые ценности социально адекватные приемы поведения; - сформировано сознательное отношение к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; сформированы единые образовательные пространства, разумно сочетающие внешние и внутренние условия воспитания, обучающегося; - предоставлены возможности каждому ребёнку участия в деятельности творческих и спортивных объединений различной направленности; - развиты системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - развит воспитательный потенциал, поддержаны социальные инициативы и достижения обучающихся через традиционные мероприятия; - содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся. Работа с коллективом обучающихся: Формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; содействие формированию активной гражданской позиции; воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу. Работа с родителями: • формирование системы взаимодействия родителей с педагогом, для создания условий свободного и творческого развития их эффективной социализации и само понимании реализации своих возможностей; • активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; • стимулирование, проявление в семьях здорового образа жизни; • создание условий для проведения детей и подростков; • педагогическая поддержка семьи; участие в мероприятиях Календарно-тематический план № Направление воспитательной работы Наименование мероприятия Срок Ответственный выполнения 1 Гражданскопатриотическое воспитание Акция «ко Дню адыгов». Сентябрь Алагирова А.И. 2 Духовнонравственное направление Акция Протяни руку помощи» Октябрь Алагирова А.И. Акция «День Ноябрь народного единства Акция Декабрь «ВИЧ/СПИД: мы знаем как себя защитить», 3 Формирование здорового образа жизни 4 Художественно- «Новогодний эстетическое бал» Декабрь Алагирова А.И. 5 Общественнополезная деятельность Декабрь Май Алагирова А.И. Изготовление подарков, сувениров для детей с ограниченными возможностями здоровья, Алагирова А.И. Планируемый результат Формирование патриотических ценностей представлений о любви к своей малой Родине. Оказание помощи опекаемым КЦСОН; воспитание активной гражданской позиции. Совершенствование духовнонравственной культуры; Пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования подростков Организация досуга; развитие творческих способностей. Формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей 6 Трудовое направлиность 7 Духовнонравственное направление 8 9 ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда, пожилых людей. «Согреем Январь ладони, разгладим морщинки» Февраль Алагирова А.И. Художественно- Конкурс «А, эстетическое ну-ка, воспитание девушки»! Март Алагирова А.И. Экологическое направление Экологическая акция «Чистые берега». Апрель Алагирова А.И. Всероссийская акция «Ко Дню Победы» Май Алагирова А.И. 10 Гражданскопатриотическое воспитание Круглый стол «Уроки мужества» Алагирова А.И. Воспитание социально значимой целеустремленности в познавательной деятельности, трудовых отношениях; Формирование положительного отношения к труду, интерес к трудовым профессиям. Формирования характера и нравственных качеств, а также развитие хорошего вкуса и поведения. Формирование бережного отношения к окружающей среде. Формирование патриотических ценностей представлений о любви к своей Родине.