УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
УТВЕРЖДАЮ
и.о. директора МКУ ДО ЦДТ
________ Э.В.Таова
Приказ № 18 от 16 августа 2024 г.
Протокол №2 от 16 августа 2024г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципального казенного учреждения дополнительного
образования «Центр детского творчества»
Терского муниципального района КБР
на 2024-2025 учебный год
г.п. Терек, 2024г.
1
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
воспитания
Муниципального
казенного
учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» Терского
муниципального района КБР на 2024 - 2025 учебный год направлена на
обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,
социализации, профессиональной ориентации, формирование общей культуры, а
также культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа обеспечивает решение актуальных проблем воспитания:
- формирование ценностных ориентиров, объединяющих людей в
единую историко-культурную и социальную общность;
- развитие способности противостоять негативным воздействиям социальной
среды;
- развитие умений приходить к согласию в вопросах корректного
социального поведения;
- воспитание сознательного отношения к принимаемым большинством
граждан принципам и правилам жизни;
- формирование уважения к родному языку, самобытной культуре своего
народа.
Программа построена с учетом таких ценностных установок, как:
патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд,
творчество, природа, искусство, человечество, и ориентирована на современный
национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий,
интеллектуально
развитый,
социально
активный,
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях многонационального народа РФ.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации наделяет дополнительное образование множеством функций: обучение
активному досугу, формирование готовности личности к непрерывному
образованию и самообразованию; допрофессиональная и профессиональная
подготовка; раскрытие потенциала личности, психологическая гибкость. Одной из
важнейших функций дополнительного образования в современных условиях
является социальное и личностное самоопределение детей и молодежи, подготовка
к жизни и профессиональной карьере в условиях стремительного развития
информационных технологий и роста влияния социальных сетей.
Программа воспитания Центра направлена на воплощение в жизнь миссии
дополнительного образования, как социокультурной практики развития мотивации
подрастающего поколения к познанию, творчеству и труду, позитивной
социализации
обучающихся,
их
социально-профессионального
самоопределения,
непрерывного
процесса саморазвития
и
самосовершенствования как субъектов культуры и деятельности.
2
2. Нормативно-правовое регулирование воспитательной работы
Нормативной основой воспитательной деятельности в Центре являются
следующие документы:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 г. № 1726-р.
3.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так
как
формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации,
искусства,
социально-экономических
условий
жизни
и
др.
Роль дополнительного образования в укреплении воспитательной
составляющей, это особая образовательная сфера, которая имеет собственные
приоритетные направления и содержание воспитательной работы с
обучающимися.
Разработка и реализация программы воспитания
решает
основную
идею комплексного
подхода
в
образовательно-воспитательном
процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов
работы с детьми, так как воспитывающая деятельность
детского
объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие:
- индивидуальную работу с каждым обучающимся;
- формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования
решает целый ряд педагогических задач:
- помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем
достойное место;
- выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и
способности обучающегося;
3
- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному
саморазвитию;
- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и
признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
- развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными
мероприятиями (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
- формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке,
стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы; создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
4.Основные критерии формирования и развития детского коллектива:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый
ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
- создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить
самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых
каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных
социальных ролях;
- активная поддержка и развитие в творческом объединении наставничества.
5. Особенности воспитательного процесса
Для решения задач воспитания, обучающихся в Центре, ведется следующая
работа:
- систематическое
повышение
квалификации
административного
и
педагогического персонала,
- пересмотр и совершенствование реализуемых программ;
- ориентация педагогического коллектива на создание комфортных психологопедагогических условий для обучающихся;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- наличие ресурсов (человеческих, материальных) для развития системы
дополнительного образования;
- вовлечение социальных партнеров в образовательную и воспитательную
деятельность и многое другое.
6. Принципы организации воспитательной работы
Воспитательная деятельность в Центре основана на следующих принципах:
- психологический комфорт, предупреждение стрессообразующих факторов,
создание атмосферы успешности;
4
- развитие, направленный образовательный процесс от развития и
формирования личности в коллективе до появления устойчивого стремления к
саморазвитию в течение всей жизни и способности осуществлять его;
- свобода,
предполагающая максимально
возможное пространство
личностной свободы;
- адаптивность, каждый должен найти свое место в социуме;
- сотрудничество и сотворчество, раскрывающие характер и сущность
взаимоотношений между субъектами воспитательной системы и обеспечивающие
равенство педагога, обучающихся и родителей (законных представителей);
непрерывное взаимодействие, дружелюбие, достижение общих результатов в
процессе совместной творческой деятельности;
- поддержка, подтверждение значимости любых личностных достижений и
инициатив; внимание и уважение к достижениям, рассмотрение и реализация
инициатив позволяет ощутить личностную значимость и возможности
дальнейшего саморазвития;
- индивидуальность, предполагающая осуществление воспитательного
процесса в опоре на потребности, склонности и интересы его участников, с
ориентацией на обретение личностью неповторимости и уникальности
собственного «Я»;
- добровольность, что является условием проявления активности и
инициативы ребенка, как устойчивых черт его личности;
- воспитание в коллективе и через коллектив - воспитание в группе, в процессе
общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях;
- единство действий и требований к ребенку в семье, образовательном
учреждении, социуме. Педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей
для осуществления согласованных действий. В ходе воспитательного процесса
обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в социуме, в их
жизни (в школе, на улице).
Воспитание в условиях системы дополнительного образования позволяет
включить каждого ребенка в практическую творческую деятельность,
соответствующую его склонностям. Содержание такой деятельности наполнено не
только знаниями и умениями по профилю, но и полезным социальным опытом для
жизни в настоящее время и в будущем.
7. Цели и задачи воспитательной работы
Воспитательная работа в Центре направлена на:
-
формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
реализацию организационно-правовых мер по развитию воспитания и
дополнительного образования обучающихся,
- использование инновационных разработок в сфере воспитания и развития;
- приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям, моральным
нормам, культурному наследию;
-
5
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
социальной ответственности, сопричастности в формировании правового
общества;
- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
формирование культуры здоровья;
- ответственное отношение к природной и социокультурной среде обитания,
экологическое воспитание, эстетическое развитие;
- развитие воспитательного потенциала традиционной семьи;
-
-
развитие инициативности и настойчивости в решении жизненных задач;
формирование актуальных социальных и культурных компетенций у
обучающихся, навыков самоопределения;
- формирование компетенций и навыков XXI века через популяризацию среди
обучающихся: научно-технических знаний, развитие добровольчества
(волонтерства) среди обучающихся,
-
-
содействие развитию лидерского и творческого потенциала детей.
Цель программы воспитания: создание единого образовательновоспитательного пространства, способствующего формированию высокодуховной,
творческой, нравственно и физически здоровой, социально-активной личности
гражданина и патриота, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Поставленная цель воспитания ориентирована не на обеспечение
соответствия личности единому уровню воспитанности, а на обеспечение
положительной динамики развития личности обучающегося.
Задачи:
Предметные:
- организация в учреждении единого образовательного пространства, разумно
сочетающего внешние и внутренние условия воспитания, обучающегося;
- предоставление возможности выбора программ различной направленности
каждому ребёнку;
- развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствование развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд
на мир, развитие его субъективной позиции.
6
Личностные:
- способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование социально значимых ценностей и социально адекватных
приемов поведения;
- содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к своей
жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы
деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления,
необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и
предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности.
Метапредметные:
- развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив и
достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и работа с
одаренными детьми;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по
вопросам воспитания учащихся;
- совершенствование системы воспитательной работы,
- применение современных инновационных технологий в дополнительном
образовании.
8. Виды, формы, содержание деятельности
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы Центра:
- гражданско-патриотическое направлено на формирование патриотических,
ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к
своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным
героям и культурным представлениям российского народа;
- правовое воспитание направлено на формирование у обучающихся
правовой культуры, даёт представление об основных правах и обязанностях, о
принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;
- духовно-нравственное направлено на формирование ценностных
представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь,
смысл жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора,
достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об
7
уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и народов
России;
- социокультурное и медиакультурное воспитание направлено на
формирование у обучающихся представления о таких понятиях как
«толерантность»,
«миролюбие»,
«гражданское
согласие»,
«социальное
партнерство», даёт понимание таким явлениям как «социальная агрессия»,
«межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм»;
- художественно-эстетическое направлено на формирование способности
видеть, воспринимать, чувствовать, ценить прекрасное в окружающей
действительности, формирование стремления к красоте как внешней, так и красоте
мыслей, речи, поступков;
- спортивно-оздоровительное направлено на формирование здорового образа
жизни обучающихся, развитие физических качеств и способностей, оптимизацию
работоспособности и предупреждение заболеваемости;
- здоровьесберегающее направлено на формирование и развитие норм
здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления
физического, психологического и социального здоровья (сознательное и
ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих);
- трудовое и профориентационное направлено на формирование
представлений о трудовой деятельности, выявление творческих способностей и
профессиональных предпочтений, обучающихся;
- интеллектуальное воспитание направлено на развитие кругозора и
любознательности; воспитание познавательных интересов, формирование
потребности в приобретении новых знаний, интереса к творческой деятельности;
- экологическое воспитание направленно на формирование экологической
культуры личности и общества, которая проявляется в сознательном, бережном и
внимательном отношении людей к здоровью окружающей среды и человека;
- воспитание семейных ценностей направлено на формирование ценностных
представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре
семейной жизни.
Каждое из этих направлений представлено в соответствующем модуле.
9. Методы и средства воспитательной деятельности
Детские творческие объединения Центра осуществляют образовательную
деятельность по следующим направлениям:
- техническое;
- естественнонаучное;
- социально-гуманитарное;
- художественное;
- физкультурно-спортивное.
При формировании направлений развития содержания и организации
дополнительного образования детей первоочередное внимание уделено
8
социальному заказу, так как он определяет его содержание и выступает главным
критерием оценки качества его результатов. Социальный заказ в системе
дополнительного образования является отражением социально-педагогических
целей общественных институтов, с одной стороны и личностных потребностей
детей и их родителей (законных представителей), с другой. Он связан с правом
ребенка на выбор образования, условиями развития личности, ее способности к
продуктивному решению задач в сфере профессиональной, общественной,
культурно-досуговой и другой деятельности. Социальный заказ можно определить
как запрос (или задание) источником которого являются те, кто определяет
направления развития системы дополнительного образования детей, предоставляет
ей определенные ресурсы, заинтересованы в результатах ее функционирования и
развития и потребляет их (прежде всего, это обучающиеся, родители,
общественность, работодатели, общественные организации, государство и т.д.).
Для
реализации
общеразвивающих
программ
перечисленных
направленностей используются различные методы и средства, как традиционные
так и инновационные.
Методы воспитания
–
это способы
взаимодействия
педагога и
обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и
мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения.
Основные педагогические методы, применяемые в процессе воспитания в
Центре:
- методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение
(выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и
наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам
поведения) и т.д.
Средства воспитания – это источник формирования личности.
К средствам воспитания относятся:
- различные виды деятельности (игровая, познавательная,
досугово-развлекательная, художественное творчество и др.);
- произведения и явления духовной и материальной культуры;
- традиционные мероприятия, клубная, профориентационная, проектная
деятельность и пр.
Традиционные мероприятия, проводимые Центре:
-
дни открытых дверей;
9
праздничные,
развлекательные концертные
программы,
новогодние представления;
выставки работ декоративно-прикладного творчества к праздничным
дням и календарно-тематическим мероприятиям;
конкурсные мероприятия, эстафеты;
-
экологические субботники;
-
вечера памяти, «Уроки мужества»;
-
социальные и благотворительные акций, флешмобы, концерты;
проведение педагогических открытых занятий, семинаров, мастерклассов, круглых столов для детей и родителей.
10. Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты:
- совершенствование системы дополнительного образования, создание
благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
- развитие системы
непрерывного
образования;
поддержка
исследовательской и проектной деятельности;
- освоение и использование в практической деятельности
педагогических технологий и методик воспитательной работы.
Личностные результаты:
новых
- создание условий для проявления и мотивации творческой активности
обучающихся в различных сферах социально значимой деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- формирование позитивной самооценки, умение противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного
здоровья, духовной безопасности личности.
- Метапредметные результаты:
- координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной
системы «социум – Центр– семья»;
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями
(законными представителями) обучающихся (тематические беседы, собрания,
индивидуальные консультации); оформление информационных уголков для
родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей;
- повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного
образования и мотивация к самообразованию;
- усиление роли семьи в воспитании детей.
10
11. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ проводимой в Центре воспитательной работы проводится с
целью выявления основных проблем воспитания обучающихся и последующего
их решения. Проведение самоанализа осуществляется ежегодно. Основными
направлениями самоанализа проводимого в Центре воспитательного процесса
являются: результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся;
состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых.
12. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является динамика
личностного развития обучающихся объединений Центра.
Осуществляется анализ педагогами дополнительного образования совместно
с заместителем директора по организационно-массовой работе с последующим
обсуждением результатов с председателями методических объединений и на
педагогическом совете Центра.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
1.
Какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
обучающихся удалось решить за минувший учебный год?
2.
Какие проблемы решить не удалось и почему?
3.
Какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу?
13. Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и
взрослых
Критерием, на основе которого осуществляется анализ, является наличие в
Центре интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по организационномассовой работе, педагогами дополнительного образования.
Анализ делается на основе анкетирования, беседы с обучающимися и их
родителями (законными представителями), педагогами.
Полученные результаты обсуждаются членами методического совета с
последующим обсуждением его результатов на общем педагогическом
совещании.
Отслеживание состояния воспитательного процесса в творческих
объединениях, своевременная его корректировка и прогнозирование дальнейшего
развития проводится ежегодно. Осуществляется постоянное изучение среды
жизнедеятельности и жизнетворчества обучающихся Центра, анализируется ее
воспитательные возможности.
11
Итогом самоанализа организуемой в Центре воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и применение направленных на их решение
управленческих механизмов.
Главная задача педагогического коллектива Центра - создать для каждого
обучающегося условия для успешного развития в доступных для него видах
деятельности, поддержка и развитие одаренных детей.
14. Управление качеством воспитательной работы
Управление качеством воспитательной работы в Центре состоит из
нескольких компонентов:
- контроль за воспитательным процессом;
- мониторинг воспитательной деятельности;
- методическая работа.
15. Контроль за воспитательным процессом
Контроль за воспитательным процессом включает:
- всестороннее изучение и анализ воспитательного процесса, координация
работы в соответствии с поставленными задачами;
- выявление результатов педагогической деятельности, положительных и
отрицательных
тенденций
в организации воспитательного процесса,
корректировка
и
устранение негативных тенденций, трансляция
(распространение) педагогического опыта;
- осуществление контроля над исполнением законодательства в области
воспитания, выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и
иных нормативно-правовых, локальных актов, принятие мер по их пресечению;
- оказание методической помощи педагогам в процессе контроля.
16. Мониторинг воспитательной деятельности
Мониторинг воспитательной деятельности включает:
- сбор, обработку, хранение информации о состоянии и динамике показателей
качества воспитания;
- отслеживание динамики воспитательного процесса для управления
качеством воспитания;
- динамика устойчивого развития воспитательной системы на уровне
образовательного учреждения.
12
17. Методическая работа
Методическая работа предусматривает:
- активное включение педагогов в научно- методическую и инновационную
практическую деятельность в рамках реализации программы воспитания;
внедрение в
педагогическую практику современных
методик
и педагогических технологий;
формирование единых
принципиальных подходов
воспитанию
и социализации личности;
- изучение, обобщение
педагогического опыта.
и
использование
в
к
практике
передового
18. План мероприятий по реализации программы воспитания
План мероприятий по реализации Программы воспитания на 2022-2023
учебный год утверждается в начале учебного года (приложение).
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
Мероприятия
Сроки
проведения
«День открытых дверей»
Сентябрь
«У адыгов обычай такой….» - музыкально познавательное мероприятие, посвященное Дню
адыгов.
«Как прекрасна адыгская фащэ»
- Флеш-моб.,
посвященный Дню черкесского костюма
«Славный труд учителя!» литературно –
музыкальное мероприятие, посвященное Дню
учителя.
«Терские игрища»- фольклорно – краеведческий
конкурс.
«Единым духом мы сильны!» - праздничная
программа ко Дню народного единства.
«Подарим радость детям!» - праздник к Всемирному
Дню ребёнка (совместно с СДО).
Новогодний театрализованный праздник для детей.
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
«Снова праздник мы встречаем, с Новым годом Декабрь
поздравляем! »- музыкально – развлекательное
мероприятие для молодёжи.
10 «Этот Старый Новый год» - празднично – Январь
9
13
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
развлекательное мероприятие.
«Терские звёздочки» - районный конкурс вокалистов.
«Я люблю тебя, Россия!» - районный конкурс
патриотической песни.
«Мы – будущие Защитники Отечества» - конкурс для
обучающихся ЦДТ.
«А, ну-ка, девочки!» - культурно – музыкальноразвлекательное
мероприятие,
посвященное
международному женскому Дню 8 марта.
«Золотая маска» - районный конкурс школьных
театров.
«Танец сквозь века» - районный конкурс
танцевальных коллективов.
«Война, победа, жизнь…» - праздничная программа,
посвященная Дню Победы в ВОВ.
«День творчества» - итоговое музыкально –
развлекательное мероприятие для воспитанников и
педагогов Центра детского творчества.
«Пусть всегда будет солнце!» - праздник,
посвященный Дню защиты детей.
«Семья – это мир, где царят любовь и преданность!» культурно – музыкальное мероприятие, посвящённое
Всероссийскому Дню семьи.
«Гордо реет Российский
флаг….!» Флеш-моб ,
посвященный Дню Российского флага
14
январь
февраль
Февраль
Март
март
апрель
Май
Май
Июнь
Июль
Август
ЛИТЕРАТУРА
1.
«Методические рекомендации по разработке и реализации»/
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (включая
разноуровневые и модульные).
2.
«Региональный модельный центр» ГБУ ДПО «Центр непрерывного
повышения профессионального мастерства педагогических работников»
Минпросвещения КБР, 2021.
3.
«Примерная программа воспитания для образовательных организаций
общего образования». /Институт стратегии развития образования РАО,
утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию 2 июня 2020 г.
4.
Воспитание+. Авторские программы школ России (избранные
модули): Сборник /Составители Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, В.В. Круглов,
И.С. Парфенова, И.В. Степанова, Е.О. Черкашин, И.Ю.Шустова. –М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,
2020.
5.
Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические
рекомендации/ под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2011.
6.
Кутеева О. Планирование воспитательной работы на основе
личностноориентированного обучения/ О.Кутеева// Классный руководитель. –
2001. - №1.
7.
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного
образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
8.
Маленкова П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. - М.,
2012.
9.
Сластенин В.А. Методика воспитательной работы/ В.А. Сластенин. изд.2-е.-М., 2014.
Интернет-источники:
https://pandia.ru/text/77/456/934.php - особенности воспитательной работы в
системе дополнительного образования;
https://videouroki.net/razrabotki/rabochaya-programma-povospitatelnoyrabote.html - рабочая программа по воспитательной работе;
https://infourok.ru/rabochaya-oprgramma-vospitatelnoy-raboti-328614.html- рабочая
программа воспитательной работы.
15