Дополнительная общеразвивающая программа Национальные танцы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Национальные танцы»

Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся от 8 до 15 лет
Срок реализации программы: 1 год, 162ч.
Форма обучения: очная
Автор- составитель: Гоников Лион Хусейнович - педагог дополнительного
образования.

г.п.Терек, 2024г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Национальные танцы» представляет
собой систему развития, основой которой является интегрированный курс,
объединяющий основные направления деятельности, развивающие необходимые
качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для
успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к жизни.
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: модифицированный.
Нормативно – правовая база, на основе которой разработана программа:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) с изменениями и дополнениями;
2.
Национальный проект «Образование»;
3.
Конвенция ООН о правах ребенка;
4.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
5.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации до 2025 года»;
6.
Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное
дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания
президиума при Президенте Российской Федерации;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
15.04.2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя
национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет,
охваченных дополнительным образованием»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей» (с изменениями и
дополнениями);
9.
Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
10.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
11.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
12.
Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической

работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре»;
13.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
14.
Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
15.
Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
16.
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 629);
17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»);
18.
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. №
552/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
19.
Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О
направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с
«Методическими рекомендациями по независимой оценке качества
образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»);
20.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей»);
21.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании»;
22. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от
17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к
регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике»;
23.
Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от
26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»;

24.
Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023 г. № 22/1061 «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
25. Устав Центра.
Актуальность программы:
Программа направлена как на художественное развитие детей, физическую и
хореографическую подготовку, так и на изучение национальной культуры в
сочетании с духовным воспитанием и повышением уровня толерантности молодого
поколения. Такой подход в обучении дает значительный педагогический эффект,
подтверждая актуальность избранного направления.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к
возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики,
включающие: ритмику, классический, народно-сценический и современный танец. В
программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что
позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и
направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и
темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Отличительные особенности. Данную программу отличает от уже существующих:
• правильное распределение обучающихся по возрасту;
• выделение наиболее используемых движений и комбинаций;
• рациональное распределение физической нагрузки;
• построение занятий под физическими возможностями обучающихся;
• подбор интересного и уникального материала.
Педагогическая целесообразность. Образовательный процесс по данной
общеобразовательной общеразвивающей программе основывается на системном и
последовательном обучении, развитии и эстетическом воспитании обучающихся.
Адресат: Для обучения принимаются все желающие от 8 до 15 лет, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Срок реализации:1 год, 162ч.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа
с 10 минутным перерывом, продолжительность занятий 40 минут.
Наполняемость: 12 – 15 человек.
Форма обучения: очная.
Форма занятий:
индивидуальная;
групповая;
парная;
коллективная.
Цель и задачи программы:
Цель: Развитие творческих способностей детей через погружение в традиции и
обычай народов Кавказа посредством хореографии.
Задачи:
Личностные:
• способствовать развитию эстетического вкуса (умения видеть красоту движения

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

в танце);
активизировать чувство коллективизма и навыки культурного общения в
коллективе;
воспитывать нравственные качества детей;
сформировать у детей уважение к хореографическому искусству, народным
истокам, к традициям и культуре своего народа, других народов.
Предметные:
познакомить детей с многообразием культуры разных народов;
обучить детей основам народно-сценического, бального и эстрадного танца;
сформировать у детей музыкально-ритмических навыков, красоты и
правильности движений;
знакомить с терминологией национального танца.
Метапредметные:
развить чувства ритма, умение слушать музыку и отражать в движении характер;
развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки
творческого самовыражения;
сформировать у детей движенческие навыки;
развивать силу мышц, выносливость, навыки координации движений,
музыкальные способности.
Учебный план

№

Наименование темы

Кол-во часов
Всего

1.1
2.1

2.2

2.3

2.4

Форма аттестации/
контроля

Теория Практика
Раздел I.Вводное занятие. 2,5 ч
Вводное занятие
2,5
2,5
Беседа
Раздел II.Историческая основа танцевальной культуры адыгов -9ч
Историческая основа
Опрос
танцевальной культуры
адыгов. Современные
2
2
адыгские народные
танцы. Костюмы.
Историческая основа
Беседа.
танцевальной культуры 2,5
1
1,5
адыгов.
Современные адыгские
Беседа
народные танцы.
2
1
1
Костюмы.
Детальное изучение
Беседа.
обрядов и игр,
2,5
1
1,5
связанные с народными
танцами.

Раздел III.Теоретические основы, канонические положения, движения, ходы,
характерные для каждого танца - 27ч
3.1 Теоретические основы,
Опрос
канонические
положения, движения,
2
1
1
ходы, характерные для
каждого танца.
3.2 «Кафа» как
Индивидуальный
художественногрупповой показ.
эстетический танец.
2,5
1,5
1
История танца. Выбор
пар в группе.
3.3 Определение пар в
Наблюдение
танце. Выбор рисунка
2
1
1
танца. Основные
движения в танце.
3.4 Прослушивание музыки
Индивидуальный и
2,5
1
1,5
по темпу и ритмике.
групповой показ
3.5

3.6

3.7

Основные ходы танца:
позиции рук, ног,
корпуса, головы
(позиция III).
Технология бокового
хода. Музыкальный
размер 2/4. Рисунок
бокового танца.
Движение II. «Боковой
ход».

Музыкальный размер
движения №1 (2/4).
Прослушивание музыки.
3.9 Темп: «быстро»,
«медленно»,
«умеренно».
3.10 Репетиция под счет «до
за до», «тек1уатэ»,
«теуджых», «затакт».
Полупальцы 4 позиции.
3.11 «Боковой ход» под
музыку. Полупальцы,
позиции рук, ног,
корпуса.

Наблюдение
2

1

1
Наблюдение

2,5

2

1,5

1

1

1

3.8

2,5

1

1,5

Наблюдение
Индивидуальный и
групповой показ
Наблюдение

2

1

1
Наблюдение

2,5

2

1,5

1

1

1

Индивидуальный и
групповой показ

3.12 Передача тяжести с
Индивидуальный и
одной ноги на другую.
групповой показ
2,5
1
1,5
Репетиция фигуры №1
(16 тактов под музыку).
Раздел IV.Народные танцы под мелодию - 27 ч
4.1

Прослушивание музыки
по темпу и ритмике.

4.2

Простой ход вперед и
назад. Позы-экарте:
«вперед», «назад». Без
сопровождения музыки.
Голосовой счет.
«Приглашение», «до за
до», «тек1уатэ»,
«теуджых». Выход из-за
кулис движением №1.
Движение по
отношению к залу.
Распределение группы
по парам и выход в
общую колонну.
Расхождение пар в
стороны. Движение к
центру зала.
Простой ход вперед и
назад. Позы-экарте:
«вперед», «назад». С
музыкой.
Импровизация
танцевальных традиций
и традиционный этикет.
Позиции рук у мужчин
и женщин.

4.3

4.4

4

5

4.6

Прослушивание музыки
по темпу и ритмике
4.8 Музыкальный размер
движения №1 (2/4).
4.9 Основные ходы танца:
позиции рук, ног,
корпуса, головы
(позиция III).
4.10 Технология бокового
хода. Музыкальный
4.7

2

1

1

Наблюдение
Наблюдение

2,5

2

1

1

1,5

1

Индивидуальный и
групповой показ
Наблюдение

2,5

2

1,5

1

1

1

Индивидуальный и
групповой показ
Наблюдение

2,5

1

1,5
Наблюдение

2
2,5
2

1

1

1,5

1

1

1

Индивидуальный и
групповой показ
Наблюдение
Наблюдение

2,5

1,5

1
Наблюдение

2

1

1

размер 2/4. Рисунок
бокового танца.
4.11 Движение II. «Боковой
Индивидуальный и
2,5
1
1,5
ход».
групповой показ
Раздел V.Техника адыгского танца - 45ч
Фольклорные истоки
ходов и рисунков в
национальных танцах.
5.2 Несложные
перестроения из одних
рисунков в другие.
5.3 Схемы музыкальных
ходов и рисунков.
5.4 Логика и правила
поворотов: «Вправо»,
«Влево».
5.5 Репетиция под счет «до
за до», «тек1уатэ»,
«теуджых», «затакт».
Полупальцы 4 позиции.
5.6
«Боковой ход» под
музыку. Полупальцы,
позиции рук, ног,
корпуса.
5.7 Передача тяжести с
одной ноги на другую.
Репетиция фигуры №1
(16 тактов под музыку).
5.8
«Приглашение», «до за
до», «тек1уатэ»,
«теуджых». Выход из-за
кулис движением №1.
5.9 Логика и правила
поворотов: «Такт»,
«Затакт».
5.10 Движение по
отношению к залу.
Распределение группы
по парам и выход в
общую колонну.
Расхождение пар в
стороны. Движение к
центру зала.
5.11 Аттестация
обучающихся.

Наблюдение

5.1

2

1

1
Наблюдение

2,5

1,5

1

2

1

1

2,5

1

1,5

Индивидуальный и
групповой показ
Наблюдение
Наблюдение

2

2,5

2

2,5

1

1,5

1

1,5

1

1

1

1

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Наблюдение

2

1

1
Наблюдение

2,5

1

1,5

2

1

1

Индивидуальный и
групповой показ

5.12 Искусство
Беседа. Показ
2,5
1,5
1
национального танца.
5.13 Умение перестраиваться
Наблюдение
в пространстве разных
2
1
1
залов без музыки.
5.14 Соотношение
Наблюдение
пространственного
2,5
1
1,5
построения под музыку.
5.15 Прослушивание музыки
Самостоятельная
2
1
1
по темпу и ритмике.
работа
5.16 Музыкальный размер
Самостоятельная
движения №1 (2/4).
2,5
1,5
1
работа
Прослушивание музыки.
5.17 Основные ходы танца:
Наблюдение
позиции рук, ног,
2
1
1
корпуса, головы
(позиция III).
5.18 Технология бокового
Наблюдение
хода. Музыкальный
2,5
1
1,5
размер 2/4. Рисунок
бокового танца.
5.19 Движение II. «Боковой
Индивидуальный и
2
1
1
ход».
групповой показ
5.20 Репетиция под счет «до
Индивидуальный и
за до», «тек1уатэ»,
групповой показ
2,5
1,5
1
«теуджых», «затакт».
Полупальцы 4 позиции.
Раздел VI. Музыкально-пространственные упражнения - 18ч
6.1 «Маршировка в темпе и
Индивидуальный
2
1
1
ритме музыки
и групповой показ
6.2 «Шаг на месте»
Самостоятельная
2,5
1
1,5
работа
6.3 «Вокруг себя»
Самостоятельная
2
1
1
работа
6.4 «Влево», «Вправо».
Индивидуальный
2,5
1,5
1
и групповой показ
6.5 «Повороты на месте».
Индивидуальный
2
1
1
и групповой показ
6.6 «Движение на углах с
Самостоятельная
прыжком вправо,
2,5
1
1,5
работа
влево».
6.7 «Боковой ход» под
Индивидуальный
музыку. Полупальцы,
и групповой показ
2
1
1
позиции рук, ног,
корпуса.

Передача тяжести с
Индивидуальный
одной ноги на другую.
и групповой показ
2,5
1,5
1
Репетиция фигуры №1
(16 тактов под музыку).
Раздел VII. Схема сценической площадки с направлениями движений
Ориентация по направлениям - 15,5 ч
7.1 Правильное
Опрос
соотношение площадки 2
1
1
Индивидуальный
по схеме танца.
и групповой показ
7.2 Фигурная маршировка с
Самостоятельная
перестроением из одной
работа
2,5
1
1,5
колонны в шеренгу, и
обратно.
7.3 Фигурная маршировка с
Наблюдение
перестроением из
2
1
1
одного круга в два, и
обратно.
7.4 «Приглашение», «до за
Индивидуальный
до», «тек1уатэ»,
и групповой показ
2,5
1,5
1
«теуджых». Выход из-за
кулис движением №1.
7.5
Движение по
Самостоятельная
отношению к залу.
работа
Распределение группы
по парам и выход в
2
1
1
общую колонну.
Расхождение пар в
стороны. Движение к
центру зала.
7.6 Прослушивание музыки
Индивидуальный
2,5
1
1,5
по темпу и ритмике.
и групповой показ
7.7 Продвижение на углах:
Индивидуальный
«внешний»,
2
1
1
и групповой показ
«внутренний».
Раздел VIII. Ориентировка в зале. Движения по отношению к залу - 9ч
6.8

8.2

Движения по
отношению к залу: «по
линии танца».
Направление шагов.

8.3

Промежуточные шаги.

8.4

Адыгский этикет в
элементах движения

8.1

2,5
1,5

1

2

1

1

2,5

1

1,5

2

1

1

Индивидуальный
и групповой показ
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Опрос.
Индивидуальный
и групповой показ

Раздел IX. Итоговое занятие - 9ч
9.1
9.2
9.3
9.4

Аттестация
обучающихся.
Аттестация
обучающихся.
Аттестация
обучающихся.
Итоговое занятие.

Итого: 162

2,5

1,5

1

2

1

1

2,5

1

1,5

2

1

1

83

79

162

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Концерт

Содержание учебного плана
Раздел I. Вводное занятие 2,5 ч
Тема 1.1 Вводное занятия - 2,5ч
Теория: Беседа с детьми о правилах техники безопасности на занятиях и учреждении.
Объяснение обучающимся с роли танцевального искусства в современном обществе.
Раздел II. Историческая основа танцевальной культуры адыгов 9ч
Тема 2.1 Историческая основа танцевальной культуры адыгов -2ч
Теория: Знакомство с историей зарождение, развитие и становление адыгской
национальной хореографии. Современные адыгские народные танцы. Костюмы.
Тема 2.2. Историческая основа танцевальной культуры адыгов 2,5ч
Теория: Знакомство с историей зарождение, развитие и становление адыгской
национальной хореографии. Современные адыгские народные танцы. Костюмы.
Тема 2.3. Современные адыгские народные танцы. Костюмы -2 ч
Теория: Знакомство с современными элементами адыгской национальной
хореографии. Просмотр презентации на тему «Адыгэ фащэ».
Тема 2.4. Детальное изучение обрядов и игр, связанные с народными танцами -2,5ч
Теория: Изучение обрядов и игр, связанных с народными танцами.
Практика: Подвижная игра «Перетягивание веревки».
Раздел III.Теоретические основы, канонические положения, движения, ходы,
характерные для каждого танца 27ч.
Тема 3.1. Теоретические основы канонические положения, движения, ходы,
характерные для каждого танцы – 2ч
Теория: Знакомство основами канонических положений, движений, ходов,
характерных для каждого танца.
Тема 3.2. «Кафа» как художественно-эстетический танец. История танца. Выбор пар
в группы -2,5ч
Теория: Изучение истории танца. Ознакомление с сюжетом танца

Практика: Работа над техникой исполнения движений; отработка танцевальных
комбинаций.
Тема 3.3. Определение пар в танце. Выбор рисунка танца. Основные движения в
танце- 2ч
Теория: Объяснение задания; выбор танцевального образа и музыкального
сопровождения
Практика: Работа над техникой исполнения движений; отработка танцевальных
комбинаций.
Тема 3.4. Прослушивание музыки по темпу и ритмике -2,5ч
Теория: Знакомство со сценой; беседа о культуре поведения на сцене во время
репетиций и концертов.
Практика: Отработка танцевальных комбинаций.
Тема 3.5. Основные ходы танца: Позиция ног, рук, корпуса, головы (позиция III). 2 ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 3.6. Технология бокового хода. Музыкальный размер 2/4 Рисунок бокового хода
танца «Къафэ» -2,5ч
Теория: Объяснение особенностей исполнения бокового хода.
Практика: Разучивание основных движений бокового хода.
Тема 3.7. Движение II. «Боковой ход» -2ч.
Практика: Разучивание основных движений бокового хода.
Тема 3.8. Музыкальный размер 2/4 Рисунок бокового хода танца «Къафэ» - 2,5ч
Теория: Объяснение особенностей исполнения бокового хода.
Практика: Разучивание основных движений бокового хода.
Тема 3.9. Темп: «быстро», «медленно», «умеренно» - 2ч
Практика: Знакомство простыми элементами танцевальных движений.
Тема 3.10. Репетиция подсчет «до за до, «тек1уатэ», «теуджых». «Затакт» полупальцы 4 позиции -2,5ч
Практика: Репетиция подсчет «до за до, «тек1уатэ», «теуджых». «Затакт» полупальцы 4 позиции.
Тема 3.11. Боковой ход» под музыку. Полупальцы, позиции рук ног, корпуса – 2ч
Практика: Выполнение бокового хода под музыку.
Тема 3.12. Передача тяжести с одной ноги на другую (особенности хода). Репетиция
фигуры №1 (16 тактов под музыку) - 2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца. Передача тяжести с одной ноги
на другую (особенности хода). Репетиция фигуры №1.

Раздел IV. Народные танцы под мелодию 27 ч
Тема 4.1. Прослушивание музыки по темпу и ритмике- 2 ч
Теория: Объяснение задания; выбор танцевального образа и музыкального
сопровождения
Практика: Обучающимся предлагается прослушать музыкальный материал,
представить и выбрать танцевальный образ.
Тема 4.2. Простой ход вперед и назад. Позы – экарте: - «вперед», «назад». Без
сопровождения музыки. Голосовой счет - 2,5ч
Теория: Разучивание и совершенствование деталей техники выполнения
танцевальных элементов.
Практика: Выполнение танцевальных движений под счет, без сопровождения
музыки.
Тема 4.3. «Приглашение» «до за до, «тек1уатэ», «теуджых». Выход из-за кулис
движением №1- 2ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 4.4. Движение по отношению к залу. Распределение группы по парам и выход
в общую колонну Рисунок по отношению к залу. Расхождение пар в стороны.
Движение к центру зала - 2,5ч
Теория: Объяснение особенностей распределения группы по парам и выхода в
общую колонну.
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 4.5. Простой ход вперед и назад. Позы – экарте: - «вперед», «назад» -2ч
Теория: Разучивание танцевальных движений.
Практика: Выполнение танцевальных движений под музыку.
Тема 4.6. Импровизации танцевальных традиций и традиционный этикет -2,5ч
Теория: Разучивание танцевальных движений.
Практика: Выполнение танцевальных движений под музыку.
Тема 4.7. Позиции рук у мужчин и женщин. Многообразие вариантов - 2ч
Теория: Разучивание танцевальных движений
Практика: Выполнение танцевальных движений под музыку.
Тема 4.8. Танец «Удж» Прослушивание музыки по темпу и ритмике - 2,5ч
Теория: Объяснение задания; выбор танцевального образа и музыкального
сопровождения.
Тема 4.9. Музыкальный размер движения №1 (2/4), прослушивание музыки -2ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 4.10. Основные ходы танца: Позиция ног, рук, корпуса, головы - 2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца.

Тема 4.11. Технология бокового хода. Музыкальный размер 2/4 Рисунок бокового
хода танца -2ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 4.12. Движение II. «Боковой ход» -2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Раздел V.Техника адыгского танца - 45ч
Тема 5.1. Фольклорные истоки ходов и рисунков в национальных танцах. Ходы.2ч.
Теория: Изучение истоков ходов и рисунков в национальных танцах.
Практика: Выполнение танцевальных движений под музыку.
Тема 5.2. Несложные перестроения из одних рисунков в другие - 2,5ч
Практика: Выполнение несложных перестроений из одних рисунков в другие.
Тема 5.3. Схемы музыкальных ходов и рисунков - 2ч
Практика: Разучивание музыкальных ходов и рисунков.
Тема 5.4. Логика и правила поворотов: «Вправо», «Влево» - 2,5ч
Практика: Разучивание правил поворотов «Вправо», «Влево».
Тема 5.5. Репетиция подсчет «до за до, «тек1уатэ», «теуджых». «Затакт» полупальцы 4 позиции -2ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 5.6. Боковой ход» под музыку. Полупальцы, позиции рук ног, корпуса -2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 5.7. Передача тяжести с одной ноги на другую (особенности хода). Репетиция
фигуры №1 (16 тактов под музыку) - 2ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 5.8. «Приглашение» «до за до, «тек1уатэ», «теуджых». Выход из-за кулис
движением №1 -2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 5.9. Логика и правила ходов: «Такт», «Затакт» -2ч
Практика: Разучивание правил ходов: «Такт», «Затакт».
Тема 5.10. Движение по отношению к залу. Распределение группы по парам и
выход в общую колонну Рисунок по отношению к залу. Расхождение пар в стороны.
Движение к центру зала -2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 5.11. Аттестация обучающихся -2ч
Практика: Концертное выступление.

Тема 41. Искусство национального танца -2,5ч
Теория: Ознакомление с экзерсисом народного танца, теоретические основы
хореографических движений
Практика: Выполнение танцевальных движений под счет.
Тема 5.12. Умение перестраиваться в пространстве разных залов без музыки -2ч
Теория: Объяснение особенностей движений в пространстве разных залов без
музыки.
Практика: Выполнение танцевальных движений под музыку.
Тема 5.13. Соотношение пространственного построения под музыку -2,5ч
Практика: Разучивание движений в пространстве разных залов под музыку.
Тема 5.14. Прослушивание музыки по темпу и ритмике - 2ч
Теория: Изучение истории танца. Ознакомление с сюжетом танца.
Практика: Работа над техникой исполнения движений; отработка танцевальных
комбинаций.
Тема 5.15. Музыкальный размер движения №1 (2/4), прослушивание музыки -2,5ч
Теория: Изучение схемы сценической площадки с направлениями движений.
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 5.16. Основные ходы танца: Позиция ног, рук, корпуса, головы -2ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 5.17. Технология бокового хода. Музыкальный размер 2/4 Рисунок бокового
хода танца - 2,5ч
Теория: Объяснение особенностей исполнения бокового хода.
Практика: Разучивание основных движений бокового хода.
Тема 5.18. Движение II. «Боковой ход» - 2ч
Практика: Разучивание основных движений бокового хода.
Тема 5.19. Репетиция подсчет «до за до, «тек1уатэ», «теуджых».«Затакт» полупальцы 4 позиции -2,5ч
Практика: Репетиция подсчет «до за до, «тек1уатэ», «теуджых». «Затакт» полупальцы 4 позиции.
Раздел VI. Музыкально-пространственные упражнения (18ч.)
Тема 6.1. «Маршировка в темпе и ритме музыки» -2ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 6.2. «Шаг на месте» - 2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 6.3. «Вокруг себя». 2ч
Практика: Разучивание основных движений танца.

Тема 6.4. «Влево», «вправо» - 2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 6.5. «повороты на месте» -2ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 6.6. «Движение на углах с прыжком вправо, влево» - 2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 6.7. Боковой ход» под музыку. Полупальцы, позиции рук ног, корпуса. -2ч
Практика: Выполнение бокового хода под музыку.
Тема 6.8. Передача тяжести с одной ноги на другую (особенности хода). Репетиция
фигуры №1 (16 тактов под музыку) - 2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца. Передача тяжести с одной ноги
на другую (особенности хода). Репетиция фигуры №1.
Раздел VII. Схема сценической площадки с направлениями движений.
Ориентация по направлениям - 15,5 ч
Тема 7.1. Правильное соотношения площадки по схеме танца - 2ч
Теория: Ознакомление с сюжетом танца.
Практика: Изучение танцевальных элементов, танцевальных комбинаций, которые
в дальнейшем будут использованы для постановки танца.
Тема 7.2. «Фигурная маршировка с перестроением из одной колоны -в шеренгу и
обратно» -2,5ч
Практика: Изучение графического перестроения танца.
Тема 7.3. «Фигурное перестроение из одного круга в два и обратно - 2ч
Практика: Изучение графического перестроения танца.
Тема 7.4. «Приглашение» «до за до, «тек1уатэ», «теуджых». Выход из-за кулис
движением №1 -2,5ч
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 7.5. Движение по отношению к залу. Распределение группы по парам и выход
в общую колонну Рисунок по отношению к залу. Расхождение пар в стороны.
Движение к центру зала -2ч
Теория: Объяснение особенностей распределения группы по парам и выхода в
общую колонну.
Практика: Разучивание основных движений танца.
Тема 7.6. Танец «Танец друзей» Прослушивание музыки по темпу и ритмике -2,5ч
Теория: Изучение истории танца. Ознакомление с сюжетом танца.

Практика: Работа над техникой исполнения движений; отработка танцевальных
комбинаций.
Тема 7.7. Продвижение на углах: «внешний», «внутренний -2ч.
Практика: Изучение графического перестроения танца.
Раздел VIII. Ориентировка в зале. Движения по отношению к залу- 9ч.
Тема 8.1. Движения по отношению к залу- 2,5ч
Практика: Изучение графического перестроения «по линии танца», против линии
танца», «к стенке», «к центру».
Тема 8.2. Направление шагов - 2ч
Практика: Изучение графического перестроения танца по направлению: «вперед»,
«назад», «направо», «налево».
Тема 8.3. Промежуточные шаги - 2,5ч
Практика: Изучение графического перестроения танца «диагонально вперед»,
«диагонально назад», «диагонально направо», «диагонально налево».
Тема 8.4. Адыгский этикет в элементах движения танца -2ч
Теория: Изучение схемы сценической площадки с направлениями движений.
Практика: Движение в паре боковым ходом лицом к друг другу по часовой стрелке
и против часовой стрелки.
Раздел IX. Итоговое занятие 9ч.
Тема 9.1. Аттестация обучающихся - 2,5ч
Практика: Показательное выступление.
Тема 9.2. Аттестация обучающихся -2ч
Практика: Показательное выступление.
Тема 9.3. Аттестация обучающихся -2,5ч
Практика: Показательное выступление.
Тема 9.4. Итоговое занятие -2ч
Практика: Концертное выступление.
Планируемые результаты.
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
• развито чувство эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в
танце);
• активизировано чувство коллективизма и навыки культурного общения в
коллективе;
• развиты нравственные качества детей;

• сформировано уважение к хореографическому искусству, народным истокам,
к традициям и культуре своего народа, других народов.
Предметные:
У обучающихся будет/будут:
• знания о многообразии культуры разных народов;
• знания основ народно-сценического, бального и эстрадного танца;
• сформированы музыкально-ритмические навыки красоты и правильности
движений;
• знания терминологии национального танца.
Метапредметные:
У обучающихся будет/будут:
• развито чувства ритма, умение слушать музыку и отражать в движении
характер;
• развито творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки
творческого самовыражения;
• сформированы движенческие навыки;
• развиты силы мышц, выносливость, навыки координации движений,
музыкальные способности.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1 год
обучения
(уровень
образования)

Дата
начала
обучения
по
программе
01.09.2024

Дата
окончания
обучения
по
программе
31.05.2024

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
часов

Режим
занятий

36

162

2раза в
неделю по
2 / 2,5 ч

1 год
обучения
(базовый)

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном танцевальном зале соответственно возрасту
детей (в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
Сан пин 2.4.3648-20 Предметно-развивающая среда соответствует интересам и
потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются
материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим
условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также
прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Формы аттестации / контроля:
• опрос;
• самостоятельная работа;
• концерты;
• наблюдение;
• индивидуальный и групповой показ;
• беседа.
Для отслеживания результативности освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы проводятся:
• входной контроль (проверка уровня знаний в начале учебного года);
• промежуточный контроль (проводится по окончании I полугодия учебного года);
• итоговый контроль (проводится по окончании обучения в конце учебного года); •
текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков в течение всего учебного
года).
Оценочные материалы:
• диагностические карты;

• карточки для самостоятельной работы;
• опросники;
• критерии оценок.
Оценочные материалы
Итоговый отчет результативности освоения программы проводится ежегодно в
форме концерта для родителей, по которому оценивается работа педагога и детей,
осуществленная в течение учебного года. Педагог подводит итог учебновоспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей.
Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы,
переводятся на следующий год обучения.
Критерии оценок
Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ проявляет слабый интерес к музыкально
ритмической деятельности, у ребенка не развит музыкальный и ритмический слух, 17
минимальный уровень способностей к хореографии, рассеянное внимание, не
дисциплинирован, нет пластичности, движения угловатые.
Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ проявляет достаточный интерес к музыкально
ритмической деятельности, у ребенка развит музыкальный и ритмический слух, умеет
концентрировать внимание, но координация движений развита недостаточно.
Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ ребенок проявляет активный интерес к
музыкально-ритмическим движениям, показывает высокий уровень способностей к
народно сценическому танцу, развит музыкальный и ритмический слух.
Материально техническое обеспечение
• музыкальный центр;
• национальная гармонь;
• зал с зеркальным оформлением стен;
• станки;
• колонки;
• специальная тренировочная одежда (чешки, туфли, трико, футболки);
• сценические костюмы.
Методы работы:
• объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, дискуссия);
• практические (упражнения, актерское мастерство, упражнения с элементами
тренинга, отработка танцевальных элементов);
• творческие (творческие задания, выполнение индивидуальных и групповых
заданий).
Учебно-методическое и информационное обеспечение
• данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
• инструкажи по охране труда и технике безопасности;

• учебная и методическая литература;
• методические пособия и разработки;
• разноуровневые задания и упражнения;
• сценарии воспитательных мероприятий;
• сборник подвижных игр;
• тематические презентации;
учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным репертуаром;
• образовательные электронные ресурсы;
• Интернет- источники.
Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики.
Методическое и дидактическое обеспечение:
дополнительная общеразвивающая программа;
учебно-методическая литература;
плакаты с рисунками танца;
картинки с позициями определенного танца и т.д.;
Интернет- источники.
Учебно-методическое обеспечение включают в себя:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, частично-поисковый, проектный.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое
обучение,
дифференцированного обучения, коллективной творческой
деятельности.
Индивидуальное обучение– это форма работы на занятиях, которая предполагает,
что каждый обучающийся получает задание для самостоятельного выполнения,
специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и
возможностями.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного
сотрудничества детей, активное включение каждого обучающегося в учебный
процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что не
посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное
условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между обучающимися.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при
котором педагог работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у
них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Коллективная творческая деятельность - это организация совместной
деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном
творчестве, планировании и анализе результатов.
•
•
•
•
•

Здоровьесберегающие технологии.
1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом
занятии проводятся ритмические паузы, с музыкальным сопровождением.
Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, может привести в

крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную систему, что приводит
к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ, активнее идут
восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе
надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка.
3. Мониторинг состояния содержания зала для занятий по хореографии. Зал для
занятий оборудован зеркалами с гимнастическими стойками по росту
обучающихся и физическими характеристиками.
4 Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной работы
образовательной программы внесены:
• викторина «Здоровый образ жизни»;
• «Как организовать свой день? Режим» (игра) и др.
5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Младший школьный
возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий
национальными танцами мышцы рук и ног и туловища напрягаются и
развиваются. Так как одинаковое напряжение невозможно, то физические
упражнения должны быть направлены на симметричное расслабление одних мышц
и напряжение других. Только так можно помочь организму в формировании
правильной осанки.
Формы организации учебного занятия - беседа, защита танца (проектов),
конкурс, мастер- класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие,
экскурсия.
Тематика и формы методических материалов: фонотека с мелодиями танцев
Кавказа, картинки и схемы определенных танцев.
Дидактические материалы - раздаточные материалы (схемы с позициями рук и
ног в танце), задания по образцу рисунка танца.
Алгоритм учебного занятия
I. Организационная часть.
Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3 минуты)
II. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут)
Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут.
Анализ определенного движения в танце (в зависимости от сложности 3-5
минут)
Показ движений рук, ног, корпуса в выбранном танце. (3-5 минут).
III. Физкультминутка.
IV. Практическая часть (выполнение элементов танца под музыку). (20-25 минут).
V. Перерыв, отдых (5 минут)
V. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут)
VI.Заключительная часть (6-8 минут).
Критерии оценки результатов освоения
программы
Параметры

Низкий
0%-

Средний
31%-60%

Высокий
61%-100%

30%
Уровень теоретических знаний
Обучающийся знает Обучающийся
Обучающийся знает
изученный материал.
Теоретические изученный материал. знает изученный
Изложение
материал, но для
Может дать
знания
материала
полного раскрытия логически
сбивчивое,
темы требуется
выдержанный
требующее
дополнительные
ответ,
корректировки
вопросы
демонстрирующий
наводящими
полное
владение
вопросами
материалом
Уровень практических навыков и
умений
Требуется контроль Требуется
Четкои выполняет
педагога за
периодическое
все движения по
Работа с
напоминание о
схемам танца под
картинками и выполнением
отдельных показов
том, как работать музыку. Хорошо
схемами
движений танца под
со схемами танцев. знает технику
движений
музыку
безопасности
рук, ног и
корпуса тела.
Не может показать
Может
показать Способен
Способность все изученные
все
изученные самостоятельно
выполнений движения танцев
движения танцев
показать все
всех изученных без помощи
при
подсказке изученные
педагога
танцев в
педагога
движения танцев
двидении под
музыку.
Степень
Требуются
Нуждается в
Самостоятельно
самостоятельнос постоянные
пояснении
выполняет
ти изготовления пояснения педагога последовательност последовательности
изделия
при
движений и движений
движений позиций
позиций рук, ног, позиций рук, ног,
рук, ног, корпуса.
корпуса.
корпуса, но
способен после
объяснения к
самостоятельным
действиям

Список литературы для педагогов
1.Адыгэ 1уэры1уатэ.Налшык.1963гъ.
2.Адыгэ хабзэ.Маф1эдз Сэрэбий.Налшык.1994гъ.
3.Адыгэ псалъэжьхэр. Къардэнгъущ1 З., Гъук1эмыхъу А. Налшык.1994гъ
4.Щэнгъасэ. Жылау Н. Налшык. Эльбрус тедзап1э.1995гъ.
5.Лъэпкъ 1эщ1агъэхэр. К1ыщ.Хь.Налшык.1996гъ.
6.Адыгская этика и первичная социализация в традиционной системе воспитания.
Альборова Л.И. Нальчик.2002г.
7.Черкешенка. Сукунова Х.Х., Сукунов И.Х. Майкоп РИПО Адыгея .1992г.
8.Адыгэ пшыналъэ. Къардэнгъущ1 З., Налшык.1992 гъ
9.Очерки об адыгском этикете. Р.Мамхегова.Нальчик .1993г.
10.Адыгэ джэгуак1уэхэр. Налшык.1993гъ.
11. Ш.С. Шу. Народные танцы адыгов. Нальчик. 1992г.
12. А.Г.Нагайцева. Адыгские народные танцы. Черкесск. 1990г.
Список литературы для обучающихся
1. Журналы «Искусство». Подшивка за 1998-2007 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2008 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,1986
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Интернет- источники:
www.horeograf.com,
www.narodko.ru,
http://dancehelp.ru

Приложение 1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2024-2025 учебный год
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Национальные танцы»

Уровень программы: базовый
Адресат: обучающиеся от 7 до 15 лет
Год обучения: 1 год – 162ч
Автор – составитель: Гоников Лион Хусейнович, педагог дополнительного
образования

г.п.Терек, 2024г.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Национальные танцы» представляет собой систему развития, основой которой
является интегрированный курс, объединяющий основные направления
деятельности, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие
познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и
социального развития детей, адаптации к жизни.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Задачи:
Личностные:
Способствовать развитию эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в
танце);
Активизировать чувство коллективизма и навыки культурного общения в
коллективе;
Воспитывать нравственные качества детей;
Сформировать у детей уважение к хореографическому искусству, народным
истокам, к традициям и культуре своего народа, других народов.
Предметные:
Познакомить детей с многообразием культуры разных народов;
Обучить детей основам народно-сценического, бального и эстрадного танца;
Сформировать у детей музыкально-ритмических навыков, красоты и правильности
движений.
Знакомить с терминологией национального танца.
Метапредметные:
Развить чувства ритма, умение слушать музыку и отражать в движении характер;
Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки творческого
самовыражения;
Сформировать у детей движенческие навыки;
Развивать силу мышц, выносливость, навыки координации движений, музыкальные
способности.
Планируемые результаты.
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
• Развито чувство эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в
танце);
• Активизировано чувство коллективизма и навыки культурного общения в
коллективе;
• Воспитаны нравственные качества детей;
• Сформировано уважение к хореографическому искусству, народным истокам,
к традициям и культуре своего народа, других народов.
Предметные:
У обучающихся будет/будут:
• Обучающиеся будут знакомы с многообразием культуры разных народов;

• Будут обучены основам народно-сценического, бального и эстрадного танца;
• У обучающихся сформировано музыкально-ритмические навыки красоты и
правильности движений.
• Обучающиеся знакомы с терминологией национального танца.
Метапредметные:
У обучающихся будет/будут:
• Развито чувства ритма, умение слушать музыку и отражать в движении
характер;
• Развито творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки
творческого самовыражения;
• Сформированы движенческие навыки;
• Развиты силы мышц, выносливость, навыки координации движений,
музыкальные способности.

Календарно-тематический план
№

Дата занятия
Наименование раздела, Кол-во
темы
часов
по
по факту
плану
Раздел I.Вводное занятие (2.5 ч)
1.1
Вводное занятие.
2

Содержание деятельности
теоретическая часть
практическая
занятия
часть занятия

Беседа с детьми о
правилах техники
безопасности на
занятиях и
учреждении.
Объяснение
обучающимся с роли
танцевального
искусства в
современном
обществе.
Раздел II.Историческая основа танцевальной культуры адыгов (9ч)
2.1
Историческая основа
Знакомство с историей
танцевальной культуры
зарождение, развитие
адыгов. Современные
и становление
адыгские народные
адыгской
танцы. Костюмы.
2,5
национальной
хореографии.
Современные
адыгские народные
танцы. Костюмы.
2.2
Историческая основа
Знакомство с историей
танцевальной культуры 2
зарождение, развитие
адыгов.
и становление

Форма
аттестации
/ контроля

2.3

Современные адыгские
народные танцы.
Костюмы.
2,5

адыгской
национальной
хореографии.
Современные
адыгские народные
танцы. Костюмы.
Знакомство с
современными
элементами адыгской
национальной
хореографии.
Просмотр презентации
на тему «Адыгэ
фащэ».
Изучение обрядов и
Подвижная игра
игр, связанных с
«Перетягивание
народными танцами.
веревки».

Детальное изучение
обрядов и игр,
2
связанные с народными
танцами.
Раздел III.Теоретические основы, канонические положения, движения, ходы, характерные для
каждого танца. ( 27ч. )
3.1
Теоретические основы,
Знакомство основами
канонические
канонических
положения, движения,
2,5
положений, движений,
ходы, характерные для
ходов, характерных
каждого танца.
для каждого танца.
3.2
«Кафа» как
Изучение
истории Работа над
художественнотанца. Ознакомление с техникой
эстетический танец.
2
сюжетом танца
исполнения
История танца. Выбор
движений;
пар в группе.
отработка
2.4

3.3

3.4

Определение пар в
танце. Выбор рисунка
танца. Основные
движения в танце.

2,5

Прослушивание музыки
по темпу и ритмике.
2

3.5

3.6

3.7

3.8

Основные ходы танца:
позиции рук, ног,
корпуса, головы
(позиция III).
Технология бокового
хода. Музыкальный
размер 2/4. Рисунок
бокового танца.
Движение II. «Боковой
ход».
Музыкальный размер
движения №1 (2/4).
Прослушивание музыки

2,5

2

2,5

2

танцевальных
комбинаций.
Объяснение задания;
Работа над
выбор танцевального
техникой
образа и музыкального исполнения
сопровождения
движений;
отработка
танцевальных
комбинаций.
Знакомство со сценой; . Отработка
беседа о культуре
танцевальных
поведения на сцене во комбинаций.
время репетиций и
концертов.
Разучивание
основных
движений танца
Объяснение
особенностей
исполнения бокового
хода.

Разучивание
основных
движений
бокового хода
Разучивание
основных
движений
бокового хода
Объяснение
Разучивание
особенностей
основных
исполнения бокового движений
хода.
бокового хода

3.9

3.10

3.11

3.12

Темп: «быстро»,
«медленно»,
«умеренно».
Репетиция под счет «до
за до», «тек1уатэ»,
«теуджых», «затакт».
Полупальцы 4 позиции
«Боковой ход» под
музыку. Полупальцы,
позиции рук, ног,
корпуса.
Передача тяжести с
одной ноги на другую.
Репетиция фигуры №1
(16 тактов под музыку)

Знакомство
простыми
элементами
танцевальных
движений.

2,5

2

Репетиция подсчет «до
за до, «тек1уатэ»,
«теуджых». «Затакт» полупальцы 4
позиции.
Выполнение
бокового хода под
музыку.

2,5

Разучивание
основных
движений танца.
Передача тяжести
с одной ноги на
другую
(особенности
хода). Репетиция
фигуры №1.

2

4.1

Раздел IV.Народные танцы под мелодию (27 ч)
Прослушивание
музыки по темпу и
ритмике
2,5

Объяснение задания;
выбор танцевального
образа
и
музыкального
сопровождения

Обучающимся
предлагается
прослушать
музыкальный
материал,

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Простой ход вперед и
назад. Позы-экарте:
«вперед», «назад». Без
сопровождения
музыки. Голосовой
счет.
«Приглашение», «до за
до», «тек1уатэ»,
«теуджых». Выход изза кулис движением
№1
Движение по
отношению к залу.
Распределение группы
по парам и выход в
общую колонну.
Расхождение пар в
стороны. Движение к
центру зала
Простой ход вперед и
назад. Позы-экарте:
«вперед», «назад». С
музыкой.
Импровизация
танцевальных традиций

2

2,5

2

2,5

2

представить
и
выбрать
танцевальный
образ.
Разучивание
и Выполнение
танцевальных
совершенствование
под
деталей
техники движений
счет,
без
выполнения
сопровождения
танцевальных
музыки.
элементов.
Разучивание
основных
движений танца.
Объяснение
особенностей
распределения группы
по парам и выхода в
общую колонну

Разучивание
основных
движений танца

Разучивание
танцевальных
движений

Выполнение
танцевальных
движений
под
музыку.
Выполнение
танцевальных

Разучивание
танцевальных
движений

4.7

движений
музыку.

и традиционный
этикет.
Позиции рук у мужчин
и женщин
2,5

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

Прослушивание
музыки по темпу и
ритмике
Музыкальный размер
движения №1 (2/4).
Основные ходы танца:
позиции рук, ног,
корпуса, головы
(позиция III).
Технология бокового
хода. Музыкальный
размер 2/4. Рисунок
бокового танца.
Движение II. «Боковой
ход».

Раздел V.Техника адыгского танца (45ч)
5.1
Фольклорные истоки
ходов и рисунков в
национальных танцах.

Разучивание
танцевальных
движений

под

Выполнение
танцевальных
движений
под
музыку.

Объяснение задания;
выбор танцевального
образа и музыкального
сопровождения

2

2,5

2

2,5

Практика.
Разучивание
основных
движений танца.
Разучивание
основных
движений танца.
Разучивание
основных
движений танца.
Разучивание
основных
движений танца.

2

2,5

Изучение
истоков Выполнение
ходов и рисунков в танцевальных
национальных танцах движений
под

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Несложные
перестроения из одних
рисунков в другие.

2

Схемы музыкальных
ходов и рисунков.

2,5

Логика и правила
поворотов : «Вправо»,
«Влево».
Репетиция под счет «до
за до», «тек1уатэ»,
«теуджых», «затакт».
Полупальцы 4 позиции.
«Боковой ход» под
музыку. Полупальцы,
позиции рук, ног,
корпуса.
Передача тяжести с
одной ноги на другую.
Репетиция фигуры №1
(16 тактов под музыку).
«Приглашение», «до за
до», «тек1уатэ»,
«теуджых». Выход из-за
кулис движением №1.

2

2,5

2

2,5

2

музыку.
Выполнение
несложных
перестроений из
одних рисунков в
другие.
Разучивание
музыкальных
ходов и рисунков
Разучивание
правил поворотов
«Вправо»,
«Влево».
Разучивание
основных
движений танца.
Разучивание
основных
движений танца.
Разучивание
основных
движений танца.
Разучивание
основных
движений танца.

5.9

5.10

5.11
5.12

Логика и правила
поворотов : «Такт»,
«Затакт»
Движение по
отношению к залу.
Распределение группы
по парам и выход в
общую колонну.
Расхождение пар в
стороны. Движение к
центру зала
Аттестация
обучающихся

Разучивание
правил
ходов:
«Такт», «Затакт».
Разучивание
основных
движений танца.

2,5

2

Концертное
выступление.

2,5

Искусство
национального танца
2

5.13

Умение перестраиваться
в пространстве разных
залов без музыки.
2,5

5.14

Соотношение
пространственного
построения под музыку.

2

Ознакомление с
экзерсисом народного
танца, теоретические
основы
хореографических
движений.
Объяснение
особенностей
движений
в
пространстве разных
залов без музыки.
Разучивание
движений
в
пространстве
разных залов под
музыку.

5.15

5.16

5.17

5.18

5.19

5.20

Прослушивание музыки
по темпу и ритмике
Музыкальный размер
движения №1 (2/4).
Прослушивание музыки
Основные ходы танца:
позиции рук, ног,
корпуса, головы
(позиция III)
Технология бокового
хода. Музыкальный
размер 2/4. Рисунок
бокового танца
Движение II. «Боковой
ход».
Репетиция под счет «до
за до», «тек1уатэ»,
«теуджых», «затакт».
Полупальцы 4 позиции.

2,5

2

2,5

2

2,5

2

Раздел VI. Музыкально-пространственные упражнения (18ч.)

Изучение истории
танца. Ознакомление с
сюжетом танца
Изучение
схемы Разучивание
сценической площадки основных
с
направлениями движений танца
движений.
Разучивание
основных
движений танца
Объяснение
особенностей
Разучивание
исполнения бокового основных
хода.
движений
бокового хода
Разучивание
основных
движений
бокового хода.
Репетиция
подсчет «до за до,
«тек1уатэ»,
«теуджых».
«Затакт» полупальцы 4
позиции.

6.1

6.2

«Маршировка в темпе и
ритме музыки

2,5

«Шаг на месте»
2

6.3

«Вокруг себя»
2,5

6.4

«Влево», «Вправо»
2

6.5

«Повороты на месте»
2,5

6.6

«Движение на углах с
прыжком вправо, влево» 2

6.7

«Боковой ход» под
музыку. Полупальцы,
позиции рук, ног,
корпуса.
Передача тяжести с
одной ноги на другую.
Репетиция фигуры №1
(16 тактов под музыку)

6.8

2,5

2

Разучивание
основных
движений танца
Разучивание
основных
движений танца.
Разучивание
основных
движений танца
Разучивание
основных
движений танца.
Разучивание
основных
движений танца
Разучивание
основных
движений танца
Выполнение
бокового
хода
под музыку.
Разучивание
основных
движений танца.
Передача тяжести
с одной ноги на
другую
(особенности
хода). Репетиция

фигуры №1
Раздел VII. Схема сценической площадки с направлениями движений. Ориентация по направлениям (15.5 ч.)
7.1
Правильное
Ознакомление с
Изучение
соотношение площадки
сюжетом танца;
танцевальных
по схеме танца
элементов,
танцевальных
2,5
комбинаций,
которые
в
дальнейшем будут
использованы для
постановки танца.
7.2
Фигурная маршировка с
Изучение
перестроением из одной
графического
2
колонны в шеренгу, и
перестроения
обратно.
танца
7.3
Фигурная маршировка с
Изучение
перестроением из
графического
2,5
одного круга в два, и
перестроения
обратно.
танца
7.4
«Приглашение», «до за
Разучивание
до», «тек1уатэ»,
основных
2
«теуджых». Выход из-за
движений танца.
кулис движением №1
7.5
Движение по
Объяснение
Разучивание
отношению к залу.
особенностей
основных
Распределение группы
распределения группы движений танца.
2,5
по парам и выход в
по парам и выхода в
общую колонну.
общую колонну
Расхождение пар в

стороны. Движение к
центру зала
Прослушивание музыки
по темпу и ритмике.

Изучение истории
Работа над
танца. Ознакомление с техникой
сюжетом танца
исполнения
2
движений;
отработка
танцевальных
комбинаций.
7.7
Продвижение на углах:
Практика.
«внешний»,
Изучение
«внутренний
2,5
графического
перестроения
танца
Раздел VIII. Ориентировка в зале. Движения по отношению к залу ( 9ч.)
8.1
Движения по
Изучение
отношению к залу: «по
графического
линии танца»
перестроения «по
2
линии
танца»,
против
линии
танца», «к стенке»,
«к центру»
8.2
Направление шагов
Изучение
графического
перестроения
танца
по
2,5
направлению:
«вперед», «назад»,
«направо»,
«налево».
7.6

8.3

Промежуточные шаги.

Изучение
графического
перестроения
танца
«диагонально
вперед»,
«диагонально
назад»,
«диагонально
направо»,
«диагонально
налево»

2

8.4

Адыгский этикет в
элементах движения
2,5

Раздел IX. Итоговое занятие (9ч.)
9.1
9.2
9.3

9.4

Аттестация
обучающихся
Аттестация
обучающихся
Аттестация
обучающихся
Итоговое
занятие

2
2,5
2
2,5

Изучение схемы
сценической площадки
с направлениями
движений.

Движение в паре
боковым
ходом
лицом к друг
другу по часовой
стрелке и против
часовой стрелки.
Показательное
выступление
Показательное
выступление
Показательное
выступление
Концертное
выступление

Итого:

162 ч.

Приложение 2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Национальные танцы»

Адресат: обучающиеся от 7 до 15 лет
Год обучения: 1 год, 162ч.
Автор – составитель: Гоников Лион Хусейнович, педагог дополнительного
образования

г.п.Терек, 2024г.

Характеристика объединения «Национальные танцы»
1. Деятельность объединения «Национальные танцы» имеет
художественную направленность.
2. Количество обучающихся объединения составляет 60 человек.
Из них мальчиков-__, девочек-____. Обучающиеся имеют возрастную
категорию детей от 7 до 15 лет.
3. Формы работы: индивидуальные и групповые.
4. Направления работы:
1.
Гражданско-патриотическое воспитание.
2.
Духовно-нравственное воспитание.
3.
Художественно-эстетическое воспитание.
4.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
5.
Физическое воспитание.
6.
Трудовое и профориентационное воспитание.
7.
Экологическое воспитание.
8.
Воспитание познавательных интересов.
Цель воспитательной работы:
Создать условия для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной работы:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
развивать систему отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Направленность: Объединения «Национальные танцы» имеет художественную
направленность.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Результат воспитательной работы:
Происходят изменения в формирование личности учащегося с
позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать

собственный взгляд на мир, развивать свою субъективную позицию;
построена доброжелательная система отношений в коллективе
через разнообразные формы активной социальной деятельности;
Получили умения самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
Происходят изменения в формирование здорового образа жизни.
Работа с коллективом обучающихся:
- Формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике и психологии общения, технологии социального и творческого
проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.

Работа с родителями:
•
организовать систему индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
•
cо действовать сплочению родительского коллектива и вовлекать в
работу объединения;
•
организация и проведение открытых занятий для родителей в течение
года;
• оформлять информационные уголки для родителей по вопросам воспитания
детей.

Календарный план воспитательной работы объединения

№ п/п

1

2

3

Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание:

Духовно –
нравственное
воспитание
Художест
венно-эстетическое
воспитание

4

Трудовое воспитание

5

Спортивнооздоровительное

6

Воспитание
познавательных
интересов

Наименование
мероприятия
1. «Адыгэ джагъ» ко Дню
адыгов.
2.Беседа «День народного
единства!»
3.Игра «А, ну-ка, мальчики!»
ко Дню защитника отечества.
4.Викторина «Дорогами
войны» ко Дню Победы.
1.Беседа «Милосердие»
2.Акция «Сохраним добро в
своем сердце!»
1.Беседа «В гостях и дома»
2.Викторина «Музеи мира»
3. «Этикет народов мира»викторина
1. Беседа «Польза
физического труда»
2. Беседа.«Мой дом – наведу
порядок в нем»
3.. Беседа «Мои обязанности
в семье»
1. Викторина «Здоровый
образ жизни»
2. «Как организовать свой
день? Режим»
Акция «Неделя танца»

Срок
Ответственный Планируемый результат
выполнения
Сентябрь Гоников Л.Х.
Формирование патриотических
Ноябрь
ценностных представлений о
любви к своей малой Родине.
Февраль
Май
Октябрь

Гоников Л.Х.

Ноябрь
Сентябрь
Ноябрь

Гоников Л.Х.

Апрель
Октябрь
Март
апрель

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Гоников Л.Х.

Формирование ценностных
представлений о морали и об
основных понятиях этики
Формирование характера и
нравственных качеств, а также
развитие хорошего вкуса и
поведения
Формирование положительного
отношения к труду ,интерес к
трудовым профессиям.

Гоников Л.Х.

Формирование здорового образа
жизни

Гоников Л.Х.,
Гонибов А.М.

Формирование потребности
приобретение новых знаний,
интерес к творческой
деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».