ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Развитие личностных компетенций» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: обучающиеся от 5 до 7 лет Срок реализации: 1 год, 72ч Форма обучения: очная Автор составитель: Желихажева Маида Муаедовна – педагог дополнительного образования. . г.п.Терек, 2024г. Раздел 1: Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Развитие личностных компетенций». Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие личностных компетенций» представляет собой систему развития, основой которой является интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к жизни. Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Направленность программы: социально – гуманитарная. Вид программы: модифицированный. Уровень программы: стартовый. Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Национальный проект «Образование». 3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 4. Конвенция ООН о правах ребенка. 5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 9. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 11. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 12. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 13. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 14. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). 16. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 17. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 18. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 20. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». 22. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино Балкарской Республике». 23. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 24. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». 3 25. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». 26. Устав Центра. Актуальность программы: «Развитие личностных компетенций» заключается в том, чтобы формировать и развить личность ребенка, его общую культуру, его возможности, раскрыть интеллектуальные и личностные качества (познавательные, волевые, эмоциональные), познакомить детей с ведущими видами деятельности (игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной). Умение общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, обеспечивающих полноценное развитие личности ребёнка. Дать шанс каждому открыть себя как личность, налаживать взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма, побуждать учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу. Новизна: Особенность данной программы в том, что ориентирована на использование развивающих игр, как основы ее практической реализации. Игровые методики создают для дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Отличительные особенности: Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих программ в том, что, программа построена на формирование и систематизацию знаний и умений. Практическая направленность коррекции проблемных зон в развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. В программе используются активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Педагогическая целесообразность Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим. Программа предполагает гибкое построение образовательной деятельности в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия учащихся и развитие их способностей. Работа в творческом объединении осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Реализация целей и 4 задач осуществляется через освоение детьми практически ориентированных знаний и навыков, которые в той или иной мере дает каждый входящий в программу раздел. Программа включает в себя все виды деятельности, необходимые для полноценного развития ребенка данного возраста. Адресат программы: обучающиеся от 5 до 7 лет. Принимаются все желающие от 5 до 7 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Срок реализации: 1 год обучения, 72ч Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительность занятий 40 минут, за год предусмотрено 72 часа. Форма обучения: очная. Формы занятий: индивидуальные, групповые. Особенности организации образовательного процесса: Традиционная модель реализации программы. Последовательное освоение содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Цель программы: создание условий для формирования компетентной личности, способной к полноценному и эффективному участию в различных сферах жизнедеятельности. Задачи программы: Личностные: • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • уважительно вести диалог со сверстниками и взрослыми; • употреблять вежливые слова в случае неправоты; • совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в возникающих ситуациях конфликтов интересов. Предметные: • развивать творческие способности; • способствовать овладению начальными представлениями познания мира; • познакомить с начальными представлениями о целостности окружающего мира; • развивать познавательную активность и любознательность; • развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развить мелкую моторику рук, координацию движения; 5 • развивать связную речь, активный словарь. Метапредметные: • сформировать понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • научить классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформировать навыки здорового и безопасного образа жизни. Учебный план № п/п 1.1 2.1 Название темы Количество часов Всего Теория Практика I. Вводное занятие - 1ч. 1 1 Цели и задачи курса. Режим работы. Формулировка правил поведения на занятиях. II. Конструктор успеха - 8ч. Мои способности для 1 общей пользы. Рука помощи. Жизнь в обществе. 2.3 Связанные одной целью. 1 2.4 Связанные одной целью. 1 2.5 Мир во мне и я для мира. 1 2.2 2.6 Форма аттестации/ контроля Копилка добрых дел. Тренинг «Развитие лидерских качеств» 2.8 Мои планы на будущее. 2.7 1 1 Игра «Вопрос – ответ» Беседа 1 Беседа 1 1 Беседа 1 1 1 1 Тренинг «Мои успехи». Беседа 1 1 Беседа Беседа Тренинг 1 III. Профессии - 6ч. 3.1 Многообразие мира профессий. Знакомство с профессиями актера, 1 1 Выставка детских работ 6 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 режиссера, стилиста. Знакомство с 1 1 профессиями фотографа, флориста, ювелира. Знакомство с 1 профессиями тренера, библиотекаря, логопеда. Адвокат и прокурор на 1 1 страже закона. Знакомство с профессией 1 спасателя Итоговое занятие 1 1 «Самые опасные профессии». IV. Сказкотерапия - 16 ч. Чему может научить 1 сказка? Почему в сказке всегда 1 1 побеждает добро? Почему в сказке всегда 1 побеждает добро? Какие ты знаешь виды 1 1 сказок? Какие ты знаешь виды 1 сказок? Сочиним свою сказку. 1 1 Сочиним свою сказку. 1 Твой любимый 1 1 сказочный герой. Изменение сказочной развязки. Изменение сказочной развязки. Кто угадал сказочного героя? Дополни пересказ. Дорисуй соседу сказку. 1 1 1 1 4.14 Дорисуй соседу сказку. 1 1 4.9. 4.10 4.11 4.12 4.13 4.15 4.16 Аудио сказки. Аудио сказки. Игра «Вопрос – ответ» 1 Беседа 1 1 1 1 Беседа 1 Эссе Эссе Конкурс 1 1 1 7 Беседа Беседа 1 1 1 Викторина Беседа 1 1 Конкурс Итоговое занятие 1 1 Викторина Игра «Вопрос – ответ» Игра «Вопрос – ответ» Беседа Беседа Выставка детских работ Выставка детских работ Беседа Беседа V. Зелёная тропинка - 12 ч. 1 5.6 Деревья, кустарники и травы. Декоративные растения. Овощи и фрукты. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Как узнать животных? 5.7 В мире птиц. 1 5.8 Домашние животные. 1 5.9 Домашние животные. 1 5.10 В мире насекомых. 1 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 1 1 1 Разноцветная мозаика (семена гальки). Разноцветная мозаика (семена гальки). Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь». Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь». Контурное вырезание из бумаги «Сказочные деревья». Поделки из бумажных 1 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 Беседа Беседа 1 1 1 1 1 Конкурс 1 Выставка детских работ Выставка детских работ Игра «Вопрос – ответ» 1 Выставка детских 1 1 8 Беседа Конкурс 1 1 Беседа Беседа 1 1 Беседа Беседа 1 1 Беседа Беседа 1 1 Беседа Беседа 1 Времена года: осень, 1 зима. 5.12 Времена года: весна, 1 1 лето. VI. Секреты художественного мастерства - 19 ч. 6.1 Работа с природным 1 материалом. Аппликации. 6.2 Коллажи. 1 1 6.4 1 1 5.11 1 1 Беседа Беседа 1 1 Коллажи. Беседа 1 1 6.3 1 тарелок (элементы декора). 6.10 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора). 6.11 Панно из разноцветных косичек. 6.12 Панно из разноцветных косичек. работ 1 1 1 1 6.13 Панно «Аквариум» (аппликация). 1 6.14 Панно «Аквариум» (аппликация). 1 6.15 Аппликация «Ежи – грибник». 1 6.16 Аппликация «Ежи – грибник». 1 6.17 Изготовление сувенира из пластиковой посуды. 1 6.18 Композиция «Веточка в инее». 1 6.19 Композиция «Веточка в инее». 1 Выставка детских работ 1 Выставка детских работ Выставка детских работ 1 1 Выставка детских работ Выставка детских работ 1 1 Выставка детских работ Выставка детских работ 1 1 Выставка детских работ Выставка детских работ 1 1 Выставка детских работ VII. Песочная терапия - 10 ч. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 Конструирование из песка. Рисование цветным песком. Рисование цветным песком. Составление узоров на песке. Создание картин на песке. 1 Конкурс 1 1 1 1 Конкурс 1 1 1 1 1 9 Конкурс Конкурс Конкурс Создание картин на песке. 7.7 Создание песочных композиций. 7.8 Создание песочных композиций. 7.9 Разыгрывание сказок на песке. 1 7.10 Разыгрывание сказок на песке. ИТОГО: 1 7.6 1 1 Конкурс 1 1 1 1 1 36ч. Конкурс Конкурс 1 72ч. Конкурс Конкурс 36ч. Содержание учебного плана Раздел 1: Вводное занятие - 1ч. Тема 1.1 Цели и задачи курса. Режим работы. Формулировка правил поведения на занятиях - 1 ч. Теория: правила поведения в кружке, знакомство с группой. Раздел 2: Конструктор успеха- 8ч. Тема 2.1 «Мои способности для общей пользы» - 1ч. Практика: основные правила и приемы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? Как принято? Как лучше? Тема 2.2 Рука помощи. Жизнь в обществе - 1 ч. Теория: уместность использования этикетных выражений извинения, благодарности, просьбы, приглашения, обращения, приветствия, поздравления, пожелания. Тема 2.3 Связанные одной целью – 1ч. Практика: составление алгоритма. Тема 2.4 Связанные одной целью. - 1 ч. Теория: постановка цели, составление мини – проекта. Тема 2.5 Мир во мне, и я для мира - 1ч. Практика: воспитание человечности, милосердия. Тема2. 6 Копилка добрых дел - 1 ч. Теория: воспитание желание бескорыстно совершать добрые дела. 10 Тема 2. 7 «Развитие лидерских качеств» - 1ч. Практика: игровой тренинг на сплочение коллектива и создание образа лидера «Лидер – это…». Тема 2. 8 Мои планы на будущее - 1 ч. Теория: умение составлять планы на будущее. Раздел 3: Профессии - 6ч. Тема 3.1 Многообразие мира профессий - 1ч. Практика: знакомство с людьми разных профессий. Тема3. 2. Знакомство с профессиями фотографа, флориста, ювелира - 1 ч. Теория: просмотр видеоролика о людях, данных профессий. Тема 3.3. Знакомство с профессиями тренера, библиотекаря, логопеда - 1ч. Практика: просмотр видеоролика о людях, данных профессий. Тема3.4. Адвокат и прокурор на страже закона - 1 ч. Теория: просмотр видеоролика о людях, данных профессий. Тема 3. 5. Знакомство с профессией спасателя - 1ч. Практика: просмотр видеоролика о людях героических профессий. Тема 3.6. Итоговое занятие «Самые опасные профессии» -1ч. Теория: просмотр видеоролика о людях героических профессий. Раздел 4. Сказкотерапия -16 ч. Тема 4.1. Чему может научить сказка? - 1ч. Практика: собирание и исследование сказок и мифов. Тема 4.2. Почему в сказке всегда побеждает добро? - 1 ч. Теория: просмотр русских народных сказок Тема 4.3. Почему в сказке всегда побеждает добро?- 1ч. Практика: беседа по теме. Тема 4.4. Какие ты знаешь виды сказок? - 1 ч. Теория: умение различать виды сказок. Тема 4.5. Какие ты знаешь виды сказок? - 1ч. Практика: умение различать виды сказок. Тема 4.6. Сочиним свою сказку - 1 ч. 11 Теория: развитие образного мышления. Тема 4.7. Сочиним свою сказку - 1ч. Практика: конкурс на лучшую сказку. Тема 4.8. Твой любимый сказочный герой - 1 ч. Теория: беседа и обсуждение сказки. Тема 4. 9. Изменение сказочной развязки - 1ч. Практика: проблемная ситуация, наблюдение. Тема 4.10 Изменение сказочной развязки - 1ч. Теория: чтение русской народной сказки «Лиса и козел». Тема 4.11 Кто угадал сказочного героя? - 1ч. Практика: ролевая игра. Тема 4.12 Дополни пересказ - 1 ч. Теория: активизация мыслительных процессов. Тема 4.13 Дорисуй соседу сказку - 1ч. Практика: конкурс на лучший рисунок. Тема 4.14 Дорисуй соседу сказку - 1 ч. Теория: конкурс на лучший рисунок. Тема 4.15 Аудио сказки - 1ч. Практика: прослушивание и распознавание сказок. Тема 4.16 Аудио сказки - 1 ч. Теория: прослушивание и распознавание аудио сказок. Раздел 5: Зелёная тропинка 12 ч Тема 5.1. Деревья, кустарники и травы - 1ч. Практика: ассортимент оранжерейных растений для аранжировки. Тема5. 2 Декоративные растения - 1 ч. Теория: редкие растения и их охрана; растения, занесенные в Красную книгу. Тема 5.3 Овощи и фрукты - 1ч. Практика: работа с фруктами и овощами, другими плодами. Тема 5.4. Съедобные и ядовитые растения -1 ч. 12 Теория: работа с тестами. Тема 5.5 Лекарственные растения - 1ч. Практика: редкие растения и их охрана; растения, занесенные в Красную книгу. Тема 5.6 Как узнать животных - 1ч. Теория: просмотр видеоролика о животных Тема 5.7 В мире птиц – 1ч. Практика: экскурсия в парк, наблюдение за птицами. Тема 5.8 Домашние животные - 1 ч. Теория: просмотр мультфильмов с домашними животными. Тема 5.9 Домашние животные – 1ч. Практика: умение отличать домашних животных от диких. Тема 5.10. В мире насекомых - 1 ч. Теория: просмотр видеоролика о насекомых. Тема 5.11 Времена года: осень, зима – 1ч. Практика: уметь различать времена года по признакам. Тема 5.12 Времена года: весна, лето - 1 ч. Теория: знакомство с временами года. Раздел 6: Секреты художественного мастерства - 19 ч. Тема 6.1 Работа с природным материалом – 1ч. Практика: техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе. Тема 6. 2. Коллажи - 1 ч. Теория: правила сбора природного материала. Тема 6.3 Коллажи – 1 ч. Практика: изготовление композиций с использованием еловых и сосновых шишек. Тема 6.4 Разноцветная мозаика (семена гальки) - 1 ч. Теория: изготовление искусственного цветка розы. Тема 6.5 Разноцветная мозаика (семена гальки) - 1ч. Практика: работа с природным материалом. 13 Тема 6.6 Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь» - 1ч. Теория: изготовление открытки «Лебедь». Тема 6.7 Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь».1ч. Практика: разнообразие природных материалов для изготовления аппликаций. Тема 6.8 Контурное вырезание из бумаги «Сказочные деревья» - 1 ч. Теория: вырезание полосок для скручивания трубочек. Тема 6. 9 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора) - 1ч. Практика: выполнение простейшего изделия. Тема 6.10 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора) - 1 ч. Теория: изготовление полуобъемных изделий. Тема 6.11 Панно из разноцветных косичек -1ч. Практика: смешанная техника: пейп-арт и оригами. Тема 6.12 Панно из разноцветных косичек -1 ч. Теория: способы окраски в стиле пейп-арт. Тема 6.13 Панно «Аквариум»- 1ч. Практика: изготовление открытки. Тема 6.14 Панно «Аквариум»- 1 ч. Теория: изготовление открытки. Тема 6.15. Аппликация «Ежик – грибник» - 1 ч. Практика: изготовление объемных изделий. Тема 6.16 Аппликация «Ежик – грибник» - 1ч. Теория: изготовление поделки «Ежик». Тема 6.17 Изготовление сувенира из пластиковой посуды - 1ч. Практика: изготовление объемных изделий. Тема 6.18 Композиция «Веточка в инее» - 1 ч. Теория: изготовление праздничной открытки. Тема 6.19 Композиция «Веточка в инее» - 1ч. Практика: разнообразие природных материалов для изготовления аппликаций. Раздел 7: Песочная терапия 10 ч. Тема 7.1 Конструирование из песка -1ч. 14 Теория: знакомство с песком и его структурой, песочными столами и инструментами для рисования, техникой безопасности. Тема 7.2 Рисование цветным песком – 1 ч. Практика: история жанра «песочная анимация». Тема 7. 3 Рисование цветным песком -1 ч. Теория: освоение приема получения изображения путем отпечатков. Рисуем фактуру различными предметами. Тема 7.4 Составление узоров на песке – 1 ч. Практика: рисование фактуры различными предметами. Тема 7.5 Составление картин на песке -1 ч. Теория: Знакомство со способами рисования различных по форме деревьев и кустарников. Тема 7.6 Составление картин на песке – 1ч. Практика: создание песочных картин: «Зимний пейзаж», «Еловый лес», «Дерево с характером» - рисование деревьев разных пород. Тема 7.7 Создание песочных композиций - 1 ч. Теория: просмотр видеоролика, знакомство с разными способами рисования цветов. Тема 7.8 Создание песочных композиций – 1ч. Практика: рисование песочных картин: «Сказочный цветок», «Букет цветов в вазе». Тема 7.9 Разыгрывание сказок на песке - 1 ч. Теория: рисование сюжета из сказки. Тема 7.10 Разыгрывание сказок на песке – 1ч. Практика: засыпание фона песком по спирали. Планируемые результаты: В результате освоения данной общеразвивающей программы учащиеся достигнут следующих образовательных результатов: Личностные: У обучающихся будет / будут: • сформировано понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности и того, что успех 15 • • • • в значительной мере зависит от него самого; развиты навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательного и бесконфликтного общения, восприятия мнения других; сформирована уверенность в себе и самостоятельность; развито стремление к взаимодействию и сотрудничеству. сформирована способность контролировать свое поведение. Предметные: У обучающихся будет / будут: • развиты творческие способности; • сформированы начальные представления познания мира; • сформированы начальные представления о целостности окружающего мира; • развита познавательная активность и любознательность; • мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развита мелкая моторика рук, координация движений; • развита связную речь, активный словарь. Метапредметные: У обучающихся будет / будут: • сформировано понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • развита способность классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформированы навыки здорового и безопасного образа жизни. 16 Раздел 2: « Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график Год обучения Дата начала Дата окончания (уровень обучения по обучения по программы) программе программе 1 год 01.09.2024г. 31.05.2025г. обучения (стартовый) Всего Количество учебных недель учебных Режим занятий часов в год 36 72 2 раза в неделю по 1 часу Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимы: 1. Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарногигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 - 15 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями. 2.Общее освещение кабинета и индивидуальное освещение на рабочих местах должно соответствовать требованиям СанПиН. 3. Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам. 4.Материально-техническая база должна обеспечивать проведение занятий в соответствии с характером проводимых занятий согласно модулям программы. Кадровое обеспечение Реализация программы « Развитие личностных компетенций» обеспечивается пе дагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение При реализации программы используется следующее оборудование: • Столы; 17 • • • • • • • • • • • • • • • • • • Стулья; Стеллаж; Компьютер учителя; Интерактивная панель с мобильной стойкой; Магнитно-маркерная доска; Цифровой фотоаппарат; Диктофон; Разноцветные подушки; Световой стол для рисования песком; Кукольный театр по мотивам русских сказок; Кукольный театр по мотивам сказок о животных; Кукольный театр по теме Профессии; Ширма для кукольного театра; Колпачки с эмоциями; Набор фигурок семьи европейцев; Набор фигурок людей разных профессий; Музыкальный центр; Многофункциональное устройство. Формы аттестации и виды контроля Формы аттестации: ✓ Беседы о революционных технологиях. ✓ Занятие – познавательное исследование ✓ Комбинированные занятия. ✓ Практические занятия. ✓ Коллективно-творческие занятия. ✓ Опрос. ✓ Самоанализ, взаимоанализ. ✓ Тестирование. ✓ Вопрос-ответ. ✓ Наблюдение. Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики. С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения у ребят формируются начальные знания, умения и навыки. На основном этапе обучения продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний умений и навыков. На завершающем этапе обучения воспитанники могут 18 работать по собственному замыслу над созданием собственного проекта и его реализации. Таким образом, процесс обучения осуществляется от репродуктивного к частично-продуктивному уровню и к творческой деятельности. ✓ входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос, анкетирование). ✓ текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание). ✓ промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание). ✓ итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся. Оценочные материалы ✓ тесты; ✓ карточки (индивидуальные, диагностические). Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и результаты мониторинга находится в папке у педагога). Критерии оценки результатов освоения программы Максимальное количество баллов по заданию – 5 баллов. За каждый пункт учащийся может набрать по 1 баллу. 5 баллов – работа выполнена безупречно, ошибок нет. 4 балла - работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные ошибки. Методическое и дидактическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение включают в себя: 19 Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проектный. Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое обучение, дифференцированного обучения, коллективной творческой деятельности. Индивидуальное обучение — это форма работы на занятиях, которая предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, активное включение каждого обучающегося в учебный процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что не посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между обучающимися. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Коллективная творческая деятельность — это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Здоровьесберегающие технологии: 1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом занятии проводятся физминутки для глаз, ритмические паузы, с музыкальным сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. 2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка. 3. Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов. Кабинет для занятий оборудован столами и стульями по росту обучающихся и физическими характеристиками, магнитной доской, компьютером и различными инструментами, и материалами, необходимыми для занятий . 4. Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной работы образовательной программы внесены: «Как организовать свой день? Режим», «О пользе витаминов», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др. 5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Младший школьный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий мышцы рук напрягаются и развиваются. Так как одинаковое напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть направлены на 20 симметричное расслабление одних мышц и напряжение других. Только так можно помочь организму в формировании правильной осанки. Специальные технологии - это алгоритм работы педагога, в котором все его усилия выстроены в заданном порядке и направлены на достижение запланированного результата. Наиболее перспективные и часто используемые педагогические технологии: -развивающее обучение; -проблемно- исследовательский подход; -игры; -проектный подход; -информационно- коммуникативные технологии(ИКТ); -здоровьесберегающие технологии. Формы организации учебного занятия На учебных занятиях используются различные формы организации учебного процесса. При этом оптимальным является применение нескольких форм на одном занятии по выбору педагога. В зависимости от темы можно использовать следующие формы организации занятия – как в совокупности, так и в отдельности: наблюдение, беседа, мини-лекция, практическое занятие, соединение теории и практики, разработка и выполнение творческих проектов, защита проектов, конференция, конкурс, открытое занятие. Дидактические материалы соответствуют содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарноэпидемиологическим требованиям. Он представлен в следующем виде: раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики и др.). Алгоритм учебного занятия 21 1. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3 минуты). 2. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 5-7минут). 2.1 Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут. 2.2 Анализ -5-7 минут. 2.3 Практическая часть (3-5 минут). 3. Физкультминутка (гимнастика для глаз). 4.Заключительная часть(6-8минут) Список литературы для педагогов 1.Адаир Д. Психология лидерства. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с. 2.Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 64 с. 3.Гиппиус С.В. тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб.: Речь.2001. 4.Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с. 5.Кипнис М. Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось- 89, 2006. - 144с.. 6.Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под. Ред. И.В. Дубровиной. - 6-е изд.- М.: Академический проект, 2002. - 128 с.- (Серия «Руководство практического психолога»). 7.Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю. А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2009. - 206 с. Список литературы для обучающихся 1. 2. 3. 4. 5. 6. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у детей средствами сказки. Томск, 2004г. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи». М., 2003г Бурмистрова Л.Л., Мороз В. Расскажите детям о деревьях. М.: МозаикаСинтез, 2012г. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о лесных животных. М.: Мозаика- Синтез, 2012г. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о насекомых. М.: Мозаика-Синтез, 2008г. Бурмистрова Л.Л., Мороз В. Расскажите детям о космосе. М.: МозаикаСинтез, 2012г. 22 7. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о транспорте. М.: Мозаика-Синтез, 2012г. Интернет-источники https://scholar.google.ru/citations?user=e2G0u8kAAAAJ&hl=ru https://refdb.ru/look/1425127-pall.html http://geum.ru/next/art-246465.php https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200202914 Приложение 1 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Развитие личностных компетенций» Уровень программы: стартовый Адресат:обучающиеся от 5 до 7 лет 23 Год обучения: 1 год, 72 часа Автор- составитель –Желихажева Маида Муаедовна - педагог дополнительного образования. г. Терек, 2024г. 24 Цель программы: создание условий для формирования компетентной личности, способной к полноценному и эффективному участию в различных сферах жизнедеятельности. Задачи программы: Личностные: • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • уважительно вести диалог со сверстниками и взрослыми; • употреблятьвежливые слова в случае неправоты; • совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в возникающих ситуациях конфликтов интересов. Предметные: • развивать творческие способности; • способствовать овладению начальными представлениями познания мира; • познакомить с начальными представлениями о целостности окружающего мира; • развивать познавательную активность и любознательность; • развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развить мелкую моторику рук, координацию движения; • развивать связную речь, активный словарь. Метапредметные: • сформировать понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • научить классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформировать навыки здорового и безопасного образа жизни. 25 Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будет / будут: • умение задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • умение воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • будут уважительно вести диалог со сверстниками и взрослыми; • употреблять вежливые слова в случае неправоты; • совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; • умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в возникающих ситуациях конфликтов интересов. Предметные: У обучающихся будет / будут: • развиты творческие способности; • сформированы начальные представления познания мира; • сформированы начальные представления о целостности окружающего мира; • развита познавательная активность и любознательность; • мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие); • развита мелкая моторика рук, координация движений; • развита связную речь, активный словарь. Метапредметные: У обучающихся будет / будут: • сформировано понимание и построение простой модели (в форме схематических рисунков); • развита способность классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по заданному или установленному признаку; • сформированы навыки здорового и безопасного образа жизни. 26 27 Календарно-тематический план № 1.1 2.1 2.2 Дата занятия по по плану факту Наименование раздела, темы Кол-во часов Содержание деятельности теоретическая часть практическая занятия часть занятия Раздел I. Вводное занятие - 1ч Цели и задачи курса. 1 Правила поведения в Режим работы. кружке, знакомство с Формулировка группой. правил поведения на занятиях. Раздел II. Конструктор успеха - 8ч Мои способности 1 Основные правила и для общей пользы. приемы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? Как принято? Как лучше? Рука помощи. Жизнь 1 Уместность в обществе. использования этикетных выражений извинения, благодарности, просьбы, приглашения, обращения, Форма аттестации / контроля Беседа Тренинг «Мои успехи». Беседа приветствия, поздравления, пожелания. 2.3 Связанные одной целью. 1 2.4 Связанные одной целью. 1 2.5 Мир во мне и я для мира. 1 2.6 Копилка добрых дел. 1 2.7 Тренинг «Развитие лидерских качеств» 1 2.8 Мои планы на будущее. 1 3.1 Многообразие мира Составление алгоритма. Постановка цели, составление мини – проекта. Беседа Воспитание человечности, милосердия Воспитание желание бескорыстно совершать добрые дела. 29 Игра «Вопрос – ответ» Беседа Игровой тренинг на сплочение коллектива и создание образа лидера «Лидер – это…» Умение составлять планы на будущее Раздел III. Профессии - 6ч. 1 Тренинг «Мои успехи». Беседа Беседа Знакомство с 3.2 3.3 3.4 профессий. Знакомство с профессиями актера, режиссера, стилиста. Знакомство с 1 профессиями фотографа, флориста, ювелира. Знакомство с 1 профессиями тренера, библиотекаря, логопеда. Адвокат и прокурор 1 на страже закона. 3.5 Знакомство с профессией спасателя. 1 3.6 Итоговое занятие «Самые опасные профессии». 1 людьми разных профессий. Просмотр видеоролика о людях, данных профессий. Игра «Вопрос – ответ» Просмотр видеоролика о людях, данных профессий. Просмотр видеоролика о людях, данных профессий. Раздел IV. Сказкотерапия - 16 ч. 30 Викторина Беседа Просмотр видеоролика о людях героических профессий. Просмотр видеоролика о людях героических профессий. Выставка детских работ Конкурс Итоговое занятие 4.1 Чему может научить сказка? 1 4.2 Почему в сказке всегда побеждает добро? Почему в сказке всегда побеждает добро? Какие ты знаешь виды сказок? Какие ты знаешь виды сказок? Сочиним свою сказку. Сочиним свою сказку. 1 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 Собирание и исследование сказок и мифов. Просмотр русских народных сказок. 1 Умение различать виды сказок. Развитие образного мышления. Твой любимый 1 сказочный герой. Изменение сказочной 1 развязки. Беседа и обсуждение сказки. Изменение сказочной 1 развязки. Чтение русской народной сказки «Лиса и козел». Эссе Конкурс Проблемная ситуация, наблюдение. 31 Беседа Эссе Конкурс на лучшую сказку. 1 Беседа Беседа Умение различать виды сказок. 1 1 Беседа Беседа по теме. 1 Викторина Игра «Вопрос – ответ» Игра «Вопрос – ответ» Кто угадал сказочного героя? Дополни пересказ. 1 4.13 Дорисуй соседу сказку. 1 4.14 Дорисуй соседу сказку. 1 4.15 Аудио сказки. 1 4.16 Аудио сказки. 1 4.11 4.12 5.1 5.2 5.3 1 Ролевая игра Активизация мыслительных процессов. Беседа Конкурс на лучший рисунок. Конкурс на лучший рисунок. Выставка детских работ Выставка детских работ Прослушивание и распознавание сказок. Прослушивание и распознавание аудио сказок. Раздел V. Зеленая тропинка – 12 ч Деревья, кустарники 1 Ассортимент и травы. оранжерейных растений для аранжировки. Декоративные 1 Редкие растения и их растения. охрана; растения, занесенные в Красную книгу. Овощи и фрукты. 1 Работа с фруктами и 32 Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа овощами, другими плодами. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. 1 5.6 Как узнать животных? 1 5.7 В мире птиц. 1 5.8 Домашние животные. 1 5.9 Домашние животные. 1 5.10 В мире насекомых. 1 5.11 Времена года: осень, зима. 1 5.4 5.5 Работа с тестами Редкие растения и их охрана; растения, занесенные в Красную книгу. 1 Просмотр видеоролика о животных. Беседа Экскурсия в парк, наблюдение за птицами. Просмотр мультфильмов с домашними животными. Беседа Беседа Умение отличать домашних животных от диких. Просмотр видеоролика о насекомых. Беседа Беседа Уметь различать времена года по 33 Беседа Беседа признакам. 5.12 6.1 6.2 6.3 Времена года: весна, лето. 1 Беседа Раздел VI. Секреты художественного мастерства - 19 ч. Работа с природным 1 Техника материалом. безопасности в Аппликации. природе. Бережное отношение к природе. Коллажи. 1 Правила сбора природного материала. Коллажи. 1 Изготовление композиций с использованием еловых и сосновых шишек. 6.4 Разноцветная мозайка (семена гальки). 1 6.5 Разноцветная мозайка (семена гальки). Аппликация из 1 6.6 Знакомство с временами года 1 Изготовление искусственного цветка розы. 34 Беседа Беседа Конкурс Работа с природным материалом. Изготовление Беседа Конкурс Выставка детских 6.7 яичной скорлупы «Лебедь». Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь». открытки «Лебедь». Разнообразие природных материалов для изготовления аппликаций. 1 Контурное вырезание 1 из бумаги «Сказочные деревья». Поделки из 1 бумажных тарелок (элементы декора). Вырезание полосок для скручивания трубочек. 6.10 Поделки из бумажных тарелок (элементы декора). 1 Изготовление полуобъемных изделий. 6.11 Панно из разноцветных косичек. 1 6.12 Панно из разноцветных косичек. 1 6.8 6.9 работ Игра «Вопрос – ответ» Выполнение простейшего изделия. 35 Выставка детских работ Выставка детских работ Смешанная техника: пейп-арт и оригами. Способы окраски в стиле пейп - рт Выставка детских работ Выставка детских работ Выставка детских работ 6.13 Панно «Аквариум» (аппликация). 1 6.14 Панно «Аквариум» (аппликация). 1 6.15 Аппликация «Ежи – грибник». 1 6.16 Аппликация «Ежи – грибник». 1 6.17 Изготовление сувенира из пластиковой посуды. Композиция «Веточка в инее». 1 Композиция «Веточка в инее». 1 6.18 6.19 7.1 1 Изготовление открытки. Изготовление открытки. Выставка детских работ Изготовление объемных изделий. Изготовление поделки «Ежик». Изготовление праздничной открытки Выставка детских работ Выставка детских работ Разнообразие природных материалов для изготовления аппликаций. 36 Выставка детских работ Выставка детских работ Изготовление объемных изделий. Раздел VII. Песочная терапия - 10 ч. Конструирование из 1 Знакомство с песком и Выставка детских работ Выставка детских работ Конкурс песка. его структурой, песочными столами и инструментами для рисования, техникой безопасности 7.2 Рисование цветным песком. 1 7.3 Рисование цветным песком. 1 7.4 Составление узоров на песке. 1 7.5 Создание картин на песке. 1 7.6 Создание картин на песке. 1 История жанра «песочная анимация». Освоение приема получения изображения путем отпечатков. Рисуем фактуру различными предметами. Конкурс Рисование фактуры различными предметами. Знакомство со способами рисования различных по форме деревьев и кустарников Конкурс Конкурс Создание песочных картин: «Зимний пейзаж», «Еловый 37 Конкурс Конкурс лес», «Дерево с характером» рисование деревьев разных пород. 7.7 Создание песочных композиций. 1 7.8 Создание песочных композиций. 1 7.9 Разыгрывание сказок на песке. 1 7.10 Разыгрывание сказок на песке. 1 ИТОГО: Просмотр видеоролика, знакомство с разными способами рисования цветов. Конкурс Рисование песочных картин: «Сказочный цветок», «Букет цветов в вазе». Рисование сюжета из сказки. Конкурс Засыпание фона песком по спирали. 72ч. 38 Конкурс Конкурс Приложение 2 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Развитие личностных компетенций» Адресат: обучающиеся от 5 до 7 лет Год обучения: 1 год обучения Автор - составитель : Желихажева Маида Муаедовна , педагог дополнительного образования. г.п. Терек, 2024г. 39 Характеристика объединения «Развитие личностных компетенций». Деятельность объединения «Развитие личностных компетенций» имеет социально – гуманитарную направленность. Количество обучающихся в объединении «Развитие личностных компетенций» составляет 135 человек. Из них мальчиков _____, девочек _______ Обучающие имеют возрастную категорию от 5 до 7 лет Формы работы: индивидуалные и групповые. Направления работы: 1.Гражданско-патриотическое воспитание. 2.Духовно-нравственное воспитание. 3.Художественно-эстетическое воспитание. 4.Спортивно-оздоровительное воспитание. 5.Физическое воспитание. 6.Трудовое и профориентационное воспитание. 7.Экологическое воспитание. 8.Воспитание познавательных интересов. Цель воспитательной работы: - совершенствование системы воспитательной работы по развитию творческой, интеллектуальной, инициативной, духовно-нравственной и физически здоровой личности, способной к успешной социализации и адаптации в обществе. Задачи воспитательной работы1. Сохранять и совершенствовать поиск инновационных форм воспитательной деятельности. 2. Развивать социальную активность, нравственные качества, активную гражданскую позицию обучающихся через разнообразные формы воспитательной работы. 3. Обеспечивать активную поддержку творческих инициатив участников образовательного процесса. 4. Формировать у обучающихся ключевые компетентности в вопросах здоровья и здорового образа жизни. 5. Достигать совместными действиями обучающихся, педагогов, родителей, положительных результатов в различных сферах социально-педагогической и творческой деятельностях. 40 6. Укреплять взаимодействие с учреждениями и организациями социума. Планируемый результат воспитания: 1. Овладение обучающихся способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха. 2. Приобретение социального опыта детьми. 3. Разработка модели управления воспитательной системой, адекватной задачам программы. 4. Расширение границ социокультурного воспитательного пространства. 5. Работа с коллективом обучающихся: - формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; - обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; - развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; - содействие формированию активной гражданской позиции; - воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу. Работа с родителями Последовательность работы с родителями выстраивается следующим образом: - определение направлений работы с родителями: • что мы хотим? • что мы имеем? • что мы можем иметь? • что мы получим? - изучение семьи; - информирование и обучение родителей; - осуществление совместной деятельности; - анализ промежуточных результатов и корректирование работы. На встречах и родительских собраниях детально раскрываются следующие вопросы: - знакомство родителей с центром, укладом жизни, традициями; 41 - очерчивание круга проблем, с которыми обычно сталкиваются дети и родители при обучении; - знакомство родителей с образовательной программой и ее необходимым ресурсным обеспечением, умениями, которыми будут владеть дети в результате ее освоения; - выступление родителей старших детей перед младшими; - обсуждение вопросов участия родителей в жизнедеятельности центра, а также вопросов помощи родителям со стороны учреждения. 42 Календарный план воспитательной работы № 1 Направление воспитательной работы Гражданскопатриотическое направление Наименование мероприятия День открытых дверей - Сентябрь «Будем знакомы» 2 Физическое воспитание. «Веселые старты» 3 Спортивно – оздоровительное. 4 Художественно – эстетическое воспитание. Воспитание познавательных интересов. 5 Срок Ответственный выполнения «Профилактика COVID-19, гриппа, ОРВИ и других вирусных инфекций» Подготовка и участие в новогодних мероприятиях Викторина «Что? Где? Когда? Октябрь Ноябрь Желихажева М.М. Желихажева М.М. Желихажева М.М. Привлечено внимание детей и родителей к деятельности объединения. Развиты физические качества ребенка. Приобщено учащихся к здоровому образу жизни. Декабрь Желихажева М.М. Развит творческий потенциал детей. Февраль Желихажева М.М. Сформирована потребность в приобретении новых знаний. Сформированы Ценностные представления о морали, об истинных понятиях этики. Сформированы знания о людях данной профессии. 6 Духовно – нравственное Конкурсная программа воспитание. «Добро и зло, истина и ложь» Март Желихажева М.М. 7 Трудовое и профориентационное воспитание. Апрель Желихажева М.М. Экскурсия в ЦРБ с целью знакомства с людьми данной Планируемый результат Примечание 8 Гражданскопатриотическое направление профессии. Круглый стол « Спасибо деду за победу!» Май 44 Желихажева М.М. Развито чувство гордости за свою Родину, своих прадедов.