УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета УТВЕРЖДАЮ и.о. директора МКУ ДО ЦДТ ________ Э.В.Таова Приказ № 18 от 16 августа 2024 г. Протокол №2 от 16 августа 2024г. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Терского муниципального района КБР на 2024-2025 учебный год г.п. Терек, 2024г. 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Терского муниципального района КБР на 2024 - 2025 учебный год направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, социализации, профессиональной ориентации, формирование общей культуры, а также культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа обеспечивает решение актуальных проблем воспитания: - формирование ценностных ориентиров, объединяющих людей в единую историко-культурную и социальную общность; - развитие способности противостоять негативным воздействиям социальной среды; - развитие умений приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения; - воспитание сознательного отношения к принимаемым большинством граждан принципам и правилам жизни; - формирование уважения к родному языку, самобытной культуре своего народа. Программа построена с учетом таких ценностных установок, как: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд, творчество, природа, искусство, человечество, и ориентирована на современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, интеллектуально развитый, социально активный, гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации наделяет дополнительное образование множеством функций: обучение активному досугу, формирование готовности личности к непрерывному образованию и самообразованию; допрофессиональная и профессиональная подготовка; раскрытие потенциала личности, психологическая гибкость. Одной из важнейших функций дополнительного образования в современных условиях является социальное и личностное самоопределение детей и молодежи, подготовка к жизни и профессиональной карьере в условиях стремительного развития информационных технологий и роста влияния социальных сетей. Программа воспитания Центра направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования, как социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству и труду, позитивной социализации обучающихся, их социально-профессионального самоопределения, непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования как субъектов культуры и деятельности. 2 2. Нормативно-правовое регулирование воспитательной работы Нормативной основой воспитательной деятельности в Центре являются следующие документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р. 3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей, это особая образовательная сфера, которая имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с обучающимися. Разработка и реализация программы воспитания решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, так как воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие: - индивидуальную работу с каждым обучающимся; - формирование детского коллектива. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач: - помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место; - выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося; 3 - формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; - способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»; - развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными мероприятиями (выставками, выступлениями, презентациями и др.); - формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы; создает условия для развития творческих способностей обучающегося. 4.Основные критерии формирования и развития детского коллектива: - создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым; - создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; - использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях; - активная поддержка и развитие в творческом объединении наставничества. 5. Особенности воспитательного процесса Для решения задач воспитания, обучающихся в Центре, ведется следующая работа: - систематическое повышение квалификации административного и педагогического персонала, - пересмотр и совершенствование реализуемых программ; - ориентация педагогического коллектива на создание комфортных психологопедагогических условий для обучающихся; - внедрение здоровьесберегающих технологий; - наличие ресурсов (человеческих, материальных) для развития системы дополнительного образования; - вовлечение социальных партнеров в образовательную и воспитательную деятельность и многое другое. 6. Принципы организации воспитательной работы Воспитательная деятельность в Центре основана на следующих принципах: - психологический комфорт, предупреждение стрессообразующих факторов, создание атмосферы успешности; 4 - развитие, направленный образовательный процесс от развития и формирования личности в коллективе до появления устойчивого стремления к саморазвитию в течение всей жизни и способности осуществлять его; - свобода, предполагающая максимально возможное пространство личностной свободы; - адаптивность, каждый должен найти свое место в социуме; - сотрудничество и сотворчество, раскрывающие характер и сущность взаимоотношений между субъектами воспитательной системы и обеспечивающие равенство педагога, обучающихся и родителей (законных представителей); непрерывное взаимодействие, дружелюбие, достижение общих результатов в процессе совместной творческой деятельности; - поддержка, подтверждение значимости любых личностных достижений и инициатив; внимание и уважение к достижениям, рассмотрение и реализация инициатив позволяет ощутить личностную значимость и возможности дальнейшего саморазвития; - индивидуальность, предполагающая осуществление воспитательного процесса в опоре на потребности, склонности и интересы его участников, с ориентацией на обретение личностью неповторимости и уникальности собственного «Я»; - добровольность, что является условием проявления активности и инициативы ребенка, как устойчивых черт его личности; - воспитание в коллективе и через коллектив - воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях; - единство действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. Педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей для осуществления согласованных действий. В ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в социуме, в их жизни (в школе, на улице). Воспитание в условиях системы дополнительного образования позволяет включить каждого ребенка в практическую творческую деятельность, соответствующую его склонностям. Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем. 7. Цели и задачи воспитательной работы Воспитательная работа в Центре направлена на: - формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности; реализацию организационно-правовых мер по развитию воспитания и дополнительного образования обучающихся, - использование инновационных разработок в сфере воспитания и развития; - приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям, моральным нормам, культурному наследию; - 5 формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства социальной ответственности, сопричастности в формировании правового общества; - воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, формирование культуры здоровья; - ответственное отношение к природной и социокультурной среде обитания, экологическое воспитание, эстетическое развитие; - развитие воспитательного потенциала традиционной семьи; - - развитие инициативности и настойчивости в решении жизненных задач; формирование актуальных социальных и культурных компетенций у обучающихся, навыков самоопределения; - формирование компетенций и навыков XXI века через популяризацию среди обучающихся: научно-технических знаний, развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся, - - содействие развитию лидерского и творческого потенциала детей. Цель программы воспитания: создание единого образовательновоспитательного пространства, способствующего формированию высокодуховной, творческой, нравственно и физически здоровой, социально-активной личности гражданина и патриота, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Поставленная цель воспитания ориентирована не на обеспечение соответствия личности единому уровню воспитанности, а на обеспечение положительной динамики развития личности обучающегося. Задачи: Предметные: - организация в учреждении единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания, обучающегося; - предоставление возможности выбора программ различной направленности каждому ребёнку; - развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - способствование развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции. 6 Личностные: - способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - формирование социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения; - содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; - развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности. Метапредметные: - развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми; - содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания учащихся; - совершенствование системы воспитательной работы, - применение современных инновационных технологий в дополнительном образовании. 8. Виды, формы, содержание деятельности Приоритетные направления в организации воспитательной работы Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы Центра: - гражданско-патриотическое направлено на формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; - правовое воспитание направлено на формирование у обучающихся правовой культуры, даёт представление об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; - духовно-нравственное направлено на формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об 7 уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и народов России; - социокультурное и медиакультурное воспитание направлено на формирование у обучающихся представления о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», даёт понимание таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм»; - художественно-эстетическое направлено на формирование способности видеть, воспринимать, чувствовать, ценить прекрасное в окружающей действительности, формирование стремления к красоте как внешней, так и красоте мыслей, речи, поступков; - спортивно-оздоровительное направлено на формирование здорового образа жизни обучающихся, развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости; - здоровьесберегающее направлено на формирование и развитие норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья (сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих); - трудовое и профориентационное направлено на формирование представлений о трудовой деятельности, выявление творческих способностей и профессиональных предпочтений, обучающихся; - интеллектуальное воспитание направлено на развитие кругозора и любознательности; воспитание познавательных интересов, формирование потребности в приобретении новых знаний, интереса к творческой деятельности; - экологическое воспитание направленно на формирование экологической культуры личности и общества, которая проявляется в сознательном, бережном и внимательном отношении людей к здоровью окружающей среды и человека; - воспитание семейных ценностей направлено на формирование ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни. Каждое из этих направлений представлено в соответствующем модуле. 9. Методы и средства воспитательной деятельности Детские творческие объединения Центра осуществляют образовательную деятельность по следующим направлениям: - техническое; - естественнонаучное; - социально-гуманитарное; - художественное; - физкультурно-спортивное. При формировании направлений развития содержания и организации дополнительного образования детей первоочередное внимание уделено 8 социальному заказу, так как он определяет его содержание и выступает главным критерием оценки качества его результатов. Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общественных институтов, с одной стороны и личностных потребностей детей и их родителей (законных представителей), с другой. Он связан с правом ребенка на выбор образования, условиями развития личности, ее способности к продуктивному решению задач в сфере профессиональной, общественной, культурно-досуговой и другой деятельности. Социальный заказ можно определить как запрос (или задание) источником которого являются те, кто определяет направления развития системы дополнительного образования детей, предоставляет ей определенные ресурсы, заинтересованы в результатах ее функционирования и развития и потребляет их (прежде всего, это обучающиеся, родители, общественность, работодатели, общественные организации, государство и т.д.). Для реализации общеразвивающих программ перечисленных направленностей используются различные методы и средства, как традиционные так и инновационные. Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения. Основные педагогические методы, применяемые в процессе воспитания в Центре: - методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример; - методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации; - методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения) и т.д. Средства воспитания – это источник формирования личности. К средствам воспитания относятся: - различные виды деятельности (игровая, познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество и др.); - произведения и явления духовной и материальной культуры; - традиционные мероприятия, клубная, профориентационная, проектная деятельность и пр. Традиционные мероприятия, проводимые Центре: - дни открытых дверей; 9 праздничные, развлекательные концертные программы, новогодние представления; выставки работ декоративно-прикладного творчества к праздничным дням и календарно-тематическим мероприятиям; конкурсные мероприятия, эстафеты; - экологические субботники; - вечера памяти, «Уроки мужества»; - социальные и благотворительные акций, флешмобы, концерты; проведение педагогических открытых занятий, семинаров, мастерклассов, круглых столов для детей и родителей. 10. Планируемые результаты реализации программы Предметные результаты: - совершенствование системы дополнительного образования, создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности; - развитие системы непрерывного образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности; - освоение и использование в практической деятельности педагогических технологий и методик воспитательной работы. Личностные результаты: новых - создание условий для проявления и мотивации творческой активности обучающихся в различных сферах социально значимой деятельности; - содействие формированию активной гражданской позиции; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности. - Метапредметные результаты: - координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы «социум – Центр– семья»; - организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (законными представителями) обучающихся (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации); оформление информационных уголков для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей; - повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования и мотивация к самообразованию; - усиление роли семьи в воспитании детей. 10 11. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ проводимой в Центре воспитательной работы проводится с целью выявления основных проблем воспитания обучающихся и последующего их решения. Проведение самоанализа осуществляется ежегодно. Основными направлениями самоанализа проводимого в Центре воспитательного процесса являются: результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся; состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых. 12. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является динамика личностного развития обучающихся объединений Центра. Осуществляется анализ педагогами дополнительного образования совместно с заместителем директора по организационно-массовой работе с последующим обсуждением результатов с председателями методических объединений и на педагогическом совете Центра. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: 1. Какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год? 2. Какие проблемы решить не удалось и почему? 3. Какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу? 13. Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие в Центре интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по организационномассовой работе, педагогами дополнительного образования. Анализ делается на основе анкетирования, беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогами. Полученные результаты обсуждаются членами методического совета с последующим обсуждением его результатов на общем педагогическом совещании. Отслеживание состояния воспитательного процесса в творческих объединениях, своевременная его корректировка и прогнозирование дальнейшего развития проводится ежегодно. Осуществляется постоянное изучение среды жизнедеятельности и жизнетворчества обучающихся Центра, анализируется ее воспитательные возможности. 11 Итогом самоанализа организуемой в Центре воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и применение направленных на их решение управленческих механизмов. Главная задача педагогического коллектива Центра - создать для каждого обучающегося условия для успешного развития в доступных для него видах деятельности, поддержка и развитие одаренных детей. 14. Управление качеством воспитательной работы Управление качеством воспитательной работы в Центре состоит из нескольких компонентов: - контроль за воспитательным процессом; - мониторинг воспитательной деятельности; - методическая работа. 15. Контроль за воспитательным процессом Контроль за воспитательным процессом включает: - всестороннее изучение и анализ воспитательного процесса, координация работы в соответствии с поставленными задачами; - выявление результатов педагогической деятельности, положительных и отрицательных тенденций в организации воспитательного процесса, корректировка и устранение негативных тенденций, трансляция (распространение) педагогического опыта; - осуществление контроля над исполнением законодательства в области воспитания, выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых, локальных актов, принятие мер по их пресечению; - оказание методической помощи педагогам в процессе контроля. 16. Мониторинг воспитательной деятельности Мониторинг воспитательной деятельности включает: - сбор, обработку, хранение информации о состоянии и динамике показателей качества воспитания; - отслеживание динамики воспитательного процесса для управления качеством воспитания; - динамика устойчивого развития воспитательной системы на уровне образовательного учреждения. 12 17. Методическая работа Методическая работа предусматривает: - активное включение педагогов в научно- методическую и инновационную практическую деятельность в рамках реализации программы воспитания; внедрение в педагогическую практику современных методик и педагогических технологий; формирование единых принципиальных подходов воспитанию и социализации личности; - изучение, обобщение педагогического опыта. и использование в к практике передового 18. План мероприятий по реализации программы воспитания План мероприятий по реализации Программы воспитания на 2022-2023 учебный год утверждается в начале учебного года (приложение). № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 Мероприятия Сроки проведения «День открытых дверей» Сентябрь «У адыгов обычай такой….» - музыкально познавательное мероприятие, посвященное Дню адыгов. «Как прекрасна адыгская фащэ» - Флеш-моб., посвященный Дню черкесского костюма «Славный труд учителя!» литературно – музыкальное мероприятие, посвященное Дню учителя. «Терские игрища»- фольклорно – краеведческий конкурс. «Единым духом мы сильны!» - праздничная программа ко Дню народного единства. «Подарим радость детям!» - праздник к Всемирному Дню ребёнка (совместно с СДО). Новогодний театрализованный праздник для детей. Сентябрь Сентябрь Октябрь ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь «Снова праздник мы встречаем, с Новым годом Декабрь поздравляем! »- музыкально – развлекательное мероприятие для молодёжи. 10 «Этот Старый Новый год» - празднично – Январь 9 13 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 развлекательное мероприятие. «Терские звёздочки» - районный конкурс вокалистов. «Я люблю тебя, Россия!» - районный конкурс патриотической песни. «Мы – будущие Защитники Отечества» - конкурс для обучающихся ЦДТ. «А, ну-ка, девочки!» - культурно – музыкальноразвлекательное мероприятие, посвященное международному женскому Дню 8 марта. «Золотая маска» - районный конкурс школьных театров. «Танец сквозь века» - районный конкурс танцевальных коллективов. «Война, победа, жизнь…» - праздничная программа, посвященная Дню Победы в ВОВ. «День творчества» - итоговое музыкально – развлекательное мероприятие для воспитанников и педагогов Центра детского творчества. «Пусть всегда будет солнце!» - праздник, посвященный Дню защиты детей. «Семья – это мир, где царят любовь и преданность!» культурно – музыкальное мероприятие, посвящённое Всероссийскому Дню семьи. «Гордо реет Российский флаг….!» Флеш-моб , посвященный Дню Российского флага 14 январь февраль Февраль Март март апрель Май Май Июнь Июль Август ЛИТЕРАТУРА 1. «Методические рекомендации по разработке и реализации»/ Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая разноуровневые и модульные). 2. «Региональный модельный центр» ГБУ ДПО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Минпросвещения КБР, 2021. 3. «Примерная программа воспитания для образовательных организаций общего образования». /Институт стратегии развития образования РАО, утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2 июня 2020 г. 4. Воспитание+. Авторские программы школ России (избранные модули): Сборник /Составители Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, В.В. Круглов, И.С. Парфенова, И.В. Степанова, Е.О. Черкашин, И.Ю.Шустова. –М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. 5. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/ под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2011. 6. Кутеева О. Планирование воспитательной работы на основе личностноориентированного обучения/ О.Кутеева// Классный руководитель. – 2001. - №1. 7. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008. 8. Маленкова П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. - М., 2012. 9. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы/ В.А. Сластенин. изд.2-е.-М., 2014. Интернет-источники: https://pandia.ru/text/77/456/934.php - особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования; https://videouroki.net/razrabotki/rabochaya-programma-povospitatelnoyrabote.html - рабочая программа по воспитательной работе; https://infourok.ru/rabochaya-oprgramma-vospitatelnoy-raboti-328614.html- рабочая программа воспитательной работы. 15