Дополнительная общеразвивающая программа Словесник

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Словесник»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся – от 8 до 10 лет
Срок реализации: 1 год - 36 ч.
Форма обучения: очная
Автор - составитель: Мирзова Светлана Владимировна - педагог
дополнительного образования.

г.п.Терек, 2024г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
дополнительной общеразвивающей программы «Словесник"
Пояснительная записка
Данная программа социально – гуманитарной направленности
представляет собой систему развития, основой которой является
интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности.
Программа акцентирует внимание на развитии реальных навыков владения
языком как важнейшим коммуникативным средством, обуславливающим
успешное взаимодействие в служебной и частной жизни.
Направленность: социально – гуманитарная.
Уровень программы: стартовый.
Вид программы: модифицированный.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование»
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до
2025 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
7. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации».
8. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональной
системы
дополнительного образования детей».

10. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
11. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении
примерной формы договора об образовании по дополнительным
общеобразовательным программам».
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
13. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242«О
направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»).
15. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
независимой
оценке
качества
образования
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность»).
16. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей»).
17. Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
19. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального
сайта
образовательной
организации
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления
информации».
20. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
21. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в
КабардиноБалкарской Республике».
22. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об

утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
23. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в КБР».
24. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
25. Устав Центра.
Актуальность программы «Словесник» призвана решить проблему
языковой компетентности через внедрение личностно-ориентированного
подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Она помогает
обучающимся усвоить основные понятия русского языка и культуры речи,
приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового,
сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной.
Программа реализуется через создание атмосферы сотрудничества. Это
возможно благодаря работе в малых группах, в которых эффективнее
действуют методики взаимообучения.
Новизна программы
Основным фактором при построении программы является принцип
написания слов. Некоторая доля научности должна обеспечить условия для
усвоения трудных вопросов орфографии. В ходе работы не просто
перечисляются вопросы и даются ответы на них, а комментируются и
анализируются «трудные места» русской орфографии на фоне общей
системы русского правописания. При анализе трудных случаев особое
внимание уделяется этимологии слов, основным принципам орфографии.
Отличительные особенности программы
Данная общеразвивающая программа направлена на речевое развитие
обучающихся и находится в русле актуальных тенденций современного
образования. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами
обучения систему понятий из области речевой коммуникации, фонетики,
лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и
стилистики русского литературного языка, а такжесведения о роли языка
в жизни общества, о языке, как о развивающемся явлении.
Программа «Словесник» отличается от других программ, в постановке
образовательных задач, и в построении учебно-тематического плана. Она
обеспечивает дифференцированный подход к возрасту и способностям
обучающихся, уровню их подготовки.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей
программы
обусловлена тем, что она позволяет обучающимся
с
различными способностями и различного образовательного уровня освоить
программный материал, способствует развитию интереса обучающихся к
русскому языку, она позволяет педагогу ознакомить обучающихся с
разнообразным лингвистическим материалом, который в значительной мере

способствует развитию интеллектуального потенциала подрастающего
поколения, в неё включены дополнительные знания, не содержащиеся в
базовых программах.
Адресат: обучающиеся от 8 до 10 лет.
Принимаются все желающие от 8 до 10 лет, не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья.
Срок реализации: 1год обучения - 36 ч.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по1часу,
продолжительность занятий 40 минут
Наполняемость группы: 12 - 15человек.
Форма обучения: очная.
Формы занятий: групповая.
Особенности организации образовательного процесса: Традиционная
модель реализации программы. Последовательное освоение содержания в
течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей;
развитие письменной грамотности, улучшение коммуникативных навыков.
Задачи программы:
Личностные:
-воспитать уважение к русскому языку как языку межнационального
общения в полиэтническом регионе;
- воспитать чувства гражданственности и патриотизма;
- формировать культуру общения и поведения в социуме, навыки
взаимодействия обучающихся посредством коллективной и индивидуальной
творческой деятельности,
Предметные:
- способствовать развитию интереса к предмету;
- развивать письменную грамотность, пополнять теоретиколитературный словарь;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные,
лингвистические и коммуникативные компетенции обучающихся,
Метапредметные:
- развивать мотивацию к языковому творчеству;
- развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
- стимулировать стремление знать, как можно больше о русскомязыке;
- развивать способность к овладению и стремлениюсамостоятельно
добывать новые знания;
- развивать навыки работы с различными источниками информации.
Учебный план

№

Наименование
раздела

1.1

Вводное занятия. ТБ.

1

1

Беседа

1.2

История возникновения
письменности.
Секреты устной речи.

1

1

1

1

1.4

Загадки русского
словообразования.

1

1

1.5
1.6

Тайны русского слова.
Секреты письменной
речи.
Секреты грамматики и
пунктуации.

1
1
1

1

Тысяча лиц одного
языка
Звучание и написание
слов.
Звуковые повторы в
речи.

1

1

Коллективная
работа
Игра
«Наперегонки».
Словесно-ролевая
игра «Загадки –
отгадки».
Беседа.
Лингвистическая
игра.
Текущий контроль.
Проверочная
работа.
Итоговая
аттестация.
Беседа

1.11

1.3

1.7

1.8
1.9

темы, Количество часов
всего теория практи
ка
Раздел 1. Секреты устной речи – 13ч.

1
1

1

1

1

1

Роль интонации в
устной речи.

1

1

1.12

Роль интонации в
устной речи.

1

1

1.13

Обобщающее занятие
«Кто говорит – сеет,
кто слушает –
собирает».

1

1

1.10

2.1

Формы
аттестации/
контроля

Викторина
«Говорим
правильно».
Викторина
«Говорим
правильно».
Словесно-ролевая
игра «Говорю
молча».
Словесно-ролевая
игра «Пойми меня».

Раздел 2. Загадки русского словообразования – 7ч.
Словообразовательная
1
1
Кроссворд
модель слова.
«Удивительные

2.2

2.3

2.4
2.5
2.6

2.7

Словообразовательное
гнездо однокоренных
слов
Изменения в
морфемном составе
слова.
Этимология слов.
Работа со словарями.
Этимология слов.
Работа со словарями.
Сказочные
превращения.

1

1

1

1

Сказочные
превращения.

1

1

1

1

1

1

1

1

3.5

Раздел 3. Секреты письменной речи -6ч.
Зачем нужно знать
1
1
алфавит.
Секрет правописания
1
1
морфем.
Как пунктуационные
1
1
знаки помогают
передавать смысл
высказывания.
Не пером пишут –
1
1
умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
1
1

3.6

Бенефис знаний.

3.1
3.2
3.3

3.4

4.1
4.2

4.3
4.4

1

Раздел 4. Загадки русского слова – 6ч.
Словарный состав
1
1
русского языка.
Особенности
1
употребления слова в
художественном тексте.
О чём рассказывают
1
1
фразеологизмы.
О чём рассказывают
1
фразеологизмы.

1

слова».
Кроссворд
«Удивительные
слова».
Лингвистическая
игра «Аукцион
синонимов».
Тренинг «Мои
успехи».
Тренинг «Мои
успехи».
Лингвистическая
игра «Смотри, не
ошибись».
Лингвистическая
игра «Смотри, не
ошибись».
Беседа.
Игра «Вопрос –
ответ».
Игра «Вопрос –
ответ».

Викторина.
Игра «Вопрос –
ответ»
Игра «Вопрос –
ответ».
Беседа.

1

1

Беседа

Викторина «Знаток
фразеологии».
Викторина «Знаток
фразеологии».

4.5

4.6

5.1
5.2
5.3
5.4

Фразеология в
художественных
произведениях.
Фразеология в
художественных
произведениях.

1

Викторина «Знаток
фразеологии».

1

1

Раздел 5. Речевой этикет - 4ч.
Правила речевого
1
1
этикета.
Правила речевого
1
этикета.
Формулы речевого
1
1
этикета.
Обобщение и
1
закрепление
изученного.
ИТОГО:
36ч.
18ч.

1

1

1

Лингвистическая
игра
«Испорченный
телефон».
Лингвистическая
игра «Кто больше».
Лингвистическая
игра «Кто больше».
Кроссворд «Зри в
корень».
Беседа.

18ч.

Содержание учебного плана
Раздел 1. Секреты устной речи – 13ч.
Тема 1.1 Вводное занятие – 2 ч.
Теория: Познакомить детей с требованиями педагога, с видами работ,
которые они будут выполнять на занятиях, с техникой безопасности и
правилами поведения
Тема 1.2: История возникновения письменности - 2,5 ч.
Теория: Как обходились без письма? Древние письмена
Тема 1. 3: Секреты устной речи – 2ч.
Практика: Звуки- смыслоразличители. Игра «Наперегонки».
Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот».
Тема 1.4: Загадки русского словообразования – 2,5ч.
Практика: Строительная работа морфем. Понятие морфемы.
Тема 1.5: Тайны русского слова– 2 ч.
Теория: Беседа о красоте и богатстве народной речи.
Тема 1.6: Секреты письменной речи– 2,5 ч.
Теория: Закрепление навыка правильного переноса.

Тема 1.7: Секреты грамматики и пунктуации– 2 ч.
Практика: Выполнение игровых заданий. Упражнения для развития памяти,
логики, внимания. Проверочная работа.
Тема 1.8: Тысяча лиц одного языка -2,5ч.
Практика: Тренировочные упражнения. Упражнения для развития памяти,
логики, внимания.
Тема 1.9 Звучание и написание слов -1ч.
Теория: Тренировочные упражнения.
Тема 1.10 Звуковые повторы в речи -1ч.
Теория: Тренировочные упражнения.
Тема 1.11 Роль интонации в устной речи -1ч.
Теория: Беседа о красоте и богатстве языка.
Тема 1.12 Роль интонации в устной речи -1ч.
Практика: Тренировочные упражнения.
Тема 1.13 Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает –
собирает».
Практика: Словесно-ролевая игра «Пойми меня».
Раздел 2. Загадки русского словообразования – 7ч.
Тема 2.1 Словообразовательная модель слова -1ч.
Теория: Кроссворд «Удивительные слова».
Тема 2.2 Словообразовательное гнездо однокоренных слов -1ч.
Теория: Кроссворд «Удивительные слова».
Тема 2.3 Изменения в морфемном составе слова -1ч.
Теория: Лингвистическая игра «Аукцион синонимов».
Тема 2.4 Этимология слов. Работа со словарями -1ч.
Практика: Тренинг «Мои успехи».
Тема 2.5 Этимология слов. Работа со словарями -1ч.
Практика: Тренинг «Мои успехи».
Тема 2.6 Сказочные превращения -1ч.

Теория: Сказочные превращения.
Тема 2.7 Сказочные превращения -1ч.
Теория: Сказочные превращения.
Раздел 3. Секреты письменной речи -6ч.
Тема 3.1 Зачем нужно знать алфавит? – 1ч.
Теория: Беседа.
Тема 3.2 Секрет правописания морфем -1ч.
Теория: Игра «Вопрос – ответ».
Тема 3.3 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл
высказывания -1ч.
Практика: Игра «Вопрос – ответ».
Тема 3.4 Не пером пишут – умом. Тайны письма -1ч.
Практика: Викторина.
Тема 3.5 Бенефис знаний -1ч.
Практика: Игра «Вопрос – ответ».
Тема 3.6 Бенефис знаний -1ч.
Практика: Игра «Вопрос – ответ».
Раздел 4. Загадки русского слова – 6ч.
Тема 4.1 Словарный состав русского языка -1ч.
Теория: Беседа о составе русского языка.
Тема 4.2 Особенности употребления слова в художественном тексте -1ч.
Практика: Беседа об особенностях русского языка.
Тема 4.3 О чём рассказывают фразеологизмы -1ч.
Теория: Викторина «Знаток фразеологии».
Тема 4.4 О чём рассказывают фразеологизмы -1ч.
Практика: Викторина «Знаток фразеологии».
Тема 4.5 Фразеология в художественных произведениях -1ч.
Практика: Викторина «Знаток фразеологии».

Тема 4.6 Фразеология в художественных произведениях -1ч.
Практика: Лингвистическая игра «Испорченный телефон».
Раздел 5. Речевой этикет - 4ч.
Тема 5.1 Правила речевого этикета -1ч.
Теория: Лингвистическая игра «Кто больше».
Тема 5.2 Правила речевого этикета -1ч.
Практика: Лингвистическая игра «Кто больше».
Тема 5.3 Формулы речевого этикета -1ч.
Теория: Кроссворд «Зри в корень».
Тема 5.4 Обобщение и закрепление изученного -1ч.
Практика: Закрепление пройденного.

Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
• воспитано уважение к русскому языку как языку межнационального
общения в полиэтническом регионе;
• сформированы культура общения и поведения в социуме, навыки
взаимодействия
обучающихся
посредством
коллективной
творческой деятельности.
Предметные:
У обучающихся будет/будут:
• развит интерес к предмету;
• развита письменная речь обучающихся, сформирована письменная
грамотность, пополнен теоретико-литературный словарь;
• совершенствованы орфографические, пунктуационные,
лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся.
Метапредметные:
У обучающихся будет /будут:
• развита мотивация к языковому творчеству;
• развиты наблюдательность, самостоятельность, инициатива;

• стимулировано стремление знать, как можно больше о русском
языке;
• развиты способности самостоятельно добывать новые знания;
• развиты навыки работы с различными источниками информации.

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график
Год
обучения
1-ый год
обучения
(стартовый)

Дата
Дата
Количество Количество
начала
окончания
учебных
учебных
учебного
учебного
недель
часов в
периода
периода
месяц
02.09.2024г 31.05.2025г.
36
36

Режим
занятий
1 раз в
неделю по
1 ч.

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и
стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28,09,2020 г, № 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2,4,3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»), Предметно-развивающая среда
соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы,
На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена
санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими: среднее профессиональное или высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт
дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения
квалификации по профилю деятельности,

Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:
• учебный кабинет;
• столы;
• стулья;
• классная доска;
• стеллажи;
• компьютер педагога;

• интерактивная панель с мобильной стойкой;
• магнитно-маркерная доска;

Формы аттестации и виды контроля
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

беседа;
викторина;
игра «Вопрос-ответ»;
конкурс;
итоговое занятие;
тренинг;
тестирование;
словесно-ролевая игра;
опрос;
лингвистическая игра.

Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики.
С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется
поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения у ребят
формируются начальные знания, умения и навыки. На основном этапе
обучения продолжается работа по усвоению нового и закреплению
полученных знаний умений и навыков. На завершающем этапе обучения
обучающиеся могут работать по собственному замыслу над созданием
собственного проекта и его реализации. Таким образом, процесс обучения
осуществляется от репродуктивного к частично-продуктивному уровню и к
творческой деятельности.
✓ входной - проводится в начале обучения по программе,
предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства
с ним (наблюдение, устный опрос, анкетирование).
✓ промежуточный – проводится в середине учебного года с целью
определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение,
творческое задание).
✓ итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью
определения качества усвоения программного материала и проводится
в виде выполнения творческих заданий.
Оценочные материалы
✓ тесты;
✓ карточки (индивидуальные, диагностические).

Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и
результаты мониторинга находится в папке у педагога).
Критерии оценки результатов освоения программы
Максимальное количество баллов по заданию – 5 баллов. За каждый
пункт обучающийся может набрать по 1 баллу.
5- баллов – работа выполнена безупречно;
4-5 баллов - работа выполнена аккуратно, ноимеются незначительные
ошибки;
3-4 балла - в работе допущены грубые ошибки.
Методическое и дидактическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение включают в себя:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии: групповое обучение, дифференцированного
обучения, коллективной творческой деятельности.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации
сотрудничества детей, активное включение каждого обучающегося
в
учебный процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что
не посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает
комфортное условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между
обучающимися .
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса,
при котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с
учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих
качеств.
Коллективная творческая деятельность — это организация совместной
деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном
творчестве, планировании и анализе результатов.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом
занятии проводятся физминутки, ритмические паузы, с музыкальным
сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить,
может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить
иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению
обмена веществ, активнее идут восстановительные процессы.
2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной
группе надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка.

3. Кабинет для занятий оборудован столами и стульями по росту
обучающихся и физическими характеристиками, магнитной доской,
компьютером и различными инструментами, и материалами, необходимыми
для занятий.
4. Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной
работы образовательной программы внесены: «Как организовать свой день?
Режим», «О пользе витаминов», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др.
5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Так как одинаковое
напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть
направлены на симметричное расслабление одних мышц и напряжение
других. Только так можно помочь организму в формировании правильной
осанки.
Специальные технологии - это алгоритм работы педагога, в котором все его
усилия выстроены в заданном порядке и направлены на достижение
запланированного результата.
Наиболее перспективные и часто используемые педагогические технологии:
-развивающее обучение;
-проблемно- исследовательский подход;
-игры;
-информационно- коммуникативные технологии(ИКТ);
-здоровьесберегающие технологии;
Формы организации учебного занятия: беседа, конкурс, конференция,
круглый стол, мастер- класс, наблюдение, практическое занятие, экскурсия.
Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные,
технологические карты, задания.

Алгоритм учебного занятия
I. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места.
(2-3 минуты).
II. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут).
• Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут.
• Анализ задания (в зависимости от сложности 3-5 минут).
• Объяснение нового материала (3-5 минут).
III. Физкультминутка.
IV. Практическая часть (20-30 минут).
V. Физкультминутка.
VI. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут).
VII. Заключительная часть (6-8 минут).

Список литературы для педагогов
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово.– М.: Просвещение, 1987.–207с.
2. Введенская Л.А. От собственных имён к нарицательным.– М.:
Просвещение, 1989.–142с.
3. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. [Электронный ресурс] М.: Просвещение, 1974.–124с. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2016
4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург ТОО.
Издательство «АРГО», 2016 г.
5. Волина В. В. Игры с буквами и словами. – М.:АСТ-Пресс, 1996.
6. Голанова Е.И. Как возникают названия. - М.: Просвещение, 1989.–142с.
7. Граник Г.Г. Секреты орфографии.– М.: Просвещение, 1991.–220с.
Список литературы для обучающихся

1. Занимательный русский язык. Онлайн-упражнения.
2. Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках:
Учебное пособие по русскому языку для 5- 6 классов – М., 1998г.
3. Любич Д.В. Лингвистические игры. – СПб: Издательство Буковского,
1998г.
4. Корешкова.Т.В. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы.
6 класс. – М.: Ассоциация 21 век, 2016г.

Интернет - ресурсы
https://sci.house/orfografiya-grafika-fonetika-scibook/sovremennoe-russkoepismo-posobie-dlya.html
https://semya
plus,ru/sites/default/files/iskusstvo_upravlyat_ludmi_i_samim_soboy,pdf
https://refdb,ru/look/1425127-pall,html
https://search,rsl,ru/ru/record/01009589388
https://www,booksite,ru/bookshop/nauka/psiholog?product_id=5538
https://plati,market/itm/derekleeva-n-i-modul-nyj-kurs-motivaciiuchashhikhsja/937363
https://iknigi,net/avtor-e-emelyanova/75005-rasskazhite-detyam-o-transporte-eemelyanova/read/page-1,html

Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Словесник»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся – от 8 до 10 лет
Срок реализации: 1-ый год обучения
Форма обучения: очная
Автор - составитель: Мирзова Светлана Владимировна - педагог
дополнительного образования.

г.п.Терек 2024г.
Данная программа социально – гуманитарной направленности
представляет собой систему развития, основой которой является
интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности.
Программа акцентирует внимание на развитии реальных навыков владения
языком как важнейшим коммуникативным средством, обуславливающим
успешное взаимодействие в служебной и частной жизни.
Цели и задачи программы:
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей;
развитие письменной грамотности, улучшение коммуникативных навыков.
Задачи программы:
Личностные:

-воспитать уважение к русскому языку как языку межнационального
общения в полиэтническом регионе;
- воспитать чувства гражданственности и патриотизма;
- формировать культуру общения и поведения в социуме, навыки
взаимодействия обучающихся посредством коллективной и индивидуальной
творческой деятельности,
Предметные:
- способствовать развитию интереса к предмету;
- развивать письменную грамотность, пополнять теоретиколитературный словарь;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные,
лингвистические и коммуникативные компетенции обучающихся,
Метапредметные:
- развивать мотивацию к языковому творчеству;
- развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
- стимулировать стремление знать, как можно больше о русскомязыке;
- развивать способность к овладению и стремлениюсамостоятельно
добывать новые знания;
- развивать навыки работы с различными источниками информации,
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
• воспитано уважение к русскому языку как языку межнационального
общения в полиэтническом регионе;
• сформированы культура общения и поведения в социуме, навыки
взаимодействия
обучающихся
посредством
коллективной
творческой деятельности.
Предметные:
У обучающихся будет/будут:
• развит интерес к предмету;
• развита письменная речь обучающихся, сформирована письменная
грамотность, пополнен теоретико-литературный словарь;
• совершенствованы орфографические,
• пунктуационные,лингвистические и коммуникативные навыки
обучающихся.
Метапредметные:
У обучающихся будет /будут:
• развита мотивация к языковому творчеству;

• развиты наблюдательность, самостоятельность, инициатива;
• стимулировано стремление знать, как можно больше о русском
языке;
• развиты способности самостоятельно добывать новые знания;
• развиты навыки работы с различными источниками информации.

Календарно-тематический план
№

1.1

1.2

1.3

1.4

Дата занятия
по
по
плану факту

Наименование
раздела, темы

Кол-во
часов

Содержание деятельности
теоретическая
практическая
часть занятия
часть занятия
Раздел 1. Секреты устной речи – 13ч.
Вводное занятия.
1
Правила поведения в
ТБ.
объединении,
знакомство с группой.
1
История
Работа с первоисточни
возникновения
ками.
письменности.
1
Секреты устной
Роль
речи.
интонации
в
устной речи.
1
Загадки русского
Презентация
словообразования.
творческой
работы.

Форма аттестации /
контроля

Беседа

Коллективная работа
Игра «Кто быстрее».

Словесно-ролевая
игра «Загадки –
отгадки».

1.5

Тайны русского
слова.

1

Словообразовательная
модель слова.

Беседа.

1.6

Секреты
письменной речи.

1

Изменения
морфемном
слова.

Лингвистическая
игра.

1.7

Секреты

1

в
составе
Секрет

Текущий контроль.

грамматики и
пунктуации.

правописания
морфем.

Проверочная работа.

1.8

Тысяча лиц одного
языка.

1

1.9

Звучание и
написание слов.

1

1.10

Звуковые повторы
в речи.

1

1.11

Роль интонации в
устной речи.

1

1.12

Роль интонации в
устной речи.

1

Звуковые
повторы
речи.

1.13

Обобщающее
занятие «Кто
говорит – сеет, кто
слушает –
собирает».

1

Тайны письма.

Зачем нужно
алфавит.
Зачем нужно
алфавит.

Как
Итоговая аттестация.
пунктуационн
ые
знаки
помогают
передавать
смысл
высказывания.
знать
Беседа
знать

Этимология слов.

Викторина
«Говорим
правильно».
Викторина
«Говорим
правильно».
Словесно-ролевая
в игра «Говорю
молча».
Словесно-ролевая
игра «Пойми меня».

2.1

Раздел 2. Загадки русского словообразования – 7ч.
1
Словообразователь
Словарный
состав
ная модель слова.
русского языка.
Словообразователь
ное гнездо
однокоренных
слов
Изменения в
морфемном
составе слова.
Этимология слов.
Работа со
словарями.

1

Особенности
употребления слова в
художественном тексте.

1

Работа со словарями.

2.5

Этимология слов.
Работа со
словарями.

1

2.6

Сказочные
превращения.

1

2.7

Сказочные
превращения.

1

2.2

2.3

2.4

3.1

1

Использование
сказочных персонажей.

Раздел 3. Секреты письменной речи -6ч.
1
Зачем нужно знать
Работа со словарями.
алфавит.

Кроссворд
«Удивительные
слова».
Кроссворд
«Удивительные
слова».
Лингвистическая
игра «Аукцион
синонимов».
Словообразова Тренинг «Мои
тельное гнездо успехи».
однокоренных
слов.
Звучание
и Тренинг «Мои
успехи».
написание
слова.
Лингвистическая
игра «Смотри, не
ошибись».
Обобщающее
Лингвистическая
игра «Смотри, не
занятие.
ошибись».
Беседа.

3.2

Секрет
правописания
морфем.

1

3.3

Как
пунктуационные
знаки помогают
передавать смысл
высказывания.
Не пером пишут –
умом. Тайны
письма.

1

Тайны письма.

Игра «Вопрос –
ответ».

1

Презентация
творческой
работы.

Викторина.

3.5

Бенефис знаний.

1

Игра «Вопрос –
ответ»

3.6

Бенефис знаний.

1

Исследование
данной темы.
Исследование
данной темы.

3.4

4.1
4.2

4.3

Изменения
морфемном
слова.

в
составе

Игра «Вопрос –
ответ».

Игра «Вопрос –
ответ».

Раздел 4. Загадки русского слова – 6ч.
1
Словарный состав
Работа со словарями.
Беседа.
русского языка.
1
Особенности
Творческая
Беседа
употребления
работа
по
слова в
данной теме.
художественном
тексте.
1
О чём
Фразеология
в
Викторина «Знаток
рассказывают
фразеологии».
художественных
фразеологизмы.
произведениях.

4.4

О чём
рассказывают
фразеологизмы.

1

4.5

Фразеология в
художественных
произведениях.
Фразеология в
художественных
произведениях.

1

4.6

5.1
5.2

Фразеология в Викторина «Знаток
художественн фразеологии».
ых
произведениях.
Языковые
средства
Викторина «Знаток
фразеологии».
выразительности.
Языковые
средства
выразительнос
ти.

1

Раздел 5. Речевой этикет - 4ч.
1
Правила речевого
этикета.
1
Правила речевого
этикета.

5.3

Формулы речевого
этикета.

1

5.4

Обобщение и
закрепление
изученного.

1

Умение вести себя в
общественных местах.

Лингвистическая
игра
«Испорченный
телефон».
Лингвистическая
игра «Кто больше».

Умение вести Лингвистическая
себя
в игра «Кто больше».
общественных
местах.
Специфика
русского
Кроссворд «Зри в
корень».
речевого этикета
Подведение
Беседа.
итогов.

Итого: 36ч.

Приложение 2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КБР МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«СЛОВЕСНИК»

Адресат: обучающиеся от 8 до 10 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор - составитель : Мирзова Светлана Владимировна, педагог дополнительного
образования.

г.п. Терек, 2024г.

Характеристика объединения «Словесник».
Деятельность объединения «Словесник» имеет социально – гуманитарную
направленность.
Количество обучающихся в объединении составляет 60 человек.
Из них мальчиков _____, девочек _______
Обучающие имеют возрастную категорию от 8 до 10 лет
Формы работы: групповые.
Направления работы:
1.Гражданско-патриотическое воспитание.
2.Духовно-нравственное воспитание.
3.Художественно-эстетическое воспитание.
4.Спортивно-оздоровительное воспитание.
5.Физическое воспитание.
6.Трудовое и профориентационное воспитание.
7.Экологическое воспитание.
8.Воспитание познавательных интересов.
Цель воспитательной работы:
- совершенствование системы воспитательной работы по развитию
творческой, интеллектуальной, инициативной, духовно-нравственной и
физически здоровой личности, способной к успешной социализации и
адаптации в обществе.
Задачи воспитательной работы1. Сохранять и совершенствовать поиск инновационных форм
воспитательной деятельности.
2. Развивать социальную активность, нравственные качества, активную
гражданскую позицию обучающихся через разнообразные формы
воспитательной работы.
3. Обеспечивать активную поддержку творческих инициатив
участников образовательного процесса.
4. Формировать у обучающихся ключевые компетентности в вопросах
здоровья и здорового образа жизни.
5. Достигать совместными действиями обучающихся, педагогов,
родителей, положительных результатов в различных сферах
социально-педагогической и творческой деятельностях.
6. Укреплять взаимодействие с учреждениями и организациями
социума.
Планируемый результат воспитания:
1. Овладение обучающимися способностью выбора деятельности,
которая им поможет достичь наибольшего успеха.

2. Приобретение социального опыта детьми.
3. Разработка модели управления воспитательной системой, адекватной
задачам программы.
4. Расширение границ социокультурного воспитательного пространства.
Работа с коллективом обучающихся:
- формирование практических умений по организации органов
самоуправления этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной
деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
Работа с родителями
Последовательность работы с родителями выстраивается следующим образом:
- определение направлений работы с родителями:
• что мы хотим?
• что мы имеем?
• что мы можем иметь?
• что мы получим?
- изучение семьи;
- информирование и обучение родителей;
- осуществление совместной деятельности;
- анализ промежуточных результатов и корректирование работы.
На встречах и родительских собраниях детально раскрываются следующие
вопросы:
- знакомство родителей с центром, укладом жизни, традициями;
- очерчивание круга проблем, с которыми обычно сталкиваются дети и
родители при обучении;
- знакомство родителей с образовательной программой и ее необходимым
ресурсным обеспечением, умениями, которыми будут владеть дети в
результате ее освоения;
- выступление родителей старших детей перед младшими;
- обсуждение вопросов участия родителей в жизнедеятельности центра, а
также вопросов помощи родителям со стороны учреждения.

Календарный план воспитательной работы
№ Направление
воспитательно
й работы
1 Гражданскопатриотическое
направление.

Наименовани
Срок
Ответствен
е
выполне
ный
мероприятия
ния
День
Сентябрь Мирзова
открытых
С.В.
дверей «Будем
знакомы»

2

Физическое
воспитание.

Октябрь

Мирзова
С.В.

3

Спортивно –
«ПрофилакНоябрь
оздоровительно тикаCOVIDе.
19, гриппа,
ОРВИ и
других
вирусных
инфекций».
«Закаляйся,
если хочешь
быть здоров».
Художественно Подготовка и Декабрь
– эстетическое участие в
воспитание.
новогодних
мероприятиях.
«Как
организовать
свой день?
Режим»

Мирзова
С.В.

Викторина
Воспитание
познавательных «Что?Где?
Когда?
интересов.
«О пользе
витаминов»

Мирзова
С.В.

4

5

«Веселые
старты»

Февраль

Мирзова
С.В.

Планируе Примеча
мый
ние
результат
Привлечен
о внимание
детей и
родителей
к
деятельнос
ти
объединен
ия.
Развиты
физические
качестваа
ребенка.
Приобщен
о
обучающи
хся к
здоровому
образу
жизни.

Развит
творческий
потенциал
детей.

Сформиров
ана
потребност
ьв
приобртен
ии новых
знаний.

6

Духовно –
нравственное
воспитание.

7

Трудовое и
профориентаци
онное
воспитание.

8

Конкурсная
программа
«Добро и зло,
истина и
ложь»

Март

Экскурсия в
Апрель
ЦРБ с целью
познакомитьс
я с людьми
данной
профессии.
Круглый стол
Май
Гражданскопатриотическое « Спасибо
деду за
направление
победу!»

Мирзова
С.В.

Мирзова
С.В.

Мирзова
С.В.

Сформиров
аны
Ценностны
е
представле
ния о
морали, об
истинных
понятиях
этики.
Сформиров
аны знания
о людях
данной
профессии.
Развито
чувство
гордости за
свою
Родину,
своих
прадедов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».