Дополнительная общеразвивающая программа Основы скорочтения и развитие памяти

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Основы скорочтения и развитие памяти»

Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: модифицированный.
Адресат: обучающиеся от 8 до 12 лет.
Срок реализации:1 год, 162 ч.
Форма обучения: очная.
Авторы: Урусова Хазизет Титуевна и Шомахова Асият Арсеновна педагоги дополнительного образования.

г.п.Терек, 2024 г.
Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
1

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы скорочтения и развитие
памяти» представляет собой систему развития детей, адаптация к жизни.
Мы живем в век информационного потока, когда количество информации
удваивается каждые два года. И очень важно уметь грамотно с ней работать,
вычленять главное и отбрасывать ненужное. Поэтому, чем раньше овладеешь этим
навыком — тем лучше.
Главное при обучении обучающихся скорочтению — это помочь ребенку стать
более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно
учитывать, что каждый ребенок индивидуален, поэтому необходимо корректировать
его обучение.
Скорочтение — это набор приемов и методик, это навык, которым можно научить
каждого обучающегося. После того, как обучающийся научится быстро читать,
понимать прочитанное, он будет делать это всю жизнь. Ведь этот навык крепко
закрепляется. Почему навыку тяжело разучиться? Потому что при формировании
навыка в мозгу создаются новые, устойчивые нейронные связи. То есть, навык
откладывается в мозгу.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: модифицированный.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - № 273-ФЗ) с изменениями и дополнениями;
2. Национальный проект «Образование»;
3. Конвенция ООН о правах ребенка;
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до
2025 года»;
6. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте Российской Федерации;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. №
170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями);
9. Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09- 3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
2

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
12. Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре»;
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
16. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 629);
17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»);
18. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 552/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
19. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»);
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»);
21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании»;
22. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г.
№ 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности
3

государственных образовательных учреждений дополнительного образования
детей в Кабардино-Балкарской Республике»;
23. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от
26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»;
24. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023 г. № 22/1061 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Кабардино-Балкарской Республике».
25. Устав Центра.
Актуальность программы диктуется необходимостью освоения большого
количества информации за малый промежуток времени. В эпоху бурного
развития информационного общества появилась необходимость в развитии
дополнительных интеллектуальных навыков, помогающих человеку быстро
ориентироваться в потоке информации, воспринимать, усваивать и
преобразовывать её. Основным интеллектуальным инструментом, позволяющим
воспринимать информацию, является чтение. Чтение - очень сложный
психический процесс, в котором задействованы и память, и внимание, и
воображение, и мышление. Требуется координированная работа многих
участков головного мозга. В последние годы все больше родителей
сталкивается с тем, что их дети не читают или читают очень медленно. Но
именно от этого важного комплексного навыка зависят успехи ребёнка в
обучении. У учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при
чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают
окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов - это, в
большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.
Скорочтение - это не просто умение быстро осваивать большие текстовые
объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В
процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость
внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная
работоспособность ребенка. Поэтому навык осознанного скоростного чтения
должен быть сформирован еще в начальной школе.
Новизна представленной программы заключается в том, что учащиеся имеют
возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и
улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет
выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется
поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и
восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным
читателем и успешным в современной печатной продукции.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих
программ является комплексная подготовка ребёнка к восприятию и
преобразованию информации, развитию способностей к овладению приёмами
быстрого чтения и интеллектуальному развитию.
Педагогическая целесообразность:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
скорочтения и развитие памяти» способствует формированию позитивного и
4

целостного мировосприятия учащихся, а также отвечает за воспитание
нравственного, ответственного сознания.
Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой
деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец,
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех
метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках
данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с
информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках,
и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Программа предусматривает теоретические и практические части занятия,
индивидуальные и групповые виды деятельности. В программе используются
разнообразные формы изучения и закрепления учебного материала: упражнения,
игры, тренинги и т. д.
Темы занятий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Программа
разработана с учетом современных образовательных технологий, которые
отражаются в следующих принципах обучения: индивидуальность, доступность,
преемственность, добровольность.
Каждое занятие по форме комплексное, включающее в себя тематику разных
разделов программы.
На занятиях используются игры на расширение ориентировки в окружающем и
формирование словаря.
Адресат: обучающиеся от 8 до12 лет.
Срок реализации: 1 год, 162 ч.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических
часа с 10 минутным перерывом.
Наполняемость группы: 12-15 человек.
Форма обучения: очная.
Форма занятий:
- индивидуальная;
- групповая;
- словесная: рассказ, беседа, сообщения;
- наглядная: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем для чтения.
Цель: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению,
повышения скорости чтения, комплексного развития интеллекта, в том числе всех
блоков памяти, логического мышления, воображения.
Задачи:
Личностные:
• мотивировать к саморазвитию познавательных и творческих
способностей;
• развить морально-нравственные качества;
• повысить самооценку за счёт успешной деятельности;
• сформировать ценностное представление об институте семьи, о
семейных ценностях, традициях.
Предметные:
5

Научить обучающихся:
• владеть техникой скорочтения;
• читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя;
• читать свободно тексты больших объёмов;
• владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
• читать с применением эффективных стратегий запоминания;
• выделять в тексте главное, основную мысль;
• обоснованно делать выводы, доказывать;
• извлекать и анализировать информацию из различных источников.
• управлять своим вниманием;
• использовать кинестетические упражнения для достижения высокой
• умственной работоспособности;
• максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.
Метапредметные:
Научить обучающихся:
• логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
• развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми
за счет улучшения качества устной речи.
Учебный план
№
п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов
всего теория практика

Формы
аттестации /
контроля

Раздел № 1. Вводное занятие - 2ч.
1.1
Вводное занятие.
2
1
1
Ознакомительная
Инструктаж по
беседа.
ТБ, ППБ и
Инструктаж по ТБ.
ПДД.
Начальная
диагностика.
Раздел № 2. Развитие интеллекта, мышления, всех видов памяти,
воображения, внимания- 76,5ч.
2.1
Таблица звуков и
2,5
1
1,5
Задания,
слогов. Секретные
прогресс-тест.
упражнения в
скорочтении.
2.2
2
1
1
Тренировка
Чтение с указкой.
внимания. Чтение с
Упражнения на
указкой.
развитие речи.
Упражнение на
развитие
подвижности
речевого аппарата.
6

2.3
2.4

2.5
2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

Развитие зрительной
памяти.
Мнемотехника.
Чтение
«марсианского»
стихотворения.
Весёлые странички.
Тренировка
внимания. Чтение с
указкой.
Столбики слов –
читаем сверху
вниз. Работа с
«Таблицами
Шульте».
Контроль техники
чтения и понимания
прочитанного.
График роста
скорости чтения.
Упражнение на
развитие слуховой
памяти. Составление
рассказа на
запоминание.
Чтение с указкой.
Расширение поля
зрения.
Синхронизация
обоих полушарий.
Слоговые таблицы.
Активизация
лексикона
«Заполни таблицу
заданными
категориями».
Чтение
с
моторчиком.
Пересказ.
Упражнение на
развитие внимания.
«Перепутанные
линии»,
«Зачеркивание
букв».

2,5

1

1,5

2

1

1

Чтение вслух.

2,5

-

2,5

Наблюдение,
опрос.

2

-

2

Чтение вслух,
замеры
результатов.

2,5

-

2,5

Замеры
результатов.
Наблюдение.

2

-

2

Чтение вслух,
пересказ.

2,5

1

1,5

2

-

2

Замеры
результатов,чтения
вслух.

2,5

-

2,5

Работа со слогами.
Тренируем
внимание.
Игра

2

-

2

Выполнение
упражнений
«Перепуганные»
линии»,
«Зачеркивание
букв».
Игры на внимание,
карточки.

7

Задания, опрос.

Чтение с указкой.
Работы с
таблицами.

2.13

«Внимание».
Анаграммы.
Логическипоисковые задачи.
Запоминание слов и
рисунков.

2,5

-

2,5

Наблюдение,
работа с
таблицами.
Работа с
таблицами
Шульте.

Слоговые таблицы.
Столбики слов –
чтение по кругу.
Таблица Шульте
«Цветные таблицы».
Чтение со шторкой.
Тренировка на
быстрое
переключение
внимания.
Тренируем
зрительную память.

2

-

2

2,5

-

2,5

2

-

2

2.17

Чтение слов
лесенкой.

2,5

-

2,5

Чтение вслух,
замеры
результатов.

2.18

Контроль техники
чтения
и
понимания
прочитанного.

2

-

2

Чтение вслух,
замеры
результатов.

2.19

Чтение со шторкой.
Составление
рассказа по
картинкам.
Разгадываем
ребусы, филворды.
Мнемотехника
–
способ
«Расстановка мест».
Рисуем 2-мя руками
«Обведи
геометрические
фигуры».
Отработка дикции.
Чтение с указкой.

2,5

1

1,5

2

-

2

2,5

1

1,5

2.14

2.15

2.16

2.20

2.21

8

Чтение вслух,
замеры
результатов.
Работа с
карточками
«зрительная
память».

Работа с
картинками.
Чтение со
шторкой.
Работа с
карточками,
рисование двумя
руками.

Чтение вслух,
наблюдение,

2.22

2.23

2.24

2.25

2.26

2.27

2.28

2.29

Развитие
зрительной памяти.
Тренировка
внимания.
Чтение
слов
лесенкой.
Развиваем
логическое
мышление. Работа с
текстами на время.
Чтение
со шторкой.
Работа с движением
глаз. Чтение
деформированных
слов,
предложений,
текстов.
Упражнение на
развитие слуховой
памяти. Составление
рассказа на
запоминание.
Закрепить навыки
чтения.
Чтение со шторкой.
Мнемотехника
– способ сказка
или
рассказ.
Активизация
«Анаграммы».
Синхронизация
обоих полушарий.
Чтение со шторкой.
Работа с таблицами
Шульте.
Поиск
цифр и букв.
Работа с
разными
текстами. Отработка
ускорения.
Увеличение
малого поля зрения.
Слоговые таблицы«Скороговорки».

опрос.

2

-

2

Работа с
картинками.
Чтение со
шторкой.

2,5

-

2,5

Работа с
таблицами,
карточками.
Замеры
результатов.

слов, предложений.
2
2

2,5

-

2,5

2

-

2

Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.
Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.
Работа с
картинками.
Чтение со
шторкой.

лексикона
2,5

1

1,5

2

1

1

2,5
способ 9

2,5

Работа с
карточками.
Таблица Шульте.

Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.

Работа с

Столбики слов –
читаем сверху вниз.
2.30

2.31

2.32

Упражнение на
развитие слуховой
памяти. Составление
рассказа на
запоминание.
Работа со
словосочетаниями и
текстами.
Тренировка
зрительной памяти.
Развиваем
пространственное
мышление–задания
по перекладыванию
спичек (счетных
палочек).
Чтение
деформированных
слов, предложений,
текстов.

таблицами
«Скороговорки».
Работа с
карточками.
Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.

2

-

2

2,5

1

1,5

Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.

2

0,5

1,5

Задания, опрос.

Работа с
таблицами,
карточками.
Замеры
результатов.
2.34 Промежуточная
2
2
Итоговый замер
аттестация.
результатов.
Раздел № 3. Чтение слоговых таблиц, столбиков слов. Работа с текстом
(чтение с указкой, со шторкой, с рамкой, деформированные
предложения, тексты) .Отработка техники чтения – 81ч.
3.1
2,5
1
1,5
Методы
Чтение вслух,
запоминанияи
замеры
воспроизведения
результатов.
текстов – метод
пространственной
привязки.
3.2
Тренировка
2
2
Чтение про себя,
зрительной памяти.
работа с
карточками.
3.3
Игры «Ряды
2,5
1
1,5
Соревнования,
чисел», «Найди
игры.
фигуру». Задачи на
логику.
3.4
Чтение со шторкой.
2
2
Работа с
карточками
2.33

2,5

-

10

2,5

3.5

Чтение со шторкой.

2,5

-

2,5

3.6

Мнемотехника –
способ сказка или
рассказ.
Активизация
лексикона
«Составь новые
слова из заданного
слова».
Развиваем быстроту
реакции. Игры.
Логические задачи.

2

1

1

2,5

-

2,5

2

1

1

3.7

«Чтение со
шторкой».
Работа с
карточками
«Чтение со
шторкой».
Работа с
карточками
«Составь новые
слова из заданного
слова».

Игры. Логические
задачи на
быстроту реакции.
Чтение вслух.
Текстовые
задания.
Работа с
таблицами
«Скороговорки».
Работа с
карточками.
Работа с
таблицами.
Работа с
карточками.

3.8

Работа с текстом метод смысловой
памяти.

3.9

Слоговые таблицыспособ
«Скороговорки».
Столбики слов –
читаем сверху вниз.

2,5

-

2,5

3.10

Методы
запоминания и
воспроизведения
текстов.
Чтение с рамкой.
Мнемотехника –
способ сказка или
рассказ.
Тренируем
слуховую память.
Игры
«Послушай
и
вообрази»,
«Закодированное
слово».
Зрительная память –
парные
карточки.
Рисуем предметы 2мя
руками.
Интеллектуальные
разминки.

2

1

1

2,5

-

2,5

Наблюдение,
опрос.

2

-

2

Игры. Логические
задачи на
быстроту реакции.

2,5

-

2,5

Работа с
карточками,
рисование двумя
руками.

3.11
3.12

3.13

11

2
Совершенствуем
воображение. Игры
«Изобрази
без
предмета»,
«Художник».
Ребусы.
Активизация
лексикона
Игра
«…хорошо, потому
что...».
Работа с текстом – 2,5
метод 1
Сканирования.

2

Игры. Логические
задачи на
быстроту реакции.

1,5

3.16

Столбики слов.
Работа
со
словосочетаниями и
текстами.

2

-

2

3.17

Методы
запоминанияи
воспроизведения
текстов – метод
сравнения.
Синхронизация
Чтение со
шторкой.
Работа стаблицами
Шульте. Поиск
цифр и букв.
Чтение с рамкой.
Развитие речи –
Составление
рассказа по серии
картинок.
Концентрируем
внимание. Игры
«Найди фигуру»,
«Вычисли слово»,
«Слова в корзинку».
Работа с текстом метод читаем,
думаем, отвечаем.
Совершенствуем
воображение.
Ребусы. Задание по
перекладыванию

2,5

1

1,5

Прогресс-тест,
замеры
результатов.
Работа с
таблицами
«Словосочетания».
Работа с
карточками.
Прогресс-тест,
замеры
результатов.

3.14

3.15

3.18

3.19

3.20

3.21
3.22

обоих полушарий.
2
2

Работа с
карточками
«Чтение со
шторкой».

2,5

-

2,5

Работа с
карточками
«Чтение с
рамкой».

2

-

2

Игры. Логические
задачи на
внимание.

2.5

-

2,5

Тестовые задания,
опрос.

2

-

2

Ребусы на
развитие
воображения.

12

3.23

3.24

3.25

3.26

3.27

3.28

3.29

3.30

спичек.
Работа с текстами.
Мнемотехника
–
объединяем
картинки по 3 и
сочиняем
предложения
по
вопросам
Что?
Где?
Чем
занимается?
Слоговые таблицы«Скороговорки».
Столбики слов –
читаем вверхногами.
Пространственное
воображение.
Составление
ребусов.
Активизация
лексикона – Игра
«…плохо, потому
что….». Чтение
«марсианского»
стихотворения.
Тренируем
зрительную память.
Игры
«Найди
предметы»,
«Нарисуй
попамяти»,
«Запомни
Расположение
фигур». Штриховка.
Методы
запоминанияи
воспроизведения
текстов – метод
Пиктограмм.
Чтение с рамкой.
Активизация
лексикона Игра
«…хорошо (плохо),
потому что…».
Контроль техники
чтения
и

2,5

-

способ
2
-

2,5

Задания, опрос,
наблюдение.

2

Работа с
таблицами
«Скороговорки».
Работа с
карточками.
Прогресс-тест.
Составление
ребусов.

2,5

1

1,5

2

-

2

Игры. Логические
задачи на
быстроту реакции.

2,5

-

2,5

Игры. Логические
задачи на
быстроту реакции.

2

1

1

Наблюдение,
задания, опрос.

2,5

-

2,5

Чтение с рамкой.
Игры на развитие
мышления.

2

-

2

Тестовые задания,
замеры
результатов.

13

3.31

3.32

понимания
прочитанного.
Мнемотехника
–
объединяем
картинки по 4 и
сочиняем
предложения
по
вопросам Кто?
Где? С кем? Что
делает? Работа с
текстами.
Работа с текстом метод читаем,
думаем, отвечаем.

Чтение вслух.
2,5

1

1,5

Задания.
Логические задачи
на быстроту
реакции.

2

-

2

2,5

-

2,5

Чтение вслух,
опрос,
наблюдение.
Игры на быстроту
реакции
«Внимание»,
«Шифровальщик»,
«Многозначные
слова».
Чтение вслух, про
себя. Опрос.
Прогресс-тесты.
Задания.

3.33

Развиваем быстроту
реакции. Игры
«внимание»,
«Шифровальщик»,
«Многозначные
слова».

3.34

Работа с текстами.

2

-

2

3.35

Методы
запоминания и
воспроизведения
текстов – метод
карта памяти.

2,5

-

2,5

3.36

Работа с текстами.

2

-

2

4.1

Чтение вслух,
замеры
результатов.

Раздел № 4. Итоговое занятие – 2,5ч.
Работа с текстами.
2,5
2,5
Чтение вслух,
опрос, замеры
результатов.
Итоговые тесты.
ВСЕГО:
162
21,5
140,5
часа часов
часов
Содержание учебного плана

Раздел № 1. Вводное занятие - 2 часа.
Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ППБ и ПДД. Начальная
диагностика - 2 часа.
Теория: Беседа, ознакомление обучающихся с особенностями объединения.
14

Правила нахождения в учебном классе, правила поведения на занятиях.
Инструктаж по ТБ, ППБ и ПДД.
Практика: Начальная диагностика.
Раздел № 2. Развитие интеллекта, мышления, всех видов памяти,
воображения, внимания - 68 часов.
Тема 2.1. Таблица звуков и слогов. Секретные упражнения в скорочтении – 2,5
часа.
Теория: Правила выполнения упражнений и работы со слоговыми таблицами.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 2.2. Тренировка внимания. Чтение с указкой. Упражнение на развитие
подвижности речевого аппарата – 2часа.
Теория: Правила выполнения упражнений. Объяснение новых слов.
Практика: Чтение, выполнение упражнений.
Тема 2.3. Развитие зрительной памяти – 2,5 часа.
Теория: Виды памяти и их значение в жизни человека. Правила выполнения
упражнений и игр.
Практика: Проведение игр и выполнение упражнений.
Тема 2.4. Мнемотехника. Чтение «марсианского» стихотворения. Весёлые
странички. 2 ч.
Теория: Новая терминология.
Практика: Чтение стихотворений и рассказов.
Тема 2.5. Тренировка внимания. Чтение с указкой – 2,5 часа.
Практика: Выполнение упражнений, чтение, проведение игр.
Тема 2.6. Столбики слов – читаем сверху вниз. Работа с «Таблицами Шульте» - 2
часа.
Практика: Выполнение упражнений, отработка техники чтения.
Тема 2.7. Контроль техники чтения и понимания прочитанного. График роста
скорости чтения – 2,5 часа.
Практика: Выполнение упражнений, отработка техники чтения.
Тема 2.8. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на
запоминание - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, составление рассказа, пересказ.
Тема 2.9. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих
полушарий. Слоговые таблицы- 2,5 часа.
15

Практика: Выполнение упражнений, отработка техники чтения.
Тема 2.10. Активизация лексикона «Заполни таблицу заданными категориями».
Чтение с моторчиком. Пересказ - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений на активизацию словарного запаса. Чтение
произведений и пересказ.
Тема 2.11. Упражнение на развитие внимания. «Перепутанные линии»,
«Зачеркивание букв» - 2,5 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игры.
Тема 2.12. Работа со слогами. Тренируем внимание. Игра «Внимание».
Анаграммы. Логически- поисковые задачи - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игры.
Тема 2.13. Запоминание слов и рисунков – 2,5 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игры.
Тема 2.14. Слоговые таблицы. Столбики слов – чтение по кругу. Таблица
Шульте «Цветные таблицы» - 2 часа.
Практика: Чтение слоговых таблиц, работа с таблицами Шульте.
Тема 2.15. Чтение со шторкой. Тренировка на быстрое переключение внимания –
2,5 часа.
Практика: Проведение игр, отработка техники чтения.
Тема 2.16. Тренируем зрительную память- 2 часа.
Практика: Проведение игр, выполнение упражнений.
Тема 2.17. Чтение слов лесенкой – 2,5 часа.
Практика: Чтение слов лесенкой.
Тема 2.18. Контроль техники чтения и понимания, прочитанного - 2 часа.
Практика: Чтение на скорость, тест.
Тема 2.19. Чтение со шторкой. Составление рассказа по картинкам. Разгадываем
ребусы, филворды – 2,5 часа.
Теория: Правила работы со шторкой и выполнения упражнений.
Практика: Выполнение упражнений, чтение, игры и составление рассказа.
Тема 2.20. Мнемотехника – способ «Расстановка мест». Рисуем 2-мя руками
«Обведи геометрические фигуры» - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 2.21. Отработка дикции. Чтение с указкой. Развитие зрительной памяти.
16

Тренировка внимания. Чтение слов лесенкой – 2,5 часа.
Теория: Объяснение терминологии. Правила выполнения упражнений.
Практика: Выполнение упражнений, игры, чтение таблиц.
Тема 2.22. Развиваем логическое мышление. Работа с текстами на время. Чтение
со шторкой - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.
Тема 2.23. Работа с движением глаз. Чтение деформированных слов, предложений
– 2,5 часа.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.
Тема 2.24. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на
запоминание - 2 часа.
Практика: Составление рассказа на заданную тему, выполнение упражнений.
Тема 2.25. Закрепить навыки чтения – 2,5 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игр.
Тема 2.26. Чтение со шторкой. Мнемотехника – способ сказка или рассказ.
Активизация лексикона «Анаграммы» - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.
Тема 2.27. Синхронизация обоих полушарий. Чтение со шторкой. Работа с
таблицами Шульте. Поиск цифр и букв – 2,5 часа.
Теория: Правила выполнения заданий.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения.
Тема 2.28. Работа с разными текстами. Отработка ускорения. Увеличение
малого поля зрения - 2 часа.
Практика: Отработка техники чтения, выполнение заданий.
Тема 2.29. Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов –
читаем сверху вниз – 2,5 часа.
Практика: Отработка техники чтения, выполнение заданий.
Тема 2.30. Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на
запоминание - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 2.31. Работа со словосочетаниями и текстами. Тренировка зрительной
памяти – 2,5 часа.
Теория: Правила работы с предложенным материалом. Словосочетание и текст.
Практика: Выполнение заданий, проведение игр.
17

Тема 2.32. Развиваем пространственное мышление – задания по перекладыванию
спичек (счетных палочек) - 2 часа.
Теория: Правила выполнения заданий.
Практика: Выполнение заданий.
Тема 2.33. Чтение деформированных слов, предложений, текстов – 2,5 часа.
Практика: Выполнение заданий, отработка техники чтения деформированных
текстов.
Тема 2.33. Промежуточная аттестация – 2 часа.
Практика: Замер скорости чтения и понимания прочитанного.
Раздел № 3. Чтение слоговых таблиц, столбиков слов. Работа с текстом
(чтение с указкой, со шторкой, с рамкой, деформированные предложения,
тексты) Отработка техники чтения - 72 часа.
Тема 3.1. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод
пространственной привязки
- 2,5 часа.
Теория: Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод
пространственной привязки.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 3.2. Тренировка зрительной памяти - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений для тренировки зрительной памяти,
проведение игр.
Тема 3.3. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику – 2,5 часа.
Теория: Правила игр. Игры в жизни человека.
Практика: Проведение игр.
Тема 3.4. Чтение со шторкой - 2 часа.
Практика: Отработка техники чтения со шторкой.
Тема 3.5. Чтение со шторкой – 2,5 часа.
Практика: Отработка техники чтения со шторкой.
Тема 3.6. Мнемотехника – способ сказка или рассказ. Активизация лексикона
«Составь новые слова из заданного слова» - 2 часа.
Теория: Мнемотехника – способ сказка или рассказ.
Практика: Активация словарного запаса во время проведения игры.
Тема 3.7. Развиваем быстроту реакции. Игры. Логические задачи – 2,5 часа.
Практика: Проведение игр на развитие реакции, логики и внимания.
18

Тема 3.8. Работа с текстом - метод смысловой амяти - 2 часа.
Теория: Суть метода смысловой памяти при работе с текстом.
Практика: Работа с текстом.
Тема 3.9. Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем
сверху вниз – 2,5 часа.
Практика: Работа со слоговыми таблицами.
Тема 3.10. Методы запоминания и воспроизведения текстов - 2 часа.
Теория: Методы запоминания и воспроизведения текстов.
Практика: Работа с текстами.
Тема 3.11. Чтение с рамкой. Мнемотехника – способ сказка или рассказ – 2,5 часа.
Практика: Отработка техники чтения с рамкой.
Тема 3.12. Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази»,
«Закодированное слово» - 2 часа.
Практика: Проведение игр, выполнение упражнений.
Тема 3.13. Зрительная память – парные карточки. Рисуем предметы 2-мя
руками. Интеллектуальные разминки – 2,5 часа.
Практика: Проведение игр.
Тема 3 . 1 4 . Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета»,
«Художник». Ребусы. Активизация лексикона Игра «…хорошо, потому что…» - 2
часа.
Практика: Активизация словарного запаса во время проведения игр.
Тема 3.15. Работа с текстом – метод сканирования – 2,5 часа.
Практика: Работа с текстом – метод сканирования.
Тема 3.16. Столбики слов. Работа со словосочетаниями и текстами - 2 часа.
Практика: Работа со словосочетаниями, столбиками слов и текстами.
Тема 3.17. Методы запоминания и воспроизведения текстов –
метод сравнения. Синхронизация обоих полушарий. 2,5 часа.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 3.18. Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв - 2
часа.
Практика: Чтение со шторкой. Работа с таблицами Шульте. Поиск цифр и букв.
Тема 3.19. Чтение с рамкой. Развитие речи – составление рассказа по серии
картинок – 2,5 часа.
19

Практика: Чтение с рамкой. Развитие речи – составление рассказа по серии
картинок.
Тема 3.20. Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово»,
«Слова в корзинку» - 2 часа.
Практика: Выполнение упражнений на концентрацию внимания, проведение игр.
Тема 3.21. Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем – 2.5 часа.
Практика: Работа с текстом, выполнение упражнений.
Тема 3.22. Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание по перекладыванию
спичек - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий.
Тема 3 .2 3 . Работа с текстами. Мнемотехника – объединяем картинки по 3 и
сочиняем предложения по вопросам: Что? Где? Чем занимается? – 2,5 часа.
Практика: Выполнение заданий.
Тема 3.24. Слоговые таблицы – способ «Скороговорки». Столбики слов – читаем
вверх - ногами - 2 часа.
Практика: Отработка техники чтения.
Тема 3.25. Пространственное воображение. Составление ребусов – 2,5 часа.
Теория: Правила составления ребусов.
Практика:Выполнение упражнений на улучшение пространственного
воображения. Составление ребусов.
Тема 3 . 2 6 . Активизация лексикона – Игра «…плохо, потому что…». Чтение
«марсианского» стихотворения - 2 часа.
Практика: Чтение стихотворений, активизация словарного запаса, во время
проведения игры.
Тема 3 . 2 7 . Тренируем зрительную память. Игры «Найди предметы»,
«Нарисуй по памяти»,
«Запомни расположение фигур». Штриховка – 2,5 часа.
Практика: Выполнение упражнений, проведение игр.
Тема 3.28. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод пиктограмм 2 часа.
Теория: Метод пиктограмм.
Практика: Выполнение упражнений.
Тема 3.29. Чтение с рамкой. Активизация лексикона Игра «…хорошо (плохо),
потому что…» - 2,5 часа.
Практика: Выработка навыка чтения с рамкой, проведение игры.
20

Тема 3.30. Контроль техники чтения и понимания, прочитанного - 2 часа.
Практика: Контроль техники чтения и понимания прочитанного.
Тема 3.31. Мнемотехника – объединяем картинки по 4 и сочиняем
предложения по вопросам Кто? Где? С кем? Что делает? Работа с текстами. – 2,5
часа.
Теория: Правила выполнения заданий.
Практика: Объединяем картинки по 4 и сочиняем предложения по вопросам
Кто? Где? С кем? Что делает? Работа с текстами.
Тема 3.32. Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем - 2 часа.
Практика: Работа с текстом - метод читаем, думаем, отвечаем.
Тема 3.33. Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик»,
«Многозначные слова» - 2 ,5 часа.
Практика: Проведение игр.
Тема 3.34. Работа с текстами - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, чтение рассказов.
Тема 3.35. Методы запоминания и воспроизведения текстов – метод карта памяти
– 2,5 часа.
Практика: Выполнение заданий, чтение рассказов (сказок).
Тема 3.36. Работа с текстами - 2 часа.
Практика: Выполнение заданий, замер техники чтения.
Раздел № 4. Итоговое занятие - 2часа.
Тема 4.1. Работа с текстами – 2,5 часа.
Практика: Выполнение заданий, замер техники чтения.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
• сформирована мотивация к саморазвитию познавательных и
творческих способностей;
• развиты морально-нравственные качества;
• сформированы навыки повышающие самооценку за счёт успешной
деятельности;
• сформированы ценностное представление об институте семьи, о
семейных ценностях, традициях.
Предметные:
21

У обучающихся будет / будут: :
•
формированы, такие навыки владения техникой скорочтения;
•
развита техника свободного, беглого и выразительного чтения вслух и
про себя;
• развита техника свободно читать тексты больших объёмов;
• владели навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
• развита техника чтения с применением эффективных стратегий
запоминания;
• приобрели навыки выделения в тексте главное, основной мысли;
• научились обоснованно делать выводы, доказывать;
• имеют представления как извлекать и анализировать информацию из
различных источников.
• Сформированы такие умения, которые могут управлять своим
вниманием;
• Умело используют кинестетические упражнения для достижения
высокой умственной работоспособности;
• максимально возмещают затраты времени и усилий, вложенные в чтение.
Метапредметные:
Обучающиеся будут:
• сформировано
логическое рассуждение, пользуясь приемами
анализом, сравнением, обобщением, классификацией, систематизацией;
• развита способность взаимодействия и общения с другими людьми за
счет улучшения качества устной речи.

22

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1 год
Дата начала
обучения обучения по
(уровень
программе
образования)
1 год
01.09.2024г.
обучения
(базовый)

Дата
окончания
обучения по
программе
31.05.2025г.

Всего
учебных
недель

Всего
учебных
часов

Режим
занятий

36

162

2раза в
неделю по
2 / 2,5 ч

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
Предметно-развивающая среда соответствует интересам и
потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются
материалы,
безопасность
которых
подтверждена
санитарноэпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими:
среднее
профессиональное
или
высшее
образование,
соответствующие профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной
деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю
деятельности.
Формы аттестации/контроля:
• беседа;
• замер стартовой скорости чтения;
• соревнования;
• тестовые задания;
• опрос;
• наблюдение.
Для отслеживания результативности освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы скорочтения и
развитие памяти» проводятся:
23

•
•
•
•

входной контроль (проверка уровня знаний в начале учебного года);
промежуточный контроль (проводится по окончании I полугодия
учебного года);
итоговый контроль (проводится по окончании обучения в конце учебного
года);
текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков в течение всего
учебного года).
Оценочные материалы:

В ходе образовательной деятельности создаются диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать
свои действия.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в
особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать,
изменить способы взаимодействия. Инструментарий для диагностики речи:
• тексты для проверки скорости чтения;
• диагностические карты для проверки динамики скорости чтения и
понимания текста;
• опросники.
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт
обучающийся может набрать по 1 баллу.
6-7 баллов – работа выполнена безупречно,
4-5 баллов - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, но
имеется маленький изъян.
3-4 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в схеме
плетения, не качественная тесьма.
Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:
• учебный кабинет;
• столы;
• стулья;
• стеллаж;
• информационные стенды;
• компьютер;
• дидактические материалы.
Методы работы.
В процессе реализации программы используются
разнообразные методы работы: объяснительно-иллюстративный, рассказ,
24

беседы, работа с книгой, демонстрация, методы мотивации и стимулирования,
обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, проблемно- поисковый,
ситуационный, экскурсии.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
• дополнительная общеразвивающая программа;
• методическая и учебная литература;
• плакаты по цветоведению (цветовой круг, контрастные цвета, сближенные
цвета);
• наглядный материал;
• тематические презентации;
• дидактический материал;
• электронные образовательные ресурсы;
• интернет-ресурсы.
Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики.
Методическое и дидактическое обеспечение:
дополнительная общеразвивающая программа;
учебно-методическая литература;
плакаты с таблицами и рисунками ;
презентации к занятиям;
Интернет-источники.
Учебно-методическое обеспечение включают в себя:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, частично-поисковый, проектный.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое обучение,
дифференцированного обучения, коллективной творческой деятельности.
Индивидуальное обучение– это форма работы на занятиях, которая предполагает,
что каждый обучающийся получает задание для самостоятельного выполнения,
специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и
возможностями.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного
сотрудничества детей, активное включение каждого обучающегося в учебный
процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что не
посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное
условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между обучающимися.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при
котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с учётом наличия
у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Коллективная творческая деятельность - это организация совместной
деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном
творчестве, планировании и анализе результатов.
•
•
•
•
•

25

Здоровьесберегающие технологии.
1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом
занятии проводятся физминутки для глаз, ритмические паузы, с музыкальным
сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить,
может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную
систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ,
активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе
надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка.
3. Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов. Кабинет для
занятий оборудован столами и стульями по росту обучающихся и физическими
характеристиками, компьютером и различными инструментами и материалами,
необходимыми для занятий по прикладному искусству адыгов.
4 Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной
работы образовательной программы внесены:
• викторина «Здоровый образ жизни»;
• «Как организовать свой день? Режим»(игра) и др.
5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Младший школьный
возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий
по прикладным искусством адыгов мышцы рук напрягаются и развиваются. Так
как одинаковое напряжение невозможно, то физические упражнения должны
быть направлены на симметричное расслабление одних мышц и напряжение
других. Только так можно помочь организму в формировании правильной осанки.
Формы организации учебного занятия - беседа, защита проектов, конкурс,
конференция, круглый стол, мастер- класс, наблюдение, открытое занятие,
практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия.
Тематика и формы методических материалов: таблицы, контрастные по
цвету схемы для чтения.
Дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные,
технологические карты, задания.
Алгоритм учебного занятия
I. Организационная часть.
Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3 минуты)
II. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут)
Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут.
Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут)
Показ приемов работы, используемых для беглого чтения (3-5 минут).
III. Физкультминутка.
IV. Практическая часть (20-30 минут)
V. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
VI. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут)
VII.Заключительная часть (6-8 минут).
26

Критерии оценки результатов освоения
программы
Параметры

Низкий
0%30%

Средний
31%-60%

Высокий
61%-100%

Уровень теоретических знаний
Обучающийся знает Обучающийся
Обучающийся знает
знает изученный
изученный материал.
Теоретические изученный
материал.
материал, но для
Может дать
знания
Изложение
полного раскрытия логически
материала
темы требуется
выдержанный
сбивчивое,
дополнительные
ответ,
требующее
вопросы
демонстрирующий
корректировки
полное
владение
наводящими
материалом
вопросами
Уровень практических навыков и
умений
Требуется контроль Требуется
Четкои
безопасно
педагога за
периодическое
работает с
Работа с
выполнением правил напоминание о
книгами, хорошо
книгами,
по технике
том, как работать знает технику
техника
с книгами.
безопасности
безопасности безопасности
Не может работать
Может
работать Способен
(находить
Способность
(находить
самостоятельно
правильные
работать над
правильные
находить
решения) при работе решения)
учебными
при правильные
с учебными
материалами
работе с учебными решения при
материалами
(ребусы,
материалами
при работе с учебными
без помощи
таблицы,
подсказке педагога материалами
педагога
схемы)
Степень
самостоятельно
сти при
составление
рассказа по
серии картинок
(Таблица
Шульте)

Требуются
постоянные
пояснения педагога
при
составление
рассказа по серии
картинок

Нуждается в
пояснении
последовательност
и работы, но
способен после
объяснения к
самостоятельным
действиям

Самостоятельно
выполняет
Работу
по
составлениб
рассказа по сериям
картинок.

Список литературы для педагогов:
1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и
a. понимать прочитанное». М.: Билингва, 2015г.
27

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: Творческая
педагогика,1993г.
3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». М.: «Просвещение», 1991г.
4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению». Челябинск:
Изд.
5. «Рекпол» г., 2011г.
6. Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению». М.: Изд. «Астрель»,
2002г.
7. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников:
Методическое пособие для учителя. 2 - е изд. -М.: АРКТИ, 2001.
8. Штурбина Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и
литературно- творческое развитие учащихся. // Начальная школа. 2002г.
9. Абдулова Г.Ф. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и
понимать больше / Г.Ф. Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок и др. М.:
Издательство АСТ, 2017г.
Список литературы для обучающихся:
1. Ахмадуллин Ш. «Блокнот - тренажер. Развиваем мозг. Как тренировать
логику у детей 7-9 лет». М.: Филипок и К, 2020г.
2. Зотов С.Г., Зотова М.А. Повышение скорости чтения. Изд. 6-е. Ростов н/д:
Феникс 2013г.
Интернет- источники:
1. https://открытыйурок.рф/статьи/532074/Зрительные диктанты
2. https://infourok.ru/Сборник текстов для проверки техники чтения
3. http://magicspeedreading.com/r/00/index.php

Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
28

КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2024-2025 учебный год
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Основы скорочтения и развитие памяти»

Уровень программы: базовый.
Адресат: обучающиеся от 8 до 12 лет.
Год обучения: 1-ый год обучения.
Автор-составитель: Урусова Хазизет Титуевна и Шомахова Асият Арсеновна –
педагоги дополнительного образования.

г.п.Терек, 2024г.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы скорочтения и развитие
памяти» представляет собой систему развития детей, адаптация к жизни.
Мы живем в век информационного потока, когда количество информации
удваивается каждые два года. И очень важно уметь грамотно с ней работать,
29

вычленять главное и отбрасывать ненужное. Поэтому, чем раньше овладеешь этим
навыком — тем лучше.
Главное при обучении обучающихся скорочтению — это помочь ребенку стать
более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно
учитывать, что каждый ребенок индивидуален, поэтому необходимо корректировать
его обучение.
Скорочтение — это набор приемов и методик, это навык, которым можно научить
каждого обучающегося. После того, как обучающийся научится быстро читать,
понимать прочитанное, он будет делать это всю жизнь. Ведь этот навык крепко
закрепляется. Почему навыку тяжело разучиться? Потому что при формировании
навыка в мозгу создаются новые, устойчивые нейронные связи. То есть, навык
откладывается в мозгу.
Задачи программы:
Личностные:
• мотивировать к саморазвитию познавательных и творческих
способностей;
• развить морально-нравственные качества;
• повысить самооценку за счёт успешной деятельности;
• сформировать ценностное представление об институте семьи, о
семейных ценностях, традициях.
Предметные:
Научить обучающихся:
• владеть техникой скорочтения;
• читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя;
• читать свободно тексты больших объёмов;
• владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
• читать с применением эффективных стратегий запоминания;
• выделять в тексте главное, основную мысль;
• обоснованно делать выводы, доказывать;
• извлекать и анализировать информацию из различных источников.
• управлять своим вниманием;
• использовать кинестетические упражнения для достижения высокой
• умственной работоспособности;
• максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.
Метапредметные:
Научить обучающихся:
• логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
• развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми
за счет улучшения качества устной речи.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
У обучающихся будет / будут:
30

•
•
•
•

сформирована мотивация к саморазвитию познавательных и
творческих способностей;
развиты морально-нравственные качества;
сформированы навыки повышающие самооценку за счёт успешной
деятельности;
сформированы ценностное представление об институте семьи, о
семейных ценностях, традициях.

Предметные:
У обучающихся будет / будут: :
•
формированы, такие навыки владения техникой скорочтения;
•
развита техника свободного, беглого и выразительного чтения вслух и
про себя;
• развита техника свободно читать тексты больших объёмов;
• владели навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
• развита техника чтения с применением эффективных стратегий
запоминания;
• приобрели навыки выделения в тексте главное, основной мысли;
• научились обоснованно делать выводы, доказывать;
• имеют представления как извлекать и анализировать информацию из
различных источников.
сформированы такие умения, которые могут управлять своим
вниманием;
• Умело используют кинестетические упражнения для достижения
высокой умственной работоспособности;
• максимально возмещают затраты времени и усилий, вложенные в чтение.
Метапредметные:
Обучающиеся будут:
• сформировано
логическое рассуждение, пользуясь приемами
анализом, сравнением, обобщением, классификацией, систематизацией;
• развита способность взаимодействия и общения с другими людьми за
счет улучшения качества устной речи.

31

Календарно-тематический план
№

1.1

2.1

2.2

Дата занятия
по
по
плану факту

Наименование
раздела, темы

КолСодержание деятельности
во
теоретическая
практическая часть
часов
часть занятия
занятия
Раздел № 1. Вводное занятие - 2ч.
Вводное занятие.
2
Начальная диагностика.
Беседа,
Инструктаж по
ознакомление
ТБ, ППБ и
обучающихся с
ПДД.
особенностями
Начальная
объединения.
диагностика.
Правила
нахождения
в
учебном классе,
правила
поведения
на
занятиях.
Инструктаж по
ТБ, ППБ и ПДД.
Раздел № 2. Развитие интеллекта, мышления, всех видов памяти,
воображения, внимания- 76,5ч.
Таблица звуков и
2,5
Выполнение
Правила
слогов. Секретные
упражнений.
выполнения
упражнения в
упражнений и
скорочтении.
работы со
слоговыми
таблицами.
Тренировка
внимания. Чтение с
указкой.

2

Правила
выполнения
упражнений.

Чтение, выполнение
упражнений.

Форма
аттестации /
контроля
Ознакомительная
беседа.
Инструктаж по ТБ.

Задания,
прогресс-тест.

Чтение с указкой.
Упражнения на
развитие речи.

2.3

2.4

2.5
2.6

2.7

2.8

2.9

Упражнение на
развитие
подвижности
речевого аппарата.
Развитие зрительной
памяти.

Мнемотехника.
Чтение
«марсианского»
стихотворения.
Весёлые странички.
Тренировка
внимания. Чтение с
указкой.
Столбики слов –
читаем сверху
вниз. Работа с
«Таблицами
Шульте».
Контроль техники
чтения и понимания
прочитанного.
График роста
скорости чтения.
Упражнение на
развитие слуховой
памяти. Составление
рассказа на
запоминание.
Чтение с указкой.
Расширение поля

Объяснение
новых слов.
2,5

2

Виды памяти и их
значение в жизни
человека. Правила
выполнения
упражнений и игр.
Новая
терминология.

Проведение игр и
выполнение
упражнений.

Задания, опрос.

Чтение стихотворений и Чтение вслух.
рассказов.

Выполнение
упражнений, чтение,
проведение игр.
Выполнение
упражнений,
отработка техники
чтения.

Наблюдение,
опрос.

-

Выполнение
упражнений, отработка
техники чтения.

Замеры
результатов.
Наблюдение.

2

-

Выполнение
упражнений,
составление рассказа,
пересказ.

Чтение вслух,
пересказ.

2,5

-

Выполнение

Чтение с указкой.

2,5

-

2

-

2,5

Чтение вслух,
замеры
результатов.

зрения.
Синхронизация
обоих полушарий.
Слоговые таблицы.
2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

Активизация
лексикона
«Заполни таблицу
заданными
категориями».
Чтение
с
моторчиком.
Пересказ.
Упражнение на
развитие внимания.
«Перепутанные
линии»,
«Зачеркивание
букв».
Работа со слогами.
Тренируем
внимание.
Игра
«Внимание».
Анаграммы.
Логическипоисковые
задачи.
Запоминание слов и
рисунков.

Слоговые таблицы.
Столбики слов –

упражнений,
отработка техники
чтения.
2

-

Выполнение
упражнений на
активизацию
словарного запаса.
Чтение произведений и
пересказ.

2,5

-

Выполнение
упражнений,
проведение игры.

2

-

Выполнение
упражнений,
проведение игры.

2,5

-

Выполнение
упражнений,
проведение игры.

2

-

Чтение слоговых
таблиц, работа с

Работы с
таблицами.
Замеры
результатов
,чтения вслух.

Выполнение
упражнений
«Перепуганные»
линии»,
«Зачеркивание
букв».
Игры на внимание,
карточки.

Проведение игры.
Наблюдение,
работа с
таблицами.
Работа с
таблицами

2.15

2.16

чтение по кругу.
Таблица Шульте
«Цветные таблицы».
Чтение со шторкой.
Тренировка на
быстрое
переключение
внимания.
Тренируем
зрительную память.

2.17

Чтение слов
лесенкой.

2.18

Контроль техники
чтения
и
понимания
прочитанного.

2.19

Чтение со шторкой.
Составление
рассказа по
картинкам.
Разгадываем
ребусы, филворды.
Мнемотехника
–
способ
«Расстановка мест».
Рисуем 2-мя руками
«Обведи

2.20

таблицами Шульте.

Шульте.
Чтение вслух,
замеры
результатов.

2,5

-

Проведение игр,
отработка техники
чтения.

2

-

Проведение игр,
выполнение
упражнений.

2,5

-

Чтение слов лесенкой.

Чтение вслух,
замеры
результатов.

2

-

Чтение на скорость,
тест.

Чтение вслух,
замеры
результатов.

2,5

Правила работы
со шторкой и
выполнения
упражнений.

Выполнение
упражнений, чтение,
игры и составление
рассказа.

Работа с
картинками.
Чтение со
шторкой.

2

-

Выполнение
упражнений.

Работа с
карточками
«зрительная
память».

Работа с
карточками,
рисование двумя
руками.

2.21

2.22

2.23

2.24

2.25

2.26

геометрические
фигуры».
Отработка дикции.
Чтение с указкой.
Развитие
зрительной памяти.
Тренировка
внимания.
Чтение
слов
лесенкой.
Развиваем
логическое
мышление. Работа с
текстами на время.
Чтение
со шторкой.
Работа с
движением глаз.
Чтение
деформированных
слов,
предложений,
текстов.
Упражнение на
развитие слуховой
памяти. Составление
рассказа на
запоминание.
Закрепить навыки
чтения.
Чтение со шторкой.
Мнемотехника

2,5

Объяснение
терминологии.
Правила
выполнения
упражнений.

2

2,5

Выполнение
упражнений, игры,
чтение таблиц.

Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.

-

Выполнение заданий,
отработка техники
чтения.

Работа с
картинками.
Чтение со
шторкой.

-

Выполнение заданий,
отработка техники
чтения.

Работа с
таблицами,
карточками.
Замеры
результатов.

слов, предложений.
2
-

Составление рассказа на Чтение вслух,
заданную тему,
наблюдение,
выполнение
опрос.
упражнений.

2,5

-

Выполнение
упражнений,
проведение игр.

2

-

Выполнение заданий,
отработка техники

Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.
Работа с
картинками.

2.27

2.28

2.29

2.30

2.31

– способ сказка
или
рассказ.
Активизация
лексикона
«Анаграммы».
2,5
Правила
Синхронизация
выполнения
обоих полушарий.
заданий.
Чтение со шторкой.
Работа с таблицами
Шульте.
Поиск
цифр и
букв.
2
Работа с
разными
текстами. Отработка
ускорения.
Увеличение
малого поля зрения.
Слоговые таблицы – 2,5
способ
«Скороговорки».
Столбики слов –
читаем сверху вниз.
Упражнение на
развитие слуховой
памяти. Составление
рассказа на
запоминание.
Работа со
словосочетаниями и
текстами.
Тренировка

2

-

2,5

Правила работы с
предложенным
материалом.
Словосочетание и
текст.

чтения.

Чтение со
шторкой.

Выполнение заданий,
отработка техники
чтения.

Работа с
карточками.
Таблица Шульте.

Отработка техники
чтения, выполнение
заданий.

Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.

Отработка техники
чтения, выполнение
заданий.

Работа с
таблицами
«Скороговорки».
Работа с
карточками.
Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.

Выполнение
упражнений.

Выполнение заданий,
проведение игр.

Чтение вслух,
наблюдение,
опрос.

2.32

2.33

зрительной
памяти.
Развиваем
пространственное
мышление–задания
по
перекладыванию
спичек (счетных
палочек).
Чтение
деформированных
слов, предложений,
текстов.

Правила
выполнения
заданий.

Выполнение заданий.

Задания, опрос.

2,5

-

Выполнение заданий,
отработка техники
чтения
деформированных
текстов.

Работа с
таблицами,
карточками.
Замеры
результатов.
Итоговый замер
результатов.

Замер скорости
чтения и
понимания
прочитанного.
Раздел № 3. Чтение слоговых таблиц, столбиков слов. Работа с текстом (чтение с указкой, со шторкой, с рамкой,
деформированные предложения, тексты) .Отработка техники чтения – 81ч.
3.1
2,5
Методы
Выполнение
Методы
Чтение вслух,
запоминания
и
упражнений.
запоминанияи
замеры
воспроизведения
воспроизведения
результатов.
текстов – метод
текстов – метод
пространственной
пространственной
привязки.
привязки.
3.2
Тренировка
2
Выполнение
Чтение про себя,
зрительной памяти.
упражнений для
работа с
тренировки
зрительной памяти, карточками.
проведение игр.
3.3
Игры «Ряды
2,5
Правила игр. Игры
Проведение игр.
Соревнования,
чисел»,
в жизни человека.
игры.

2.34

Промежуточная
аттестация.

2

2

-

3.4

«Найди
фигуру». Задачи на
логику.
Чтение со шторкой.

2

-

3.5

Чтение со шторкой.

2,5

-

3.6

Мнемотехника –
способ сказка или
рассказ.
Активизация
лексикона
«Составь новые
слова из заданного
слова».
Развиваем быстроту
реакции. Игры.
Логические задачи.

2

Мнемотехника –
способ сказка или
рассказ.

2,5

-

2

Суть метода
смысловой памяти
при работе с
текстом.
-

3.7

3.8

Работа с текстом метод смысловой
памяти.

3.9

Слоговые таблицы –способ
2,5
«Скороговорки».
Столбики слов –
читаем сверху вниз.

3.10

Методы

2

Методы

Отработка техники
чтения со шторкой.

Работа с
карточками
«Чтение со
шторкой».
Отработка техники Работа с
чтения со шторкой. карточками
«Чтение со
шторкой».
Активация
Работа с
словарного запаса карточками
во время
«Составь новые
проведения игры.
слова из заданного
слова».

Проведение игр на Игры. Логические
развитие реакции,
задачи на
логики и внимания.
быстроту реакции.
Работа с текстом.
Чтение вслух.
Текстовые
задания.
Работа со
Работа с
слоговыми
таблицами
таблицами.
«Скороговорки».
Работа с
карточками.
Работа с текстами. Работа с

3.11
3.12

3.13

3.14

3.15

запоминания и
воспроизведения
текстов.
Чтение с рамкой.
Мнемотехника –
способ сказка или
рассказ.
Тренируем
слуховую память.
Игры
«Послушай
и
вообрази»,
«Закодированное
слово».
Зрительная память
– парные карточки.
Рисуем предметы 2мя
руками.
Интеллектуальные
разминки.
Совершенствуем
воображение. Игры
«Изобрази
без
предмета»,
«Художник».
Ребусы.
Активизация
лексикона
Игра
«…хорошо, потому
что...».
Работа с текстом –
Сканирования.

запоминания и
воспроизведения
текстов.

таблицами.
Работа с
карточками.

2,5

-

Отработка техники
чтения с рамкой.

Наблюдение,
опрос.

2

-

Проведение игр,
выполнение
упражнений.

Игры. Логические
задачи на
быстроту реакции.

2,5

-

Проведение игр.

2

-

Активизация
Игры. Логические
словарного запаса во
задачи на
время проведения игр. быстроту реакции.

2,5
метод

-

Работа с текстом –
метод
сканирования.

Работа с
карточками,
рисование двумя
руками.

Прогресс-тест,
замеры
результатов.

3.16

3.17

3.18

3.19

3.20
3.21

Столбики слов.
Работа
со
словосочетаниями и
текстами.

2

-

Работа со
словосочетаниями,
столбиками слов и
текстами.

Методы
запоминанияи
воспроизведения
текстов – метод
сравнения.
Синхронизация
Чтение со
шторкой.
Работа стаблицами
Шульте. Поиск
цифр и букв.
Чтение с рамкой.
Развитие речи –
Составление
рассказа по серии
картинок.
Концентрируем
внимание. Игры
«Найди фигуру»,
«Вычисли слово»,
«Слова в корзинку».
Работа с текстом метод читаем,
думаем, отвечаем.
Совершенствуем
воображение.
Ребусы. Задание по
перекладыванию

2,5

-

Выполнение
упражнений.

обоих полушарий.
2
-

Работа с
таблицами
«Словосочетания».
Работа с
карточками.
Прогресс-тест,
замеры
результатов.

Чтение со шторкой. Работа с
Работа с таблицами карточками
Шульте. Поиск
«Чтение со
цифр и букв.
шторкой».

2,5

-

Чтение с рамкой.
Развитие речи –
составление
рассказа по серии
картинок.

Работа с
карточками
«Чтение с
рамкой».

2

-

Игры. Логические
задачи на
внимание.

2.5

-

2

-

Выполнение
упражнений на
концентрацию
внимания,
проведение игр.
Работа с текстом,
выполнение
упражнений.
Выполнение
заданий.

Тестовые задания,
опрос.
Ребусы на
развитие
воображения.

3.22

3.23

3.24

спичек.
Работа с текстами.
Мнемотехника
–
объединяем
картинки по 3 и
сочиняем
предложения
по
вопросам
Что?
Где?
Чем
занимается?
Слоговые таблицы–
способ
«Скороговорки».
Столбики слов –
читаем вверхногами.
Пространственное
воображение.
Составление
ребусов.

3.25

Активизация
лексикона – Игра
«…плохо, потому
что….». Чтение
«марсианского»
стихотворения.

3.26

Тренируем
зрительную память.

2,5

-

Выполнение
заданий.

Задания, опрос,
наблюдение.

2

-

Отработка техники
чтения.

Работа с
таблицами
«Скороговорки».
Работа с
карточками.

2,5

Правила
составления
ребусов.

2

-

2,5

-

Выполнение
упражнений
на
улучшение
пространственног
о
воображения.
Составление
ребусов.
Чтение
стихотворений,
активизация
словарного запаса, во
время проведения
игры.
Выполнение
упражнений,
проведение игр.

Прогресс-тест.
Составление
ребусов.

Игры. Логические
задачи на
быстроту реакции.

Игры. Логические
задачи на

3.27

3.28

3.29

3.30

3.31

Игры
«Найди
предметы»,
«Нарисуй
по
памяти», «Запомни
Расположение
фигур». Штриховка.
Методы
запоминанияи
воспроизведения
текстов – метод
Пиктограмм.
Чтение с рамкой.
Активизация
лексикона Игра
«…хорошо (плохо),
потому что…».
Контроль техники
чтения
и
понимания
прочитанного.
Мнемотехника
–
объединяем
картинки по 4 и
сочиняем
предложения
по
вопросам Кто?
Где? С кем? Что
делает? Работа с
текстами.
Работа с текстом метод читаем,
думаем, отвечаем.

быстроту реакции.

2

Метод
пиктограмм.

2,5

-

2

-

2,5

2

Правила
выполнения
заданий.

-

Выполнение
упражнений.

Наблюдение,
задания, опрос.

Выработка навыка
чтения с рамкой,
проведение игры.

Чтение с рамкой.
Игры на развитие
мышления.

Тестовые задания,
замеры
результатов.
Чтение вслух.
Объединяем картинки Задания.
по 4 и сочиняем
Логические задачи
предложения по
на быстроту
вопросам Кто? Где? С реакции.
кем? Что делает?
Работа с текстами.

Работа с текстом метод читаем,
думаем, отвечаем.

Чтение вслух,
опрос,
наблюдение.

Развиваем быстроту
реакции. Игры
«внимание»,
«Шифровальщик»,
«Многозначные
слова».

2,5

-

Проведение игр.

Выполнение
заданий, чтение
рассказов.
Выполнение
заданий, чтение
рассказов (сказок).

3.32

Работа с текстами.

2

-

3.33

Методы
запоминания и
воспроизведения
текстов – метод
карта памяти.
Работа с текстами.

2,5

-

3.34

4.1

2

-

Выполнение
заданий, замер
техники чтения.

Игры на быстроту
реакции
«Внимание»,
«Шифровальщик»,
«Многозначные
слова».
Чтение вслух, про
себя. Опрос.
Прогресс-тесты.
Задания.

Чтение вслух,
замеры
результатов.

Раздел № 4. Итоговое занятие – 2,5ч.
Работа с текстами.
2,5
Выполнение заданий, Чтение вслух,
замер техники чтения. опрос, замеры
результатов.
Итоговые тесты.
ВСЕГО:
162 ч. 21,5ч.
140,5 ч.

Приложение 2

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«Основы скорочтения и развитие памяти»

Адресат: обучающиеся от 8до 12 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Урусова Хазизет Титуевна - педагог
дополнительного образования.

г.п.Терек, 2024г.

45

Характеристика объединения
«ОСНОВЫ СКОРОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ»
»
Деятельность объединения «Основы скорочтения т развитие памяти» имеет
социально-гуманитарную направленность.
2. Количество обучающихся объединения составляет 60 человек.
Из них мальчиков-__, девочек-____. Обучающиеся имеют возрастную
категорию детей от 8 до 12 лет.
3. Формы работы: индивидуальные и групповые.
4. Направления работы:
1.
Гражданско-патриотическое воспитание.
2.
Духовно-нравственное воспитание.
3.
Художественно-эстетическое воспитание.
4.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
5.
Физическое воспитание.
6.
Трудовое и профориентационное воспитание.
7.
Экологическое воспитание.
8.
Воспитание познавательных интересов.
1.

Цель воспитательной работы:
Создать условия для формирования социально-активной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции,
а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Задачи воспитательной работы:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к
себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир,
развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Направленность: Объединения «Основы скорочтения т развитие памяти» имеет
социально-гуманитарную направленность.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Результат воспитательной работы:
- Происходят изменения в формирование личности обучающегося с позитивным
46
отношением к себе, способного вырабатывать
и реализовывать собственный взгляд

на мир, развивать свою субъективную позицию;
- построена доброжелательная система отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности;
- Получили умения самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
- Происходят изменения в формирование здорового образа жизни.
Работа с коллективом обучающихся:
- Формирование практических умений по организации органов самоуправления этике
и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе
участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
• организовать систему индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
• cо действовать сплочению родительского коллектива и вовлекать в работу
объединения;
• (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года);
• оформлять информационные уголки для родителей по вопросам воспитания детей.

47

Календарный план воспитательной работы

№ Направление
Наименование мероприятия
п/п воспитательной
работы
1

2

3

Гражданскопатриотическое
воспитание:

Духовно –
нравственное
воспитание
Художест
венно-эстетическое
воспитание

1. Беседа «Адыги на Земле моей живут» ко Дню
адыгов.
2.Беседа «День народного единства!»
3.Конкурс «А, ну-ка, мальчики!» Дню защитника
отечества.
4.Музыкальный вечер «Этот День Победы» ко
Дню победы.
1.Беседа «Милосердие»
2.Акция «Сохраним добро в своем сердце!»
1.Беседа «В гостях»
2.Викторина «Музеи мира»
3. «Этикет народов мира»- викторина

4

Трудовое
воспитание

1. Беседа «Польза физического труда»
2.«Мой дом – наведу порядок в нем»
3.«Мои обязанности в семье»

5

Спортивнооздоровительное

Викторина «Здоровый образ жизни»
«Как организовать свой день? Режим»

6

Воспитание
познавательных
интересов

«Неделя ЧТЕНИЯ»

Срок
выполнения

Ответственный Планируемый результат

Сентябрь

Урусова Х.Т.

Формирование
патриотических ценностных
представлений о любви к
своей малой Родине.

Урусова Х.Т.

Формирование ценностных
представлений о морали и об
основных понятиях этики
Формирование характера и
нравственных качеств, а также
развитие хорошего вкуса и
поведения
Формирование
положительного отношения к
труду ,интерес к трудовым
профессиям.
Формирование здорового
образа жизни

Ноябрь
Февраль
Май
Октябрь
Ноябрь
Сентябрь
Ноябрь
Апрель
Октябрь
Март
апрель

Урусова Х.Т.

Урусова Х.Т.

Октябрь

Урусова Х.Т.

Ноябрь
Декабрь

Урусова Х.Т.

Формирование потребности
приобретение новых знаний,
интерес к творческой
деятельности

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».