ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Развитие личностных компетенций» Уровень программы: базовый Вид программы: модифицированный Адресат: обучающиеся от 7 до10 лет. Срок реализации: 1 год, 81ч. Форма обучения: очная Автор - составитель: Мирзова Светлана Владимировна – педагог дополнительного образования. . г.п.Терек 2024г. Раздел 1: Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Развитие личностных компетенций». Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие личностных компетенций» реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» и представляет собой систему развития, основой которой является интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к жизни. Направленность программы: социально – гуманитарная. Уровень программы: базовый. Вид программы: модифицированный. Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Национальный проект «Образование». 3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 4. Конвенция ООН о правах ребенка. 5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 9. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 11. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 12. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 13. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 14. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). 16. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 17. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 18. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 20. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». 22. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». 23. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 24. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования 3 детей в КБР». 25. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». 26. Устав Центра. Актуальность общеразвивающей программы заключается в том, что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р г., а именно: Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.: Формирование знаний и умений не самоцель, а средство для формирования и развития личности ребенка: его общей культуры, своих возможностей, раскрытие интеллектуальных и личностных качеств (познавательных, волевых, эмоциональных), овладение детьми ведущими видами деятельности (игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной), умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, обеспечивающих полноценное развитие личности дошкольника и направленных на его успешную социализацию. Новизна: заключается в создании мотивирующей образовательной здоровьесберегающей среды, в которой созданы условия для персонализации обучения и развития осознанного отношения к себе и окружающим, воспитания психологически самодостаточной, зрелой личности, способной находить свое место в сложном мире, в условиях непредсказуемости и неопределенности адекватно реагировать на непрерывные изменения, принимать осознанные, ответственные и мотивированные решения, ставить созидательные цели и достигать их в гармонии с собой и с мира. Педагогическая целесообразность. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим. Программа предполагает гибкое построение образовательной деятельности в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия обучающихся и развитие их способностей. Работа в творческом объединении осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Реализация целей и задач осуществляется через освоение детьми практически ориентированных знаний и навыков, которые в той или иной мере дает каждый входящий в программу раздел. Программа включает в себя все виды деятельности, необходимые для полноценного развития ребенка данного возраста. Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих программ в том, что, программа построена на формирование и систематизацию знаний и умений. Практическая направленность коррекции проблемных зон в развитии ребенка (интеллектуальном, 4 эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. В программе используются активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Адресат программы: обучающиеся от 7 до 10 лет. Принимаются все желающие от 7 до 10 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Срок реализации: 1 год – 81 ч. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 и 1,25 академических часа с 10 минутным перерывом, продолжительность занятий 40 минут. Форма обучения: очная Формы занятий: индивидуальные, групповые. Особенности организации образовательного процесса: Традиционная модель реализации программы. Последовательное освоение содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для формирования компетентной личности, способной к полноценному и эффективному участию в различных сферах жизнедеятельности. Задачи программы: Личностные: • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • уважительно вести диалог со сверстниками и взрослыми; • употреблять вежливые слова в случае неправоты; • совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в возникающих ситуациях конфликтов интересов. Предметные: • развивать творческие способности; • способствовать овладению начальными представлениями познания мира; 5 • познакомить с начальными представлениями о целостности окружающего мира; • развивать познавательную активность и любознательность; • развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развить мелкую моторику рук, координацию движения; • развивать связную речь, активный словарь. Метапредметные: • сформировать понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • научить классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформировать навыки здорового и безопасного образа жизни. Учебный план № п/п Название темы 1.1 Цели и задачи курса. Режим работы. Формулировка правил поведения на занятиях. 2.1 2.2 2.3 2.4 Количество часов Всего Теория Практика I. Вводное занятие 1ч. 1 1 II. Конструктор успеха 9ч. Мои способности для 1,25 общей пользы. Рука помощи. Жизнь в 1 1 обществе. Человек, природа, 1,25 общество. Связанные одной целью. 1 1 2.5 Мир во мне и я для мира. 2.6 Копилка добрых дел. 2.7 Тренинг «Развитие лидерских качеств». 2.8 Мои планы на будущее. Форма аттестации/ контроля 1,25 1 1,25 Тренинг «Мои успехи». Беседа 1,25 Игра «Вопрос – ответ» Беседа 1,25 Беседа Беседа 1 1,25 1,25 1 1 6 Беседа Беседа Тренинг III. Профессии 6.75ч. 3.1 Многообразие мира профессий. Знакомство с профессиями актера, режиссера, стилиста. 3.2 Знакомство с профессиями фотографа, флориста, ювелира. 3.3 Знакомство с профессиями тренера, библиотекаря, логопеда. 3.4 Адвокат и прокурор на страже закона. 3.5 Знакомство с профессией спасателя 3.6 Итоговое занятие «Самые опасные профессии». IV. Сказкотерапия 18 ч. 4.1 Психологическая сказка как средство развития самосознания. 4.2 Чему может научить сказка? 4.3 Почему в сказке всегда побеждает добро? 4.4 Развитие навыков общения через сказку. 4.5 Какие ты знаешь виды сказок? 4.6 Сочиним свою сказку. Бытовая сказка. 4.7 Сочиним свою сказку. Волшебная сказка. 4.8 Твой любимый сказочный герой. Хотел бы ты быть на него похож и почему? 4.9. Изменение сказочной развязки. 4.10 Изменение сказочной 1,25 1,25 Выставка детских работ 1 Игра «Вопрос – ответ» 1 1,25 1,25 1 Беседа 1 1,25 1,25 1 1,25 1 1,25 1 1,25 1 1,25 1 1,25 1 1 7 Эссе Конкурс 1 1,25 Беседа Эссе 1 1,25 Беседа Беседа 1 1,25 Викторина Беседа 1 1,25 Конкурс Итоговое занятие 1 1,25 Викторина Игра «Вопрос – ответ» Игра «Вопрос – развязки. 4.11 Кто угадал сказочного героя? Придумать свою концовку сказки. 4.12 Дополни пересказ. 4.13 Дорисуй соседу сказку. 4.14 Решение личностных и межличностных проблем с помощью сказки. 4.15 Аудио сказки. 4.16 Аудио сказки. V. Зелёная тропинка 13.5ч. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 Деревья, кустарники и травы. Сохраним Планету зеленой. Какие ты знаешь декоративные растения? Овощи и фрукты. Сходство и различие. Полезные витамины. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. По каким повадкам можно узнать животных? В мире птиц. Какие виды птиц ты знаешь? Домашние животные. Какая польза от домашних животных? Домашние животные. Как человек приручил животных? В мире насекомых. Польза и вред насекомых. Времена года: осень, зима. Чем каждое время года радует 1,25 1,25 1 1,25 1 1 1 1,25 1,25 1 1 Беседа Беседа 1,25 Беседа Беседа 1 1,25 1 Беседа Выставка детских работ Выставка детских работ 1,25 1 1,25 ответ» Беседа 1,25 Беседа 1,25 Беседа 1 1,25 1 Беседа 1 1,25 1,25 1 Беседа 1 1,25 1,25 1 1,25 8 Беседа Беседа 1 1,25 Беседа Беседа окружающую среду? 5.12 Времена года: весна, 1 1 лето. Особенности весенне – летнего периода. VI. Секреты художественного мастерства 21.5 ч. 6.1 Работа с природным 1,25 материалом. Аппликации. 6.2 Знакомство с понятием коллаж. 6.3 Коллажи. Три вида коллажа. 6.4 Разноцветная мозаика (семена гальки). 6.5 Разноцветная мозаика (семена гальки). 6.6 Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь». 6.7 Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь». 6.8 Контурное вырезание из бумаги «Сказочные деревья». Создание картины. 6.9 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора). 6.10 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора). 6.11 Панно из разноцветных косичек. 6.12 Панно из разноцветных косичек. 1 1 1 1,25 Выставка детских работ Выставка детских работ Игра «Вопрос – ответ» 1,25 1 1,25 1 1,25 9 Выставка детских работ Выставка детских работ 1 1 Выставка детских работ Выставка детских работ 1 1,25 1 Конкурс 1 1,25 6.14 Панно «Аквариум» (аппликация). 1,25 1 1,25 Беседа Конкурс 1 1,25 Беседа Беседа 1,25 1 1,25 1,25 1 1,25 6.13 Панно «Аквариум» (аппликация). Беседа Выставка детских работ Выставка детских работ 6.15 Аппликация «Ежи – грибник». 1,25 6.16 Аппликация «Ежи – грибник». 1 6.17 Изготовление сувенира из пластиковой посуды. 1,25 6.18 Композиция «Веточка в инее». 1 6.19 Композиция «Веточка в инее». 1,25 Выставка детских работ 1 1,25 Выставка детских работ 1,25 Выставка детских работ Выставка детских работ 1 1,25 Выставка детских работ VII. Песочная терапия 11.25 ч. 7.1 Конструирование из песка. 7.2 Рисование цветным песком. 7.3 «Песочные узоры» «Геометрические фигуры» 7.4 Составление узоров на песке. 7.5 «Живые картинки на песке» «Осенние листья» 7.6 Создание картин на песке. 7.7 «Моя Вообразилия» «Животные на песке» 7.8 Создание песочных композиций. 7.9 «Наше творчество» 7.10 Разыгрывание сказок на песке. ИТОГО: 1 Конкурс 1 1,25 1,25 1 Конкурс 1 1,25 1,25 1 1,25 1 1,25 1 1,25 81ч. 36 ч. 10 Конкурс Конкурс 1 1,25 Конкурс Конкурс 1 1,25 Конкурс Конкурс 1 1,25 Конкурс 45 ч. Конкурс Содержание учебного плана Раздел 1: Вводное занятие 1ч. Тема 1.1 Цели и задачи курса. Режим работы. Формулировка правил поведения на занятиях. - 1 ч. Теория: правила поведения в кружке, знакомство с группой. Раздел 2: Конструктор успеха 9ч. Тема 2.1 «Мои способности для общей пользы» 1,25 ч. Практика: основные правила и приемы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? как принято? как лучше? Тема 2.2 Рука помощи. Жизнь в обществе - 1 ч. Теория: уместность использования этикетных выражений извинения, благодарности, просьбы, приглашения, обращения, приветствия, поздравления, пожелания. Тема 2.3 Человек, природа, общество – 1,25ч. Практика: составление алгоритма. Тема 2.4 Связанные одной целью. - 1 ч. Теория: постановка цели, составление мини – проекта. Тема 2.5 Мир во мне, и я для мира - 1.25ч. Практика: воспитание человечности, милосердия. Тема2.6 Копилка добрых дел - 1 ч. Теория: воспитание желание бескорыстно совершать добрые дела. Тема 2. 7 Тренинг «Развитие лидерских качеств» - 1.25ч. Практика: игровой тренинг на сплочение коллектива и создание образа лидера «Лидер – это…». Тема 2. 8 Мои планы на будущее - 1 ч. Теория: умение составлять планы на будущее. Раздел 3: Профессии – 6.75ч. Тема 3.1 Многообразие мира профессий. Знакомство с профессиями актера, режиссера, стилиста - 1.25ч. Практика: знакомство с людьми разных профессий. Тема3. 2. Знакомство с профессиями фотографа, флориста, ювелира - 1 ч. Теория: просмотр видеоролика о людях, данных профессий. 11 Тема 3.3. Знакомство с профессиями тренера, библиотекаря, логопеда - 1.25ч. Практика: просмотр видеоролика о людях, данных профессий. Тема3.4. Адвокат и прокурор на страже закона - 1 ч. Теория: просмотр видеоролика о людях, данных профессий. Тема 3. 5. Знакомство с профессией спасателя - 1.25ч. Практика: просмотр видеоролика о людях героических профессий. Тема 3.6. Итоговое занятие «Самые опасные профессии» -1ч. Теория: просмотр видеоролика о людях героических профессий. Раздел 4. Сказкотерапия- 18 ч. Тема 4.1. Психологическая сказка как средство развития самосознания - 1.25ч. Практика: собирание и исследование сказок и мифов. Тема 4.2. Чему может научить сказка? - 1 ч. Теория: просмотр русских народных сказок Тема 4.3. Почему в сказке всегда побеждает добро?1.25ч. Практика: беседа по теме. Тема 4.4. Развитие навыков общения через сказку - 1 ч. Теория: умение различать виды сказок. Тема 4.5. Какие ты знаешь виды сказок? - 1.25ч. Практика: умение различать виды сказок. Тема 4.6. Сочиним свою сказку. Бытовая сказка - 1 ч. Теория: развитие образного мышления. Тема 4.7. Сочиним свою сказку. Волшебная сказка - 1.25ч. Практика: конкурс на лучшую сказку. Тема 4.8. Твой любимый сказочный герой. Хотел бы ты быть на него похож и почему? - 1 ч. Теория: беседа и обсуждение любимого сказочного героя. Тема 4. 9. Изменение сказочной развязки - 1.25 ч. Практика: проблемная ситуация, наблюдение. Тема 4.10 Изменение сказочной развязки - 1ч. Теория: чтение русской народной сказки «Лиса и козел». 12 Тема 4.11 Кто угадал сказочного героя? Придумать свою концовку сказки - 1.25ч. Практика: ролевая игра. Тема 4.12 Дополни пересказ - 1 ч. Теория: активизация мыслительных процессов. Тема 4.13 Дорисуй соседу сказку - 1.25ч. Практика: конкурс на лучший рисунок. Тема 4.14 Решение личностных и межличностных проблем с помощью сказки - 1 ч. Теория: конкурс на лучший рисунок. Тема 4.15 Аудио сказки - 1.25ч. Практика: прослушивание и распознавание сказок. Тема 4.16 Аудио сказки - 1 ч. Теория: прослушивание и распознавание аудио сказок. Раздел 5: Зелёная тропинка 13.5 ч. Тема 5.1. Деревья, кустарники и травы. Сохраним планету зеленой - 1.25 ч. Практика: ассортимент оранжерейных растений для аранжировки. Тема 5.2 Какие ты знаешь декоративные растения? - 1 ч. Теория: редкие растения и их охрана; растения, занесенные в Красную книгу. Тема 5.3 Овощи и фрукты. Сходство и различие. Полезные витамины - 1.25ч. Практика: работа с фруктами и овощами, другими плодами. Тема 5.4. Съедобные и ядовитые растения -1 ч. Теория: работа с тестами. Тема 5.5 Лекарственные растения - 1.25ч. Практика: редкие растения и их охрана; растения, занесенные в Красную книгу. Тема 5.6 По каким повадкам можно узнать животных? - 1ч. Теория: просмотр видеоролика о животных Тема 5.7 В мире птиц. Какие виды птиц ты знаешь? – 1,25ч. Практика: экскурсия в парк, наблюдение за птицами. Тема 5.8 Домашние животные. Какая польза от домашних животных? - 1 ч. 13 Теория: просмотр мультфильмов с домашними животными. Тема 5.9 Домашние животные. Как человек приручил животных? – 1,25ч. Практика: умение отличать домашних животных от диких. Тема 5.10. В мире насекомых. Польза и вред насекомых - 1 ч. Теория: просмотр видеоролика о насекомых. Тема 5.11 Времена года: осень, зима. Чем каждое время года радует окружающую среду? – 1,25ч. Практика: уметь различать времена года по признакам. Тема 5.12 Времена года: весна, лето. Особенности весенне-летнего периода - 1 ч. Теория: знакомство с временами года. Раздел 6: Секреты художественного мастерства 21.5ч. Тема 6.1 Работа с природным материалом. Аппликации – 1,25ч. Практика: техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе. Тема 6. 2. Знакомство с понятием коллаж - 1 ч. Теория: правила сбора природного материала. Тема 6.3 Коллажи. Три вида коллажа – 1,25 ч. Практика: изготовление композиций с использованием еловых и сосновых шишек. Тема 6.4 Разноцветная мозаика (семена гальки) - 1 ч. Теория: изготовление искусственного цветка розы. Тема 6.5 Разноцветная мозаика (семена гальки) - 1.25ч. Практика: работа с природным материалом. Тема 6.6 Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь» - 1ч. Теория: изготовление открытки «Лебедь». Тема 6.7 Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь».1.25 ч. Практика: разнообразие природных материалов для изготовления аппликаций. Тема 6.8 Контурное вырезание из бумаги «Сказочные деревья». Создание картины - 1 ч. Теория: вырезание полосок для скручивания трубочек. Тема 6. 9 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора) - 1.25ч. Практика: выполнение простейшего изделия. 14 Тема 6.10 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора). - 1 ч. Теория: изготовление полуобъёмных изделий. Тема 6.11 Панно из разноцветных косичек - 1.25ч. Практика: смешанная техника: пейп-арт и оригами. Тема 6.12 Панно из разноцветных косичек - 1 ч. Теория: способы окраски в стиле пейп-арт. Тема 6.13 Панно «Аквариум» (аппликация) - 1.25 ч. Практика: изготовление открытки. Тема 6.14 Панно «Аквариум» (аппликация) - 1 ч. Теория: изготовление открытки. Тема 6.15. Аппликация «Ежик – грибник» - 1.25 ч. Практика: изготовление объемных изделий. Тема 6.16 Аппликация «Ежик – грибник» - 1ч. Теория: изготовление поделки «Ежик». Тема 6.17 Изготовление сувенира из пластиковой посуды - 1.25ч. Практика: изготовление объемных изделий. Тема 6.18 Композиция «Веточка в инее» - 1 ч. Теория: изготовление праздничной открытки. Тема 6.19 Композиция «Веточка в инее» - 1.25ч. Практика: разнообразие природных материалов для изготовления аппликаций. Раздел 7: Песочная терапия 11.25 ч. Тема 7.1 Конструирование из песка.1ч. Теория: знакомство с песком и его структурой, песочными столами и инструментами для рисования, техникой безопасности. Тема 7.2 Рисование цветным песком – 1,25 ч. Практика: история жанра «песочная анимация». Тема 7. 3 «Песочные узоры», «Геометрические фигуры» -1 ч. Теория: освоение приема получения изображения путем отпечатков. Рисуем фактуру различными предметами. Тема 7.4 Составление узоров на песке – 1,25 ч. 15 Практика: рисование фактуры различными предметами. Тема 7.5 «Живые картинки на песке» «Осенние листья» - 1 ч. Теория: знакомство со способами рисования различных по форме деревьев и кустарников. Тема 7.6 Создание картин на песке – 1,25ч. Практика: создание песочных картин: «Зимний пейзаж», «Еловый лес», «Дерево с характером» - рисование деревьев разных пород. Тема 7.7 «Моя Вообразилия» «Животные на песке» - 1 ч. Теория: просмотр видеоролика, знакомство с разными способами рисования цветов. Тема 7.8 Создание песочных композиций – 1,25ч. Практика: рисование песочных картин: «Сказочный цветок», «Букет цветов в вазе». Тема 7.9 «Наше творчество» - 1 ч. Теория: рисование сюжета из сказки. Тема 7.10 Разыгрывание сказок на песке – 1,25ч. Практика: засыпание фона песком по спирали Планируемые результаты: В результате освоения данной общеразвивающей программы обучающиеся достигнут следующих образовательных результатов: Личностные: • у обучающихся будет / будут: сформировано понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере зависит от него самого; • развиты навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательного и бесконфликтного общения, восприятия мнения других; • сформирована уверенность в себе и самостоятельность; • развито стремление к взаимодействию и сотрудничеству. • сформирована способность контролировать свое поведение. Предметные: • у обучающихся будет / будут: развиты творческие способности; • сформированы начальные представления познания мира; 16 • • • • • сформированы начальные представления о целостности окружающего мира; развита познавательная активность и любознательность; мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); развита мелкая моторика рук, координация движений; развита связную речь, активный словарь. Метапредметные: • у обучающихся будет / будут: сформировано понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • развита способность классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформированы навыки здорового и безопасного образа жизни. 17 Раздел 2: «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график Год обучения (уровень программы) 1 год обучения (Базовый) Дата Дата начала окончания обучения обучения по по программе программе 01.09.2024г. 31.05.2025г. Всего учебных недель Количество учебных часов в год Режим занятий 36 81 2 раза в неделю по 1 и 1,25 Условия реализации программы Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметно- развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям. Кадровое обеспечение Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение При реализации программы используется следующее оборудование: • учебный кабинет; • столы; • стулья; • классная доска; • стеллажи; 18 • • • • • • • • • • • • • • • • компьютер учителя; Интерактивная панель с мобильной стойкой; Магнитно-маркерная доска; Цифровой фотоаппарат; Диктофон; Разноцветные подушки; Световой стол для рисования песком; Кукольный театр по мотивам русских сказок; Кукольный театр по мотивам сказок о животных; Кукольный театр по теме Профессии; Ширма для кукольного театра; Колпачки с эмоциями; Набор фигурок семьи европейцев; Набор фигурок людей разных профессий; Музыкальный центр; Многофункциональное устройство. Формы аттестации и виды контроля Формы аттестации: ✓ Беседы о революционных технологиях. ✓ Занятие – познавательное исследование ✓ Комбинированные занятия. ✓ Практические занятия. ✓ Коллективно-творческие занятия. ✓ Опрос. ✓ Самоанализ, взаимоанализ. ✓ Тестирование. ✓ Вопрос-ответ. ✓ Наблюдение. Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики. С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения у ребят формируются начальные знания, умения и навыки. На основном этапе обучения продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний умений и навыков. На завершающем этапе обучения воспитанники могут работать по собственному замыслу над созданием собственного проекта и его реализации. Таким образом, процесс обучения осуществляется от репродуктивного к частично-продуктивному уровню и к творческой деятельности. 19 ✓ входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос, анкетирование). ✓ текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание). ✓ промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание). ✓ итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся. Оценочные материалы ✓ тесты; ✓ карточки (индивидуальные, диагностические). Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и результаты мониторинга находится в папке у педагога). Критерии оценки результатов освоения программы Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт обучающийся может набрать по 1 баллу. 6-7 баллов – работа выполнена безупречно, 4-5 баллов - работа выполнена аккуратно, ноимеется маленький изъян, 3-4 балла - представленная работа выполнена небрежно. Методическое и дидактическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение включают в себя: Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проектный. Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое обучение, дифференцированного обучения, коллективной творческой деятельности. Индивидуальное обучение — это форма работы на занятиях, которая предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного 20 выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации сотрудничества детей, активное включение каждого обучающегося в учебный процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что не посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между обучающимися . Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Коллективная творческая деятельность — это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Здоровьесберегающие технологии: 1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом занятии проводятся физминутки для глаз, ритмические паузы, с музыкальным сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. 2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка. 3. Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов. Кабинет для занятий оборудован столами и стульями по росту обучающихся и физическими характеристиками, магнитной доской, компьютером и различными инструментами, и материалами, необходимыми для занятий бисероплетением. 4. Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной работы образовательной программы внесены: «Как организовать свой день? Режим», «О пользе витаминов», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др. 5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Младший школьный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий бисероплетением мышцы рук напрягаются и развиваются. Так как одинаковое напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть направлены на симметричное расслабление одних мышц и напряжение других. Только так можно помочь организму в формировании правильной осанки. Специальные технологии - это алгоритм работы педагога, в котором все его усилия выстроены в заданном порядке и направлены на достижение запланированного результата. Наиболее перспективные и часто используемые педагогические технологии: -развивающее обучение; -проблемно- исследовательский подход; -игры; -проектный подход; -информационно- коммуникативные технологии(ИКТ); 21 -здоровьесберегающие технологии; Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов, конкурс, конференция, круглый стол, мастер- класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия. Тематика и формы методических материалов: цветовой круг, контрастные цвета, сближенные цвета. Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, образцы изделий. Алгоритм учебного занятия I. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3 минуты). II. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут). • Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут. • Анализ задания (в зависимости от сложности 3-5 минут). • Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут). III. Физкультминутка. IV. Практическая часть (20-30 минут). V. Физкультминутка (гимнастика для глаз). VI. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут). VII. Заключительная часть (6-8 минут). 22 Список литературы для педагогов 1.Адаир Д. Психология лидерства. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с. 2.Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 64 с. 3.Гиппиус С.В. тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб.: Речь.2001. 4.Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации обучающихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с. 5.Кипнис М. Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось- 89, 2006. - 144с.. 6.Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под. Ред. И.В. Дубровиной. - 6-е изд.- М.: Академический проект, 2002. - 128 с.- (Серия «Руководство практического психолога»). 7.Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю. А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2009. - 206 с. Список литературы для обучающихся 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у детей средствами сказки. Томск, 2004г. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи». М., 2003г Бурмистрова Л.Л., Мороз В. Расскажите детям о деревьях. М.: МозаикаСинтез, 2012г. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о лесных животных. М.: Мозаика- Синтез, 2012г. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о насекомых. М.: Мозаика-Синтез, 2008г. Бурмистрова Л.Л., Мороз В. Расскажите детям о космосе. М.: МозаикаСинтез, 2012г. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о транспорте. М.: Мозаика-Синтез, 2012г. Интернет-ресурсы https://scholar.google.ru/citations?user=e2G0u8kAAAAJ&hl=ru https://refdb.ru/look/1425127-pall.html http://geum.ru/next/art-246465.php https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200202914 23 Приложение 1 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Развитие личностных компетенций» Уровень программы: базовый Адресат: обучающиеся от 7 до 10 лет Год обучения: 1 год обучения. Автор - составитель: Мирзова Светлана Владимировна - педагог дополнительного образования г. Терек 2024г. 24 Данная программа социально – гуманитарной направленности представляет собой систему развития, основой которой является интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к жизни. Цель программы: создание условий для формирования компетентной личности, способной к полноценному и эффективному участию в различных сферах жизнедеятельности. Задачи программы: Личностные: • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • уважительно вести диалог со сверстниками и взрослыми; • употреблятьвежливые слова в случае неправоты; • совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в возникающих ситуациях конфликтов интересов. Предметные: • развивать творческие способности; • способствовать овладению начальными представлениями познания мира; • познакомить с начальными представлениями о целостности окружающего мира; • развивать познавательную активность и любознательность; • развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развить мелкую моторику рук, координацию движения; • развивать связную речь, активный словарь. Метапредметные: • сформировать понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • научить классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформировать навыки здорового и безопасного образа жизни. 25 Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будет / будут: • умение задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • умение воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • будут уважительно вести диалог со сверстниками и взрослыми; • употреблять вежливые слова в случае неправоты; • совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; • умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в возникающих ситуациях конфликтов интересов. Предметные: • у обучающихся будет / будут: развиты творческие способности; • сформированы начальные представления познания мира; • сформированы начальные представления о целостности окружающего мира; • развита познавательная активность и любознательность; • мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развита мелкая моторика рук, координация движений; • развита связную речь, активный словарь. Метапредметные: • у обучающихся будет / будут: сформировано понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • развита способность классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформированы навыки здорового и безопасного образа жизни. 26 Календарно-тематический план № Дата занятия Наименование раздела, темы по по плану факту Раздел I. Вводное занятие 1ч 1.1 Цели и задачи курса. Режим работы. Формулировка правил поведения на занятиях. Раздел II. Конструктор успеха 9ч 2.1 Мои способности для общей пользы. 2.2 Рука помощи. Жизнь в обществе. Кол-во часов Содержание деятельности теоретическая практическая часть занятия часть занятия Форма аттестации / контроля 1 Правила поведения в кружке, знакомство с группой. Беседа Основные правила и приемы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? как принято? как лучше? 1,25 1 Уместность использования этикетных выражений извинения, благодарности, просьбы, Тренинг «Мои успехи». Беседа приглашения, обращения, приветствия, поздравления, пожелания. 2.3 Человек, природа, общество. 1,25 2.4 Связанные одной целью. 1 2.5 Мир во мне и я для мира. 1,25 2.6 Копилка добрых дел. 1 2.7 Тренинг «Развитие лидерских качеств». 1,25 2.8 Мои планы на будущее. 1 Составление алгоритма Постановка цели, составление мини проекта Беседа Воспитание человечности, милосердия Воспитание желание бескорыстно совершать добрые дела 28 Игра «Вопрос – ответ» Беседа Игровой тренинг на сплочение коллектива и создание образа лидера «Лидер – это…» Умение составлять планы на будущее Тренинг «Мои успехи». Беседа Беседа Раздел III. Профессии 6.75ч. 3.1 Многообразие мира профессий. Знакомство с профессиями актера, режиссера, стилиста. 3.2 Знакомство с профессиями фотографа, флориста, ювелира. 3.3 Знакомство с профессиями тренера, библиотекаря, логопеда. 3.4 Адвокат и прокурор на страже закона. Знакомство с людьми разных профессий. 1,25 1 Просмотр видеоролика о людях, данных профессий 1 3.5 Знакомство с профессией спасателя. 1,25 3.6 Итоговое занятие «Самые опасные профессии». 1 Игра «Вопрос – ответ» Просмотр видеоролика о людях, данных профессий. 1,25 Просмотр видеоролика о людях, данных профессий. 29 Викторина Беседа Просмотр видеоролика о людях героических профессий Просмотр видеоролика о людях героических профессий Выставка детских работ Конкурс Итоговое занятие Раздел IV. Сказкотерапия 18 ч. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 Психологическая сказка как средство развития самосознания. Чему может научить сказка? Почему в сказке всегда побеждает добро? Развитие навыков общения через сказку. Какие ты знаешь виды сказок? Сочиним свою сказку. Бытовая сказка. Сочиним свою сказку. Волшебная сказка. Твой любимый сказочный герой. Хотел бы ты быть на него похож и Собирание и исследование сказок и мифов. 1,25 1 Просмотр русских народных сказок 1 Умение различать виды сказок Развитие образного мышления. 1 Беседа и обсуждение сказки. 30 Беседа Эссе Конкурс на лучшую сказку. 1,25 Беседа Беседа Умение различать виды сказок 1,25 1 Беседа Беседа по теме. 1,25 Викторина Эссе Конкурс 4.9 почему? Изменение сказочной 1,25 развязки. 4.10 Изменение сказочной 1 развязки. 4.11 Кто угадал сказочного героя? Придумать свою концовку сказки. Дополни пересказ. 1,25 4.13 Дорисуй соседу сказку. 1,25 4.14 1 4.15 Решение личностных и межличностных проблем с помощью сказки. Аудио сказки. 4.16 Аудио сказки. 1 4.12 1 Проблемная ситуация, наблюдение. Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» Игра «Вопрос – ответ» Ролевая игра Активизация мыслительных процессов. Конкурс на лучший рисунок. 31 Выставка детских работ Выставка детских работ Прослушивание и распознавание сказок Прослушивание и распознавание аудио Беседа Беседа Конкурс на лучший рисунок. 1,25 Игра «Вопрос – ответ» Беседа Беседа сказок Раздел V. Зеленая тропинка – 13.5 ч 5.1 Деревья, кустарники и травы. Сохраним планету зеленой. 1,25 5.2 Какие ты знаешь декоративные растения? 1 5.3 Овощи и фрукты. 1,25 Сходство и различие. Полезные витамины. Съедобные и 1 ядовитые растения. Лекарственные 1,25 растения. 5.4 5.5 5.6 5.7 По каким повадкам можно узнать животных? В мире птиц. Какие виды птиц ты знаешь? 1 Ассортимент оранжерейных растений для аранжировки. Редкие растения и их охрана; растения, занесенные в Красную книгу. Беседа Беседа Работа с фруктами и овощами, другими плодами. Беседа Редкие растения и их охрана; растения, занесенные в Красную книгу Беседа Работа с тестами Просмотр видеоролика о животных Беседа Экскурсия в парк, наблюдение за птицами. 1,25 32 Беседа Домашние животные. 1 Просмотр Какая польза от мультфильмов с домашних домашними животных? животными. 5.9 Домашние животные. 1,25 Как человек приручил животных? 5.10 В мире насекомых. 1 Просмотр Польза и вред видеоролика о насекомых. насекомых. 5.11 Времена года: осень, 1,25 зима. Чем каждое время года радует окружающую среду? 5.12 Времена года: весна, 1 Знакомство с лето. Особенности временами года весенне – летнего периода. Раздел VI. Секреты художественного мастерства 21.5 ч. 6.1 Работа с природным 1,25 материалом. Аппликации. Беседа 5.8 6.2 Знакомство с понятием коллаж. 1 Правила сбора 33 Умение отличать домашних животных от диких. Беседа Беседа Уметь различать времена года по признакам. Беседа Беседа Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе Беседа Беседа природного материала 6.3 Коллажи. Три вида коллажа. 1,25 6.4 Разноцветная мозаика (семена гальки). 1 6.5 Разноцветная мозаика (семена гальки). Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь». 1,25 Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь». 1,25 6.6 6.7 1 Изготовление композиций с использованием еловых и сосновых шишек. Изготовление искусственного цветка розы Конкурс Работа с природным материалом. Изготовление открытки «Лебедь» Конкурс Выставка детских работ Разнообразие природных материалов для изготовления аппликаций 34 Беседа Выставка детских работ 6.8 Контурное вырезание 1 из бумаги «Сказочные деревья». Создание картины. 6.9 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора). 1,25 6.10 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора). 1 6.11 Панно из разноцветных косичек. 1,25 6.12 Панно из разноцветных косичек. 1 6.13 Панно «Аквариум» 1,25 Вырезание полосок для скручивания трубочек. Игра «Вопрос – ответ» Выполнение простейшего изделия Изготовление полуобъемных изделий. Выставка детских работ Смешанная техника: пейп-арт и оригами Способы окраски в стиле пейп-арт Выставка детских работ Выставка детских работ Изготовление 35 Выставка детских работ Выставка детских (аппликация). открытки. 6.14 Панно «Аквариум» (аппликация). 1 6.15 Аппликация «Ежи – грибник». 1,25 6.16 Аппликация «Ежи – грибник». 1 6.17 Изготовление сувенира из пластиковой посуды. 1,25 6.18 Композиция «Веточка в инее». 1 6.19 Композиция «Веточка в инее». 1,25 Изготовление открытки. Выставка детских работ Изготовление объемных изделий Изготовление поделки «Ежик». Выставка детских работ Выставка детских работ Изготовление объемных изделий Изготовление праздничной открытки Выставка детских работ Выставка детских работ Разнообразие 36 работ Выставка детских природных материалов для изготовления аппликаций. Раздел VII. Песочная терапия 11.25 ч. 7.1 Конструирование из песка. 1 7.2 Рисование цветным песком. 1,25 7.3 «Песочные узоры» «Геометрические фигуры» 1 7.4 Составление узоров на песке. 1,25 Знакомство с песком и его структурой, песочными столами и инструментами для рисования, техникой безопасности Конкурс История жанра «песочная анимация». Освоение приема получения изображения путем отпечатков. Рисуем фактуру различными предметами. Конкурс Конкурс Рисование фактуры различными предметами. 37 работ Конкурс 7.5 «Живые картинки на песке» «Осенние листья» 1 7.6 Создание картин на песке. 1,25 7.7 «Моя Вообразилия» 1 «Животные на песке» 7.8 Создание песочных композиций. 1,25 7.9 «Наше творчество» 1 Знакомство со способами рисования различных по форме деревьев и кустарников Конкурс Создание песочных картин: «Зимний пейзаж», «Еловый лес», «Дерево с характером» рисование деревьев разных пород. Просмотр видеоролика, знакомство с разными способами рисования цветов. Конкурс Рисование песочных картин: «Сказочный цветок», «Букет цветов в вазе». Рисование сюжета из 38 Конкурс Конкурс Конкурс сказки. 7.10 Разыгрывание сказок на песке. ИТОГО: Засыпание фона песком по спирали 1,25 81ч. 39 Конкурс Приложение 2 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Развитие личностных компетенций» Адресат: обучающиеся от 7 до 10 лет. Год обучения: 1 год обучения. Автор - составитель: Мирзова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования. г.п. Терек 2024г. 40 Характеристика объединения «Развитие личностных компетенций» Деятельность объединения «Развитие личностных компетенций» имеет социально – гуманитарную направленность. Количество обучающихся объединения «Развитие личностных компетенций» составляет -60человек. Из них мальчиков _____, девочек _______ Обучающие имеют возрастную категорию от 7 до 10 лет Формы работы: индивидуалные и групповые. Направления работы: 1.Гражданско – патриотическое воспитание. 2.Духовно – нравственное воспитание. 3.Художественно – эстетическое воспитание. 4.Спортивно – оздоровительное направление. 5.Физическое воспитание. 6. Трудовое и профориентационное воспитание. 7. Экологическое воспитание. Цели воспитательной работы: совершенствование системы воспитательной работы по развитию творческой, интеллектуальной, инициативной, духовно-нравственной и физически здоровой личности, способной к успешной социализации и адаптации в обществе. Задачи воспитательной работы: Личностные: - способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - сформировать социально значимые ценности и социально адекватные приемы поведения; -содействовать в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; - развить компетенции, включающие знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления. 41 Предметные: -содействовать в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающихся ; - предоставить возможность каждому ребёнку участие в деятельности творческих и спортивных объединений различной направленности; - развить системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции. Метапредметные: - развить воспитательный потенциал, поддержку социальных инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия. - содействовать в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся. Планируемые результаты воспитания Личностные: - сформировано умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - сформированы социально значимые ценности социально адекватные приемы поведения; - сформировано сознательное отношение к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; - развиты компетенции, включающие знания, умения, навыки, способы деятельности, развиты универсальные способности и формы мышления. Предметные: - сформированы единые образовательные пространства, разумно сочетающие внешние и внутренние условия воспитания, обучающегося; - предоставлены возможности каждому ребёнку участия в деятельности творческих и спортивных объединений различной направленности; - развиты системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - развиты способности, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развиты его субъективной позиции. 42 Метапредметные: - развит воспитательный потенциал, поддержаны социальные инициативы и достижения обучающихся через традиционные мероприятия; - содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся. Работа с коллективом обучающихся: Формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; содействие формированию активной гражданской позиции; воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу. Работа с родителями: • формирование системы взаимодействия родителей с педагогом, для создания условий свободного и творческого развития их эффективной социализации и само понимании реализации своих возможностей; • активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; • стимулирование, проявление в семьях здорового образа жизни; • создание условий для проведения детей и подростков; • педагогическая поддержка семьи; участие в мероприятиях 43 Календарный план воспитательной работы № Направление Наименов Срок Ответствен воспитательно ание выполне ный й работы мероприят ния ия 1 ГражданскоДень Сентябрь Мирзова патриотическое открытых С.В. направление дверей «Будем знакомы» 2 Физическое воспитание. Октябрь Мирзова С.В. 3 Спортивно – «Профилак Ноябрь оздоровительно е. тикаCOVID -19, гриппа, ОРВИ и других вирусных инфекций» Художественно Подготовка Декабрь – эстетическое и участие в воспитание. новогодних мероприяти ях Мирзова С.В. 5 Викторина Воспитание познавательных «Что?Где? Когда? интересов. Мирзова С.В. 6 Духовно – нравственное воспитание. 4 «Веселые старты» Февраль Конкурсная Март программа «Добро и зло, истина и ложь» Мирзова С.В. Мирзова С.В. Планируе мый результат Привлечен о внимание детей и родителей к деятельнос ти объединен ия. Развиты физические качестваа ребенка. Приобщено обучающих ся к здоровому образу жизни. Развит творческий потенциал детей. Сформиров ана потребност ьв приобртен ии новых знаний. Сформиров аны Ценностны е представле Примеча ние 7 8 Трудовое и профориентаци онное воспитание. Экскурсия Апрель в ЦРБ с целью познакомит ься с людьми данной профессии. Круглый Май Гражданскопатриотическое стол « Спасибо направление деду за победу!» 45 Мирзова С.В. Мирзова С.В. ния о морали, об истинных понятиях этики. Сформиров аны знания о людях данной профессии. Развито чувство гордости за свою Родину, своих прадедов.