ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мир биологии»
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся от 12 до 16 лет
Срок реализации: 1 год, 162ч
Форма обучения: очная.
Автор - составитель: Танашева Эрема Хачимовна, педагог дополнительного
образования.
г.п.Терек,2024г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы «Мир биологии»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир биологии»
предназначена для обучающихся, проявляющих интерес к естественным
наукам и проектно-исследовательской деятельности. Программа направлена на
экологическое воспитание, расширение знаний, обучающихся в области
биологии с элементами генетики, биохимии, эмбриологии, гистологии,
приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и
природопользования.
Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: модифицированный.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) с изменениями и дополнениями;
2.Национальный проект «Образование»;
3.Конвенция ООН о правах ребенка;
4.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
5.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации до 2025 года»;
6.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
15.04.2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя
национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет,
охваченных дополнительным образованием»;
7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями
и дополнениями);
8.Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
9.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
10.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
11.Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г.
№ 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
12.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
13.Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
14.Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
15.Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ №
629);
16.Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом
их особых образовательных потребностей»);
17.Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г.
№ 552/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
18.Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О
направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с
«Методическими рекомендациями по независимой оценке качества
образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»);
19 .Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей»);
20. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ
«Об образовании»;
21. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от
17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к
регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике»;
22. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от
26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»;
23. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от
26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»;
24. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023 г. № 22/1061 «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской
Республике».25.Устав Центра.
Актуальность программы: актуальность данной дополнительной
общеразвивающей программы обусловлена тем, что биологическая наука
является важнейшей составляющей в стремлении человека к физическому
совершенству и духовности, биология становится профилирующей
дисциплиной при выборе ряда важнейших профессий, таких как
медицинский или педагогический работник, научный сотрудник, изучение
анатомических особенностей человека дает возможность правильно
организовывать жизнь. Помимо этого, знание законов генетики поможет при
определении генеалогического древа и осведомленности в вопросах
наследственности, элементарные экологические знания, предостерегут
подростка от возможных ошибок.
Новизна программы: Данная программа дополняет и расширяет знания
обучающихся. Прививает интерес к предметам естественнонаучной
направленности и позволяет использовать эти знания на практике.
Практические занятия способствуют развитию навыков анализирующего
наблюдения, активизации мыслительной деятельности и речи обучающихся,
также развивается способность высказывать свою точку зрения и делать
выводы.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей
программы заключается в том, что при ее реализации, у обучающихся
возникает интерес к биологии, расширяется кругозор, развиваются
коммуникативные качества личности, и как результат – участие в олимпиадах,
биологических конкурсах разного уровня, научно-исследовательских
конференциях.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей
программы от уже существующих программ является то, что содержание
программы направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств
личности.
Обучающиеся могут включаться в исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы,
ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать
выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения
понятий, структурировать материал. Обучающиеся
включаются в
коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как
умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку
зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, вступать в диалог.
Адресат программы: обучающиеся от 12 до 16 лет. Программа адресована
(подросткам, девочкам). Условия набора обучающихся: принимаются все
желающие от 12 до 16 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. Состав групп разновозрастной.
Срок реализации программы: общее количество часов, необходимых для
освоения программы 162ч., продолжительность программы 9 месяцев.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических
часа с 10 минутным перерывом, продолжительность занятий 40 минут.
Наполняемость групп: 12-15 обучающихся.
Форма обучения: очная.
Формы занятий: групповая форма с ярко выраженным индивидуальным
подходом. Возможно обучение в малых группах.
Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель
реализации программы. Реализация данной программы представляет собой
последовательность освоения содержания в течение одного года в одной
образовательной организации.
Цель программы: расширение знаний о живой природе, развитие
познавательного биологического интереса, личности, неравнодушной к судьбе
природы, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени
обучающихся.
Задачи программы:
Личностные:
-сформировать понимание смысла выполнения самоконтроля и
самооценки
результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере зависит
от него самого;
-научить сотрудничать со сверстниками, доброжелательно и бесконфликтно
общаться, прислушиваться к мнению других;
-способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
-развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству;
-приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Предметные:
-расширить биологические знания о природе на основе углубленного изучения
учебного материала;
-осуществить практическое изучение морфологии, систематики и экологии
различных групп живых организмов;
-ознакомить с методами исследования, обучить умению выбирать и
использовать конкретные методы и методики;
-овладеть техникой эксперимента и способностью формулировать проблему
исследования с использованием разнообразных форм организации работы;
-ознакомить с принципами охраны природы.
Метапредметные:
-сформировать навыки бережного отношения к природе;
-ознакомить с правилами поведения на природе;
-развить чувства коллективизма и создание комфортного микроклимата в
общении друг с другом.
Учебный план
№
п/п
Наименование
раздела, темы
Модуля, Количество часов
всего
Раздел 1.
теория
Форма аттестации/
практика
контроля
Введение - 9ч
1.1
История
возникновения
жизни на Земле
2
2
1.2
2.5
2.5
1.3
История
биологии
в
открытиях и именах
Особенности
строения
клеток
растений
и
животных
2
2
Самостоятельная
работа
1.4
Клеточная теория. Деление
2.5
2.5
Самостоятельная
работа
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.1
Игра
«Вопрос-ответ»
Опрос
Раздел 2. Простейшие – 11ч
Строение и особенности
2
2
жизнедеятельности
простейших
Определение
названий
2.5
2.5
частей простейших
Систематические
группы
2
2
простейших
Роль простейших в природе
2.5
2.5
и в жизни человека
Биологические
и
2
2
экологические особенности
простейших
Раздел 3. Кишечнополостные – 11.5 ч
Выявление
особенностей
2.5
2.5
строения гидры
Определение
названий
2
2
частей
гидры
и
биологических
особенностей
Изучение
фрагментов
2.5
2.5
коралла
Особенности
строения
2
2
коралла
Оформление графической
2.5
2.5
работы
Раздел 4. Черви – 27ч
Знакомство с планариями
2
2
Самостоятельная
работа
Игра «Вопрос- ответ»
Самостоятельная
работа
Опрос
Игра «Вопрос- ответ»
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Выставка
Самостоятельная
работа
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
6.1
6.2
Изучение
строения
2.5
планарий, их поведения
Изучение
строения
2
трематод
Исследование
строения
2.5
цестод на разных стадиях
развития
Определение
названий
2
2
частей червей
Оформление графических
2.5
работ
Изучение поперечного среза
2
круглых червей
Изучение поперечного среза
2.5
круглых червей
Систематика
и
2
2
биологические особенности
червей
Исследование поперечного
2.5
среза дождевого червя
Исследование поперечного
2
2
среза дождевого червя
Оформление графической
2.5
работы
Раздел 5. Членистоногие – 20ч
Знакомство со строением
2
ракообразных
Определение
названий
2.5
частей ракообразных
Систематика
и
2
2
биологические особенности
ракообразных
Изучение
строения
2.5
паукообразных
Изучение
строения
2
паукообразных
Систематика
и
2.5
2.5
биологические особенности
паукообразных
Исследование особенностей
2
строения насекомых
Определение
названий
2.5
частей
исследуемых
препаратов
Систематика
и
2
2
биологические особенности
изучаемых видов
Раздел 6. Моллюски – 16ч
Строение и особенности
2.5
2.5
жизнедеятельности
моллюсков
Изучение
строения
на
2
примере беззубки
2.5
2
2.5
Самостоятельная
работа
Тестирование
Тестирование
Тестирование
2.5
2
2.5
Конкурс
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Опрос
2.5
Самостоятельная
работа
Опрос
2.5
Конкурс
2
2.5
Самостоятельная
работа
Игра «Вопрос- ответ»
Беседа
2.5
Тестирование
2
Самостоятельная
работа
Беседа
2
Самостоятельная
работа
Опрос
2.5
Беседа
Беседа
2
Тестирование
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
7.1
7.2
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
10.1
10.2
Систематика
и
биологические особенности
моллюсков
Систематические
группы
моллюсков
Систематические
группы
моллюсков
Итоговое занятие
2.5
2.5
2
2
2.5
Викторина для закрепления
2.5
материала
Раздел 7. Хордовые - 4,5 ч
Знакомство со строением
2
2
ланцетника
Определение названий его
2,5
частей,
систематики
и
биологических
особенностей хордовых
Раздел 8. Рыбы – 15.5 ч
Особенности организации
2
2
рыб в связи с жизнью в воде
Общая характеристика и
2.5
особенности организации
круглоротых
Способы
передвижения
2
рыб. Жизненные формы
рыб
Происхождение хрящевых и
2.5
2.5
костных рыб
Особенности морфологии и
2
биологии акул и скатов
Кистеперые
и
2.5
двоякодышащие рыбы
Современная систематика
2
класса рыбы
Раздел 9. Земноводные – 11.5ч
Наземные
и
водные
2.5
2.5
признаки амфибий
Размножение и развитие
2
амфибий
Систематика,
морфо2.5
2.5
биологические
аспекты
организации земноводных
История
изучения
2
некоторых
видов
земноводных
Итоговое
занятие
по
2.5
пройденным темам
Тестовая работа
Раздел 10. Птицы - 11ч
Птицы и
рептилийные
2
2
признаки архиоптерикса
Узнаем птиц
2.5
Игра «Вопрос- ответ»
Игра «Вопрос- ответ»
2.5
2
Опрос
2
2,5
Самостоятельная
работа
Конкурс
Опрос
2.5
Игра «Вопрос- ответ»
Игра «Вопрос-ответ»
2.5
2
Тестирование
Беседа
Опрос
2
Беседа
2.5
Опрос
2
Самостоятельная
работа
Беседа
2
Самостоятельная
работа
Опрос
2
Конкурс
2.5
тестовая работа
Опрос
2.5
конкурс
10.3
10.4
10.5
11.1
11.2
11.3
11.4
11.5
11.6
11.7
11.8
12.1
12.2
12.3
Гипотезы о происхождении
2
2
птиц
Приспособление птиц к
2.5
2.5
полету
Характерные черты птиц в
2
2
строении
скелета,
дыхательной системы
Раздел 11. Пресмыкающиеся - 18ч
Эволюция
2.5
2.5
пресмыкающихся
Традиционная
система
2
2
подклассов рептилий
История
изучения
2.5
2.5
пресмыкающихся
Особенности
строения,
2
2
экология
и
значение
пресмыкающихся
Основные
отличия
2.5
2.5
пресмыкающихся
от
земноводных
Систематика
отдельных
2
2
видов
История изучения и охрана
2.5
2.5
пресмыкающихся
Особенности экологии и
2
2
поведения
пресмыкающихся
Раздел 12. Итоговые мероприятия - 7ч
Викторина по пройденным
2.5
2.5
темам
Итоговое занятие
2
2
Итоговое занятие
2.5
2.5
Всего:
162
66
Игра «Вопрос- ответ»
Игра вопрос- ответ
Игра вопрос- ответ
Опрос
Тестирование
Опрос
Самостоятельная
работа
Опрос
Опрос
Самостоятельная
работа
Опрос
Конкурс
Опрос
Самостоятельная
работа
96
Содержание учебного плана
Раздел l. Введение 9ч.
Тема 1.1 История возникновения жизни на Земле -2ч.
Теория: изучение возникновения Солнечной системы.
Основные этапы развития жизни на Земле.
Тема 1.2 История биологии в открытиях и именах-2.5ч.
Теория: краткие биографические сведения об ученых-биологах и натуралистах
и их вкладе в развитие биологической науки.
Тема 1.3 Особенности строения клеток растений и животных- 2ч.
Практика: сходство и различие в строении клеток растений и животных
Тема 1.4 Клеточная теория. Деление-2.5ч.
Практика: определение фазы деления клетки.
Раздел 2. Простейшие 11ч.
Тема 2.1 Строение и особенности жизнедеятельности простейших-2ч.
Практика: изучение строения простейших- работа с таблицей
Тема 2.2 Определение названий частей простейших-2.5ч.
Теория: изучение названий частей простейших, их систематики на основе
литературных источников.
Тема 2.3 Систематические группы простейших- 2ч.
Практика: изучение систематики простейших.
Тема 2.4 Роль простейших в природе и в жизни человека-2ч.
Теория: среда и места обитания, образ жизни и поведение простейших.
Тема 2.5 Биологические и экологические особенности простейших-2ч.
Практика: особенности простейших. Работа с микроскопом
Раздел 3. Кишечнополостные 11.5 ч.
Тема 3.1 Выявление особенностей строения гидры-2.5ч.
Теория: изучение особенностей строения гидры по литературным источникам.
Тема 3.2 Определение названий частей гидры и биологических особенностей2ч.
Практика: биологические особенности гидры, работа по карточкам.
Тема 3.3 Изучение фрагментов коралла-2.5ч.
Теория: определение названий частей изучаемых объектов на основе
литературных источников.
Тема 3.4 Особенности строения коралла-2ч.
Теория: знакомство со строением коралла по таблице.
Тема 3.5 Оформление графической работы-2.5ч.
Практика: Строение коралла-оформление графических работ.
Раздел 4. Черви 27ч
Тема 4.1 Знакомство с планариями- 2ч.
Теория: изучение планарий по литературным источникам.
Тема 4.2 Изучение строения планарий, их поведения-2.5ч.
Практика: изучение строения планарий -работа по карточкам
Тема 4.3 Изучение строения трематод-2ч.
Практика: строение трематод, работа с таблицей.
Тема 4.4 Исследование строения цестод на разных стадиях развития-2.5ч.
Практика: стадии развития цестод, самостоятельная работа.
Тема 4.5 Определение названий частей червей- 2ч.
Теория: ознакомление с названиями фрагментов червя по литературным
источникам.
Тема 4.6 Оформление графических работ-2.5ч.
Практика: Оформление графических работ по данной теме.
Тема 4.7 Изучение поперечного среза круглых червей-2ч.
Практика: Работа с готовыми препаратами и микроскопом.
Тема 4.8 Изучение поперечного среза круглых червей-2.5ч.
Практика: изучение систематики круглых червей по карточкам.
Тема 4.9 Систематика и биологические особенности червей-2ч.
Теория: изучение систематики круглых червей по литературным источникам.
Тема 4.10 Исследование поперечного среза дождевого червя-2.5ч.
Практика: изучение готовых препаратов по данной теме под микроскопом.
Тема 4.11 Исследование поперечного среза дождевого червя- 2ч.
Теория: работа с литературой по изучению круглых червей.
Тема 4.12 Оформление графической работ- 2.5ч.
Практика: оформление графических работ по данной теме.
Раздел 5. Членистоногие 20ч.
Тема 5.1 Знакомство со строением ракообразных- 2ч.
Практика: работа с таблицей по изучению ракообразных.
Тема 5.2 Определение названий их частей-2.5ч.
Практика: знакомство с ракообразными по таблице.
Тема 5.3 Систематика и биологические особенности ракообразных-2ч.
Теория: изучение биологических особенностей ракообразных по литературным
источникам.
Тема 5.4 Изучение строения паукообразных-2.5ч.
Практика: работа над рефератом по теме: Изучение строения паукообразных.
Тема 5.5 Изучение строения паукообразных -2ч.
Практика: самостоятельная работа по изучению паукообразных.
Тема5.6 Систематика и биологические особенности паукообразных- 2.5ч.
Теория: изучение систематики паукообразных по литературе.
Тема 5.7 Исследование особенностей строения насекомых-2ч.
Практика: строение насекомых, работа с таблицей.
Тема 5.8 Определение названий частей, исследуемых препаратов-2.5ч.
Практика: изучение исследуемых препаратов при помощи микроскопа.
Тема 5.9 Систематика и биологические особенности изучаемых видов-2ч.
Теория: изучение систематики по литературным источникам.
Раздел 6. Моллюски 16ч
Теория 6.1 Строение и особенности жизнедеятельности моллюсков-2.5ч.
Теория: изучение строения моллюсков.
Тема 6.2 Изучение строения моллюсков на примере беззубки-2ч.
Практика: тестовая работа по теме: «Моллюски».
Тема 6.3 Систематика и биологические особенности моллюсков-2.5ч.
Практика: изучение моллюсков по таблице.
Тема 6.4 Систематические группы моллюсков-2ч.
Практика: изучение систематики моллюсков.
Тема 6.5 Систематические группы моллюсков-2.5ч.
Теория: изучение систематики моллюсков по литературным источникам.
Тема 6.6 Итоговое занятие-2ч.
Практика: самостоятельная работа по пройденному разделу.
Тема 6.7 Викторина для закрепления материала-2.5ч.
Практика: работа по карточкам для закрепления материала.
Раздел 7. Хордовые 4.5ч
Тема 7.1 Знакомство со строением ланцетника-2ч.
Теория: лекция: строение ланцетника.
Тема 7.2 Определение названий частей, систематики и биологических
особенностей хордовых-2.5ч.
Практика: изучение хордовых по таблице.
Раздел 8. Рыбы 15.5ч.
Тема 8.1 Особенности организации рыб в связи с жизнью в воде-2ч.
Теория: изучение особенностей организации рыб по литературе.
Тема 8.2 Общая характеристика и особенности организации круглоротых-2.5ч.
Практика: общая характеристика круглоротых, тестовая работа.
Тема 8.3 Способы передвижения рыб. Жизненные формы рыб-2ч.
Практика: экскурсия на водоем.
Тема 8.4 Происхождение хрящевых и костных рыб- 2.5ч.
Теория: лекция: ознакомление с происхождением костных рыб.
Тема 8.5 Особенности морфологии и биологии акул и скатов-2ч.
Практика: работа над рефератом по теме: Особенности акул и скатов.
Тема 8.6 Кистеперые и двоякодышащие рыбы-2.5ч.
Практика: узнаем рыб, работа по карточкам.
Тема 8.7 Современная систематика класса рыбы-2ч.
Практика: изучение систематики рыб по таблице.
Раздел 9. Земноводные 11.5ч
Тема 9.1 Наземные и водные признаки амфибий-2.5ч.
Теория: изучение признаков амфибий по литературным источникам.
Тема 9.2 Размножение и развитие амфибий-2ч.
Практика: размножение и развитие амфибий, работа по карточкам.
Тема 9.3 Систематика, морфо- биологические аспекты организации
земноводных-2.5ч.
Теория: лекция: изучение систематики земноводных.
Тема 9.4 История изучения некоторых видов земноводных- 2ч.
Практика: изучение земноводных по таблице.
Тема 9.5 Итоговое занятие по пройденным темам- 2.5ч.
Практика: тестовая работа по пройденным темам.
Раздел 10. Птицы 11ч
Тема 10.1 Птицы и рептилийные признаки архиоптерикса- 2ч.
Теория: беседа об эволюции на примере птиц.
Тема 10.2 Узнаем птиц-2.5ч.
Практика: учимся узнавать птиц по карточкам.
Тема 10.3 Гипотезы о происхождении птиц-2ч.
Практика: происхождение птиц изучение по таблице.
Тема 10.4 Приспособление птиц к полету-2.5ч.
Теория: изучаем физиологию птиц по литературе.
Тема 10.5 Характерные черты птиц в строении скелета, дыхательной системы2ч.
Практика: изучение строения скелета птиц по муляжу и таблице.
Раздел 11. Пресмыкающиеся 18ч
Тема 11.1 Эволюция пресмыкающихся-2.5ч.
Теория: беседа об эволюции пресмыкающихся.
Тема 11.2 Традиционная система подклассов рептилий-2ч.
Практика: изучение подклассов рептилий по карточкам и таблице.
Тема 11.3 История изучения пресмыкающихся-2.5ч.
Теория: изучение истории пресмыкающихся по литературе.
Тема 11.4 Особенности строения, экология и значение пресмыкающихся-2ч.
Практика: тестовая работа по теме: Особенности строения и значение
пресмыкающихся.
Тема11.5 Основные отличия пресмыкающихся от земноводных- 2.5ч.
Теория: беседа: сходство и различия пресмыкающихся и земноводных.
Тема 11.6 Систематика отдельных видов пресмыкающихся-2ч.
Теория: изучение систематики отдельных видов.
Тема 11.7 Особенности экологии и поведения пресмыкающихся-2.5ч.
Практика: экология и поведение пресмыкающихся – самостоятельная работа.
Тема 11.8 Особенности экологии и поведения пресмыкающихся-2ч.
Практика: особенности пресмыкающихся.
Раздел 12. Итоговые мероприятия 7ч
Тема 12.1 Викторина по пройденным темам-2.5ч.
Практика: игра вопрос-ответ.
Тема 12.2 Итоговое занятие-2ч.
Теория: повторение пройденного материала.
Тема 12.3 Итоговое занятие-2.5ч.
Теория: повторение пройденного материала.
Планируемые результаты:
В результате освоения данной общеразвивающей программы обучающиеся
достигнут следующих образовательных результатов;
Личностные:
У обучающихся будет/ будут:
-сформированы понимания смысла выполнения самоконтроля и
самооценки
результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере зависит
от него самого;
-развиты навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательного и
бесконфликтного общения, умение прислушиваться к мнению других;
-развито чувство уверенности в себе и самостоятельность;
-развито стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
-сформированы знания по здоровому образу жизни и гармонии тела.
Предметные:
-расширены биологические знания о природе на основе углубленного изучения
учебного материала;
-сформированы практические знания морфологии, систематики и экологии
различных групп живых организмов;
-знания методов исследования, выбора и использования конкретных методов и
методик;
-будут знания владения техникой эксперимента и способностью формулировать
проблему исследования с использованием разнообразных форм организации
работы;
-знания правил охраны природы.
Метапредметные:
-сформированы навыки бережного отношения к природе;
-расширены знания о правилах поведения на природе;
-развиты чувства коллективизма и создан комфортный микроклимат в общении
друг с другом.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий.»
Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень
программы)
1 год
обучения
(базовый)
Дата начала
обучения
по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
01.09.2024г. 31.05.2025г.
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
36
162ч.
2 раза в
неделю
по 2 и
2,5 ч
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
1.Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарногигиеническим требованиям; быть сухим, светлым, теплым, с естественным
доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью достаточной для
проведения занятий группы в 12-15 человек. Проветривание помещений
происходит в перерыве между занятиями.
2.Общее освещение кабинета и индивидуальное освещение на рабочих местах
должно соответствовать требованиям СанПин.
3.Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.
4.Материально- техническая база должна обеспечивать проведение занятий в
соответствии с характером проводимых занятий согласно модулям программы.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а
также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально- техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:
1.Учебный кабинет для проведения занятий, оснащенный столами и стульями;
2. Тематические наглядные пособия;
3. Лабораторные микроскопы;
4.Интерактивная доска или экран;
5.Компьютер.
Формы аттестации и виды контроля:
Формы аттестации:
- выставки;
- самостоятельная работа;
-игра «Вопрос-ответ»;
-конкурсы;
-тестирование;
-опрос.
-выставка;
-зачет;
-анкетирование;
Виды контроля:
-входной;
-текущий;
-промежуточный;
-итоговый.
С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется
поэтапно с постоянным усложнением заданий. В начале обучения у ребят
формируются начальные знания, умения и навыки, обучающиеся работают по
образцу. На основном этапе обучения продолжается работа по усвоению нового
и закреплению полученных знаний, умений и навыков.
На завершающем этапе обучения, обучающиеся могут работать по собственному
замыслу над созданием собственного проекта и его реализации. Таким образом,
процесс обучения осуществляется от репродуктивного к частичнопродуктивному уровню и к творческой деятельности.
Для отслеживания динамики освоения программы проводится педагогический
мониторинг, который осуществляется в течение всего учебного года и включает
первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию.
Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью выяснения
уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его
индивидуальные особенности: интересы, мотивы.
Форма проведения - собеседование, тестирование, анкетирование, интервью,
портфолио
и
др.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой
теме и на формирование практических умений. Формы: собеседование,
выполнение тестовых заданий, самостоятельные, практические работы, проекты,
наблюдение и др.
Промежуточный- проводится в середине учебного года с целью определения
уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).
Итоговый- проводится в конце обучения по программе с целью определения
качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения
творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ
обучающихся.
Оценочные материалы
-тесты;
-карточки-задания;
-карты (индивидуальные, диагностические);
-Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимися за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и
результаты мониторинга находится в папке у педагога).
Критерии оценки:
Высокий уровень (В) – обучающийся овладел на 80-100% умениями и навыками,
предусмотренными образовательной программой за конкретный период;
работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей;
выполняет практические задания с элементами творчества;
Средний уровень (С) – объём усвоенных умений и навыков составляет 50-80%;
работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания
на основе образца;
Низкий уровень (Н) – обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных
умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с
оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
педагога.
Методическое и дидактическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение включают в себя:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
проектный.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое обучение,
дифференцированного обучения, коллективной творческой деятельности.
Индивидуальное обучение– это форма работы на занятиях, которая
предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного
выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его
подготовкой и возможностями.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного
сотрудничества детей, активное включение каждого обучающегося в учебный
процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что не
посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное
условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между обучающимися.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса,
при котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с учётом
наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Коллективная творческая деятельность - это организация совместной
деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном
творчестве, планировании и анализе результатов.
Здоровьесберегающие технологии
1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом
занятии проводятся физминутки для глаз, ритмические паузы, с музыкальным
сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить,
может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную
систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ,
активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе
надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка.
3. Мониторинг состояния содержания помещения и наглядных пособий.
Кабинет для занятий оборудован столами и стульями по росту обучающихся и
физическими характеристиками, магнитной доской, компьютером и различными
материалами, необходимыми для занятий по биологии.
4 Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной
работы образовательной программы внесены: «Как организовать свой день?
Режим», «О пользе витаминов», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др.
5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Школьный возраст
особенно важен для формирования правильной осанки. Поэтому на занятиях
уделяется пристальное внимание тому. Как ребенок сидит, не устал ли он. На
своих занятиях использую здоровьесберегающие технологии, чтобы получение
обучающимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также
воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в
потребности вести здоровый образ жизни.
Специальные технологии- это алгоритм работы педагога, в котором все его
усилия выстроены в заданном порядке и направлены на достижение
запланированного результата.
Наиболее перспективные и часто используемые педагогические технологии:
-развивающее обучение;
-проблемно- исследовательский подход;
-игры;
-проектный подход;
-информационно- коммуникативные технологии (ИКТ);
-здоровьесберегающие технологии;
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, защита проектов,
конкурс, конференция, круглый стол, мастер- класс, наблюдение, открытое
занятие, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия.
Тематика и формы методических материалов: тематические пособия, блок
видео фильмов по биологии.
Дидактические материалы - раздаточные материалы, гербарии, наглядные
материалы, задания, тематические пособия.
Алгоритм учебного занятия
I. Организационная часть.
Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3 минуты)
II.Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут)
− Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут.
− Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут)
− Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5
минут).
III. Физкультминутка.
IV. Практическая часть (20-30 минут)
V. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
VI. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут)
VII. Заключительная часть (6-8 минут)
Список литературы для педагогов
1. Большаков, В.Н. Экология / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г.
Коберниченко и др. / Под. ред. Г.В. Тягумова, Ю.Г. Ярошенко.М.:
Логос, 2005г,504 с.
2. Бродский, А.К. Общая экология / А.К.Бродский. М.:Издательский
центр «Академия», 2007г.256 с.
3. Денисов, В.В. Экология города / В.В. Денисов, А.С. Курбатова, И.А.
Денисова, В.Л. Бондаренко, В.А. Грачев, В.А. Гутенев, Б.А. Нагнибеда
/ Под. ред. В.В. Денисова.М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д:
Издательский центр «Март», 2008г, 832 с.
4. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб.пособие
/В.И.Коробкин, Л.В.Передельский. Ростов н/Д : Феникс, 2009г378с.
5. Лукьянчиков, Н.Н. Природная рента и охрана окружающей среды:Учебник /
Н.Н.Лукьянчиков. –М.: Из-во ЮНИТИ, 2004. –176с
6. Николайкин, Н. И. Экология / Н.И.Николайкин, Н.
Е.Николайкина,О.П.Мелехова. –М.: Изд-во МГУИЭ, 2005г. —504 с.
7. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек /Ю.В.Новиков.–М.:
Изд. ФАИР-Пресс, 2003г. –560с.
8. Цветков, П.А. Лесная экология /П.А.Цветков. –Красноярск: СибГТУ,2008г. –
220с.
Список литературы для обучающихся
1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор,под
ред. Р. Сопера. –М.: Мир, 2007. –Т. 1. –368 с.282. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.
Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор,под ред. Р. Сопера. –М.: Мир, 2009. –Т.
–325 с.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор,под
ред. Р. Сопера. –М.: Мир, 2006. –Т.
3. –325 с.4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс. –М.:
Мир,2008. –671 с.
4. Лысов П.К., Акифьев А.П., Добротина Н.А. Биология с основамиэкологии:
Учебник/ П.К.Лысов, А.П.Акифьев, Н.А.Добротина-М.:Высшая школа., 2007.655 с.
Интернет- источники
1.Биология: электронный учебник: http://www.ebio.ru/
2. Бесплатные обучающие программы по биологии:
http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
3.Вся биология: http://biology.asvu.ru/
4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/
5.Школьный мир. Биология: http://school.holm.ru/predmet/bio/
6.Электронный учебник по биологии: http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«МИР БИОЛОГИИ»
Уровень программы: базовый
Адресат: обучающиеся от 12 до16 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Танашева Эрема Хачимовна, педагог дополнительного
образования
г.п.Терек,2024г.
Цель программы: расширение знаний о живой природе, развитие
познавательного биологического интереса, личности, неравнодушной к судьбе
природы, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени
обучающихся.
Задачи программы:
Личностные:
-сформировать понимание смысла самоконтроля и самооценки результатов
своей деятельности и того, что успех в значительной мере зависит от него самого;
-развить навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательно и
бесконфликтно общаться, прислушиваться к мнению других;
-развить чувство уверенности в себе и самостоятельности;
-развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству;
-сформировать навыки к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Предметные:
– расширить биологические знания о природе на основе углубленного изучения
учебного материала;
– осуществить практическое изучение морфологии, систематики и экологии
различных групп живых организмов;
– сформировать знания методов исследования, обучить умению выбирать и
использовать конкретные методы и методики;
– овладеть техникой эксперимента и способностью формулировать проблему
исследования с использованием разнообразных форм организации работы;
– расширить знания принципов охраны природы.
Метапредметные:
– сформировать навыки бережного отношения к природе;
– ознакомить с правилами поведения на природе;
– развить чувства коллективизма и создание комфортного микроклимата в
общении друг с другом.
Планируемые результаты
Личностные:
-сформированы понимание смысла самоконтроля и самооценки результатов
своей деятельности и того, что успех в значительной мере зависит от него самого;
-развиты навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательного и
бесконфликтного общения, умение прислушиваться к мнению других;
-развито чувство уверенности в себе и самостоятельности;
-развито стремление к взаимодействию и сотрудничеству;
-сформированы навыки здорового образа жизни и гармонии тела.
Предметные:
– расширены биологические знания о природе на основе углубленного изучения
учебного материала;
– осуществлено практическое изучение морфологии, систематики и экологии
различных групп живых организмов;
– сформированы навыки методов исследования, выбора и использования
конкретных методов и методик;
– сформированы навыки владения техникой эксперимента и способность
формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм
организации работы;
– расширены знания принципов охраны природы.
Метапредметные:
– сформированы навыки бережного отношения к природе;
– знания правил поведения на природе;
– развиты чувства коллективизма и создан комфортный микроклимат в общении
друг с другом.
Календарно- тематический план
№
Дата занятия
По
плану
Наименование раздела, темы
По факту
Количество
часов
Содержание деятельности
Теоретическая
занятия
часть Практическая
часть занятия
Форма
аттестации/
контроля
1.Введение (9ч.)
1.1
История возникновения жизни на
Земле
2
Изучение
возникновения
Солнечной системы.
Игра
Вопрос-ответ
Основные этапы
развития жизни на
Земле.
1.2
История биологии в открытиях и
именах
1.3
Особенности строения клеток
растений и животных
2,5
2
Краткие
биографические
сведения об ученыхбиологах
и
натуралистах и их
вкладе в развитие
биологической науки.
Опрос
Сходство и
различие в
строении
клеток
растений и
животных
Самостоятельная
работа
1.4
Клеточная теория. Деление.
Определение
Самостоятельная
фазы деления работа
клетки.
2,5
2.Простейшие (11,5ч.)
2.1
Строение и особенности
жизнедеятельности простейших
2.2
Определение названий частей
простейших
2.3
Систематические группы
простейших
2.4
Роль простейших в природе и в
жизни человека
2,5
2.5
Биологические и экологические
особенности простейших
2
Определение
фазы деления
клетки.
2
2,5
Изучение названий
частей простейших,
их систематики на
основе литературных
источников.
Игра
ответ
Изучение
систематики
простейших
2
Среда
и
места
обитания, образ жизни
и
поведение
простейших.
3.Кишечнополостные (11ч.)
Самостоятельная
работа
вопрос-
Самостоятельная
работа
Опрос
Особенности
Игра «Вопроспростейших.
ответ»
Работа
с
микроскопом
3.1
Выявление особенностей
строения гидры
2,5
Изучение
особенностей
строения гидры
литературным
источникам
Самостоятельная
работа
по
3.2
Определение названий частей
гидры и биологических
особенностей
2
Биологические
особенности
гидры-работа
по карточкам
3.3
Изучение фрагментов коралла
2,5
Определение названий
частей
изучаемых
объектов на основе
литературных
источников
Самостоятельная
работа
3.4
Особенности строения коралла
2
Знакомство
со
строением коралла по
таблице.
Самостоятельная
работа
3.5
Оформление графической
работы
Строение
кораллаоформление
графических
работ.
2,5
Самостоятельная
работа
Выставка
4. Черви (27ч.)
4.1
Знакомство с планариями
2
Изучение планарий по
литературным
источникам
Самостоятельная
работа
4.2
Изучение строения планарий, их
поведения
4.3
Изучение строения трематод
4.4
Исследование строения цестод на
разных стадиях развития
4.5
Определение названий частей
червей
4.6
Оформление графических работ
4.7
Изучение поперечного среза
круглых червей
2,5
Изучение
строения
планарий работа по
карточкам
Самостоятельная
работа
2
Строение
трематод,
работа с
таблицей.
Тестирование
Стадии
развития
цестод,
самостоятельна
я работа.
Тестирование
2,5
2
2,5
2
Ознакомление
с
названиями
фрагментов червя по
литературным
источникам
Беседа
Оформление
графических
работ по
данной теме.
Конкурс
Работа с
готовыми
препаратами и
микроскопом.
Самостоятельная
работа
4.8
Изучение поперечного среза
круглых червей
4.9
Систематика и биологические
особенности червей
4.10
Исследование поперечного среза
дождевого червя
2,5
4.11
Исследование поперечного среза
дождевого червя
2
4.12
Оформление графической
работы
Изучение
Самостоятельная
систематики
работа
круглых червей
по карточкам.
2,5
2
Изучение систематики
круглых червей по
литературным
источникам.
опрос
Изучение
готовых
препаратов по
данной теме
под
микроскопом
Работа с литературой
по изучению круглых
червей
2,5
Самостоятельная
работа
Опрос
Оформление
Конкурс
графических
работ
по
данной теме.
5. Членистоногие (20,5ч.)
5.1
Знакомство со строением
ракообразных
2
Работа
с Самостоятельная
таблицей
по работа
изучению
ракообразных.
5.2
Знакомство со строением частей
ракообразных
5.3
Систематика и биологические
особенности ракообразных
Знакомство с Игра«Вопросракообразными ответ»
по таблице.
2,5
2
5.4
Изучение строения
паукообразных
2,5
5.5
Изучение строения
паукообразных
2
5.6
Систематика и биологические
особенности паукообразных
5.7
Исследование особенностей
строения насекомых
2,5
2
Изучение
биологических
особенностей
ракообразных
литературным
источникам
Беседа
по
Работа
над Тестирование
рефератом по
теме: Изучение
строения
паукообразных
Самостоятельн
ая работа по
изучению
паукообразных
Изучение систематики
паукообразных по
литературе
Самостоятельная
работа
Беседа
Строение
насекомых,
работа с
таблицей.
Самостоятельная
работа
5.8
Определение названий частей
исследуемых препаратов
2,5
5.9
Систематика и биологические
особенности изучаемых видов
2
Изучение
исследуемых
препаратов при
помощи
микроскопа
Опрос
Изучение систематики
по
литературным
источникам
Беседа
Изучение строения
моллюсков
Беседа
6. Моллюски (15,5ч.)
6.1
Строение
и
особенности
жизнедеятельности моллюсков
2,5
6.2
Изучение строения на примере
беззубки
2
Тестовая
работа по теме
«Моллюски»
Тестирование
6.3
Систематика и биологические
особенности моллюсков
2,5
Изучение
моллюсков по
таблице
Опрос
6.4
Систематические группы
моллюсков
2
Изучение
систематики
моллюсков
Игра «Вопросответ»
6.5
Систематические группы
моллюсков
2,5
6.6
Итоговое занятие
2
Изучение систематики
моллюсков по
литературным
источникам
Игра «Вопросответ»
Самостоятельн Самостоятельная
ая работа по работа
пройденному
разделу.
6.7
Викторина
материала
для
закрепления
7.Хордовые
Работа
по Конкурс
карточкам для
закрепления
материала.
2,5
4,5
7.1
Знакомство
ланцетника
со
строением
7.2
Определение
названий
его
частей,
систематики
и
биологических
особенностей
хордовых
2
Лекция: строение
ланцетника
Опрос
Изучение
хордовых
таблице.
2,5
Игра
по ответ
вопрос-
Игра
ответ
вопрос-
8. Рыбы (16ч.)
8.1
Особенности организации рыб в
связи с жизнью в воде
2
8.2
Общая
характеристика
и
особенности
организации
круглоротых
2,5
Изучение
особенностей
организации рыб по
литературе
Общая
характеристика
круглоротых,
тестовая
работа.
Тестовая
работа
8.3
Способы передвижения
Жизненные формы рыб
рыб.
Экскурсия на
водоем
8.4
Происхождение
костных рыб
хрящевых
и
2,5
Лекция: ознакомление
с происхождением
костных рыб
Опрос
8.5
Особенности
морфологии
биологии акул и скатов
и
2
Работа над рефератом
по теме: Особенности
акул и скатов
беседа
8.6
Кистеперые и двоякодышащие
рыбы
2,5
Узнаем рыб,
работа по
карточкам
Опрос
8.7
Современная систематика класса
рыбы
2
Изучение
систематики
рыб по
таблице.
Самостоятельная
работа
2
Беседа
9. Земноводные (11ч.)
9.1
Наземные и водные признаки
амфибий
2,5
9.2
Размножение и развитие амфибий
2
Изучение признаков
амфибий по
литературным
источникам
Беседа
Размножение и Самостоятельная
развитие
работа
амфибий,
работа
по
карточкам.
9.3
Систематика,
морфобиологические
аспекты
организации земноводных
9.4
История изучения
видов земноводных
9.5
Итоговое занятие по пройденным
темам
некоторых
2,5
Лекция: изучение
систематики
земноводных
Опрос
Изучение
земноводных
по таблице.
2
Конкурс
Тестовая
Тестирование
работа
по
пройденным
темам.
2,5
Тестовая работа
10. Птицы (11,5ч.)
10.1
Птицы и рептилийные признаки
архиоптерикса
10.2
Узнаем птиц
10.3
Гипотезы о происхождении птиц
10.4
Приспособление птиц к полету
10.5
Характерные черты птиц в
строении скелета, дыхательной
системы
2
Беседа об эволюции
на примере птиц
Учимся
Конкурс
узнавать птиц
по карточкам.
2,5
Происхождени
е птиц
изучение по
таблице.
2
2,5
2
Опрос
Изучаем физиологию
птиц по литературе
Игра «Вопросответ»
Игра
ответ
«Вопрос-
Изучение
Игра
строения
ответ
скелета птиц по
вопрос-
муляжу и
таблице
11. Пресмыкающиеся (18ч.)
11.1
Эволюция пресмыкающихся
11.2
Традиционная
подклассов рептилий
11.3
История
пресмыкающихся
11.4
Особенности строения, экология
и значение пресмыкающихся
11.5
Основные
пресмыкающихся
земноводных
11.6
Систематика отдельных видов
пресмыкающихся
2,5
система
2
изучения
2,5
отличия
от
Беседа об эволюции
пресмыкающихся
Изучение
подклассов
рептилий по
карточкам и
таблице
Изучение истории
пресмыкающихся по
литературе
2
Тестирование
Опрос
Тестовая
Самостоятельная
работа по теме: работа
Особенности
строения
и
значение
пресмыкающих
ся.
2
2,5
Опрос
Беседа: сходство и
различия
пресмыкающихся и
земноводных
Опрос
Изучение систематики
отдельных видов
Опрос
11.7
История изучения
пресмыкающихся
и
охрана
11.8
Особенности
экологии
поведения пресмыкающихся
и
Экология
и Самостоятельная
поведение
работа
пресмыкающих
ся
–
самостоятельна
я работа
2,5
особенности
Опрос
пресмыкающих
ся.
2
12. Итоговые мероприятия (6,5ч.)
12.1
Викторина по пройденным темам
12.2
Итоговое занятие
12.3
Всего
игра вопросответ
2,5
Конкурс
2
Повторение
пройденного
материала
Опрос
2,5
Повторение
пройденного
материала
Самостоятельная
работа
162
Приложение 2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
на 2024 – 2025 учебный год
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Мир биологии»
Адресат: обучающиеся от 12 до 16 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Танашева Эрема Хачимовна, педагог дополнительного
образования
гп Терек, 2024г.
Характеристика объединения «Мир биологии»
Деятельность объединения «Мир биологии» имеет естественнонаучную
направленность.
Количество обучающихся объединения «Мир биологии» составляет -60
Из них мальчиков____, девочек____.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 12 до 16 лет.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Направления работы: гражданско- патриотическое, духовно-нравственное,
художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, физическое
воспитание, трудовое- профориентационное, экологическое, воспитание
познавательных интересов
Цель воспитательной работы: создание условий для формирования
социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой
личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к
духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Задачи воспитательной программы.
Личностные:
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- сформировать социально значимые ценности и социально адекватные
приемы поведения;
-содействовать в формировании сознательного отношения обучающихся к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развить компетенции, включающие знания, умения, навыки, способы
деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления.
Предметные:
- содействовать в организации единого образовательного пространства,
разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося;
- предоставить возможность каждому ребёнку участие в деятельности
творческих и спортивных объединений различной направленности;
- развить системы отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.
Метапредметные:
- развить воспитательный потенциал, поддержку социальных инициатив и
достижений, обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и
работу с одаренными детьми;
- содействовать в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи
по вопросам воспитания обучающихся.
Планируемые результаты воспитания
Личностные:
- сформировано умение самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- сформированы социально значимые ценности социально адекватные
приемы поведения;
- сформировано сознательное отношение к
своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- развиты компетенции, включающие знания, умения, навыки, способы
деятельности, развиты универсальные способности и формы мышления.
Предметные:
- сформированы единые образовательные пространства, разумно
сочетающие внешние и внутренние условия воспитания, обучающегося;
- предоставлены возможности каждому ребёнку участия в деятельности
творческих и спортивных объединений различной направленности;
- развиты системы отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- развиты способности, с позитивным отношением к себе, способного
вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развиты его субъективной позиции.
Метапредметные:
- развит воспитательный потенциал, поддержаны социальные инициативы и
достижения обучающихся через традиционные мероприятия;
- содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по
вопросам воспитания обучающихся.
Работа с коллективом обучающихся:
-формирование практических умений по организации органов
самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
-обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
-развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной
деятельности;
-содействие формированию активной гражданской позиции;
-воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
Работа с родителями:
-организация системы индивидуальной и коллективной работы с
родителями (тематические беседы, собрания, лектории, индивидуальные
консультации);
-содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность творческого объединения (организация и проведение
открытых занятий и мероприятий для родителей в течение года);
-оформление информационных уголков для родителей по вопросам
воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Направление
воспитательной
работы
Наименование мероприятия
Срок выполнения
Ответственный
1.
Гражданскопатриотическое
Беседа: «Подвигу народа жить
в веках»
Сентябрь
Танашева Э.Х.
2.
Духовнонравственное
Беседа: «Мы в ответе за тех,
кого приручили»
Октябрь
Танашева Э.Х.
3.
Художественноэстетическое
воспитание
Спортивнооздоровительное
Выставка рисунков: «Красота
спасет мир»
Ноябрь
Танашева Э.Х.
Беседа- диалог «Мой путь к
здоровью»
Декабрь
Танашева Э.Х.
5.
Физическое
воспитание
Диспут «Что дает нам
физкультура»
Январь
Танашева Э.Х.
6.
Трудовое и
профориентационное
Беседа- диалог «Моя мечта о
будущей профессии»
Февраль
Танашева Э.Х.
4.
Планируемый результат
Сформировано
патриотическое, ценностное
представление о любви к Отчизне,
народам
Российской Федерации, к своей
малой родине.
Сформировано представление о
смысле жизни,
справедливости, милосердии,
проблеме нравственного выбора, о
духовных ценностях народов
России.
Сформирован характер и
нравственные качества, а также
развит хороший вкус и поведение
Сформирован здоровый образ
жизни;
ориентация на целенаправленное
укрепление здоровья обучающихся.
Сформированы и развиты
разнообразные двигательные
умения, навыки и развиты
физические качества
Сформированы знания,
представления о
7.
Экологическое
воспитание
Конкурс рисунков «Природа
не прощает ошибок»
Март
Танашева Э.Х.
8.
Воспитание
познавательных
интересов.
Конкурс чтецов: «Папа, мама
и я - читающая семья»
Апрель
Танашева Э.Х.
41
трудовой деятельности, выявлены
творческие способности и
профессиональные направления
учащихся.
Направленно на формирование
экологической культуры личности и
общества, которая проявляется в
сознательном, бережном и
внимательном отношении людей к
здоровью
окружающей среды и человека.
Направлено на развитие кругозора и
любознательности; воспитание
познавательных интересов.