ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Прикладное искусство адыгов»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся от 8 до 12лет
Срок реализации: 1 год, 162 часа
Форма обучения: очная
Автор-составитель: Хамокова Мадина Назировна - педагог дополнительного
образования
г.п.Терек, 2024г.
1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Прикладное искусство адыгов»
представляет собой систему развития, основой которой является
интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности,
развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные
интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального
развития детей, адаптации к жизни.
Программа отражает преемственность и развитие художественных традиций,
высвечивает тонкую связующую нить времен и поколений мастеровхранителей бесценного художественного наследия. В настоящее время этот
вид искусства является исчезающим, все меньше мастеров владеют секретами
старинного золотошвейного искусства, но не смотря на всю сложность,
трудоемкость наблюдается устойчивый интерес детей к прикладным и
творческим видам деятельности.
Данная программа курса направлена на создание условий для развития
этнокультурной компетентности и предполагает освоение учащимися утраченных
традиционных техник и технологии основ золотошвейного адыгского ремесла.
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – базовый.
Вид программы – модифицированный.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) с изменениями и дополнениями;
2.
Национальный проект «Образование»;
3.
Конвенция ООН о правах ребенка;
4.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации до 2025 года»;
6.
Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте Российской Федерации;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019
г. № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями);
9.
Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
10.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы);
11.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
12.
Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре»;
13.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
14.
Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
15.
Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
16.
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 629);
17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социальнопсихологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей»);
18.
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. №
552/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
19.
Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»);
3
20.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей»);
21.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании»;
22. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от
17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к
регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике»;
23.
Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от
26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»;
24.
Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023 г. № 22/1061 «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
25. Устав Центра.
Актуальность программы. В настоящее время в обществе в целом и в
системе дополнительного образования, в частности, растет интерес к
традиционной народной культуре. Так как очевидно, что если хотим
возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны
обратиться в первую очередь, к освоению глубин отечественной культуры,
основой которого является культура народа. Но мало кто обращается
непосредственно к региональной культуре, то есть к культуре родного края.
А тем временем, с каждым годом вместе со старожилами - носителями
традиционной культуры уходят в небытие обычаи, обряды малой родины.
Поэтому изучение, фиксация, сохранение и трансформирование прикладного
искусства адыгов (плетение тесьмы) является особенно значимым и
актуальным в наше время.
Новизна программы состоит в том, что краеведческая тема недостаточно
представлена в существующих программах. Наполнение содержания
дополнительной общеразвивающей программы местными элементарными,
сведениями из истории, литературы, культуры малой Родины и
разнообразными темами, раскрывающими взаимосвязь нравственных и
культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи нашего
села и края, является инновационной.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих
общеразвивающих программ состоит в её практической значимости:
1. В разработке программы по формированию
краеведческой культуры
обучающихся через их вовлечение в поисковую, исследовательскую
деятельность;
2. В формировании и апробации блока диагностических методик
для педагогического управления процессом становления краеведческой
4
культуры.
В
процессе занятий для решения поставленных задач сочетается
индивидуальная и групповая форма работы с детьми.
Занятия состоят из теоретической части (сообщение теоретических
сведений), практической (показ технологических и технических приемов при
выполнении басонный изделий) и выполнение творческого задания
(обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся
практическая работа, связанная непосредственно с изготовлением изделия
будет проходить на занятии.
Педагогическая целесообразность программы.
Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на
национальном, региональном материале – конкретной семьи, малой родины.
Изучив прикладное творчество родного края, получив о них дополнительные
сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности. Программа
предназначена для воспитания детей на основ прикладного искусства и культуры
адыгского народа, на духовных ценностях, накопленных предками. В программе
показаны возможности интеграции занятий и внеаудиторной деятельности. В
программе предусмотрена организация лекций, занятий, бесед с детьми разных
возрастов в этнографических музеях.
Адресат: обучающиеся 8-12 лет.
Для обучения принимаются все желающие от 8 до 12 лет, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Срок реализации: 1 год, 162 часа.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа с
10 минутным перерывом, продолжительность занятий 40 минут
Наполняемость группы: 12-15 человек.
Форма обучения: очная.
Форма занятий:
- индивидуальная;
- групповая;
- словесная: рассказ, беседа, сообщения;
- наглядная: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем;
- практическая : изготовление басонных изделий, разработки ;
- объяснительно-иллюстративная;
- частично-поисковая.
Цель программы: возрождение народных традиций адыгов, выявление юных
талантов и обучение их традиционным народным ремёслам, осуществление в
современных условиях преемственных связей поколений.
Задачи:
Личностные:
• сформировать понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки
результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере зависит от
него самого;
5
•
•
•
•
способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
формировать у детей интерес к прикладному творчеству адыгов;
способствовать освоению первоначальных знаний и умений в области
прикладного творчества (плетение, выкладка орнамента).
Предметные:
• развить творческие способности;
• познакомить с произведениями адыгского прикладного искусства;
• развить эстетическое восприятие произведений народного искусства,
творческое воображение, обогатить их духовную культуру
средствами прикладного искусства;
• развить познавательную активность и любознательность;
• развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление,
творческое воображение, внимание, память, восприятие);
• развить мелкую моторику рук, координацию движения.
Метапредметные:
• научить классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты
по заданному или установленному признаку;
• сформировать навыки здорового и безопасного образа жизни.
Учебный план
№
Наименование темы
Количество часов
Всего Тео Прак
рия
тика
Вводное занятие - 4,5ч.
Форма аттестации/
контроля.
Вводное занятие. Общая
2,5
2,5
Ознакомительная
характеристика прикладного
беседа.
искусства адыгов. Виды
басонных изделий. Материалы,
инструменты и приспособления
для басонных плетений.
Инструктаж по ОТ и ТБ.
1.2
Народное и декоративно2
2
Беседа.
прикладное искусство адыгов.
Украшение национальной
одежды.
II. Древние образы в прикладном искусстве адыгов. Ремесло вчера, сегодня и
завтра - 2 ч.
2.1
Древние образы в прикладном
2
1
1
Беседа.
искусстве адыгов. Ремесло вчера,
сегодня и завтра.
III. Основные виды прикладного искусства адыгов - 16 ч.
3.1
Виды прикладного искусства
2,5
2,5
Беседа.
1. 1
6
адыгов.
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4.1
4.2
4.3
Орнаментальное искусство
адыгов.
Зарисовки орнаментов.
Посещение музея истории
Терского района.
Изделия из адыгской тесьмы.
2
2
2,5
1
1,5
2
1
1
Наблюдение.
Экскурсия.
Наблюдение.
Национальный орнамент.
2,5
2,5 Беседа.
Значение орнамента в
национальном декоративном
искусстве.
Адыгская тесьма в одежде горцев.
2
2
Беседа.
Практическая
значимость
адыгской тесьмы.
Виды национальных орнаментов:
2,5
2,5 Наблюдение.
растительный, животный, линейногеометрический.
IV. Азбука плетения адыгской тесьмы - 94,5ч.
Основные виды адыгской тесьмы.
Материалы, инструменты и
приспособления для басонных
плетений.
Функциональное применение
тесьмы на национальных костюмах.
Технология выполнения
трехпалой круглой тесьмы.
2
2
-
2,5
-
2,5
2
-
2
Беседа.
Наблюдение.
Беседа.
4.4
Техника выполнения трехпалой
круглой тесьмы.
2,5
1
1,5 Наблюдение.
4.5
Техника выполнения трехпалой
круглой тесьмы.
2,5
-
2,5 Беседа.
4.6
Технология выполнения
четырехпалой адыгской тесьмы.
2
-
4.7
Техника выполнения четырехпалой
адыгской тесьмы.
2,5
-
7
2
Беседа.
2,5 Беседа.
4.8
Техника выполнения четырехпалой
адыгской тесьмы.
2
-
2
4.9
Технология
выполнения
пятипалой круглой тесьмы.
Техника выполнения пятипалой
круглой тесьмы.
Практическая работа.
Техника выполнения пятипалой
круглой тесьмы.
Практическая работа.
Технология
выполнения
пятипалой плоской тесьмы.
Техника выполнения пятипалой
плоской тесьмы.
Техника выполнения пятипалой
плоской тесьмы.
Изготовление басонных изделий
для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская
тесьма.
Односторонняя тесьма.
Левосторонняя тесьма.
Техника плетения плоской тесьмы.
Односторонняя тесьма.
Левосторонняя тесьма.
Техника плетения односторонней
тесьмы.
Левосторонняя тесьма.
Изготовление басонных изделий
для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская
тесьма.
Односторонняя тесьма.
Правосторонняя тесьма
Техника плетения односторонней
тесьмы. Правосторонняя тесьма.
2,5
-
2,5
2
-
2
2,5
-
2
-
2
2,5
-
2,5
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2,5
1
1,5
Самостоятельная работа.
2
-
2
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20 Техника плетения односторонней
тесьмы. Правосторонняя тесьма.
4.21 Изготовление басонных изделий
для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Технология
8
Беседа.
Беседа.
Наблюдение.
2,5 Наблюдение.
Наблюдение.
Самостоятельная работа.
2,5
-
2,5
Самостоятельная работа.
2
-
2
Самостоятельная работа.
2,5
-
2
-
2
2,5
-
2,5
2,5 Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа.
Индивидуальная
работа.
4.22
4.23
4.24
4.25
4.26
и техника плетения семипалой
круглой тесьмы.
Техника плетения семипалой
круглой тесьмы.
Техника плетения семипалой
круглой тесьмы.
Техника плетения семипалой
круглой тесьмы.
Изготовление басонных изделий
для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Семипалая
плоская тесьма.
Техника и технология плетения
семипалой плоской тесьмы.
4.27 Техника и технология плетения
семипалой плоской тесьмы.
4.28 Изготовление басонных изделий
для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская
тесьма.
Раздваивающаяся тесьма.
4.29 Техника и технология плетения
раздваивающейся тесьмы.
4.30 Техника и технология плетения
раздваивающейся тесьмы.
4.31 Изготовление басонных изделий
для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Узоры из
раздваивающейся тесьмы.
4.32 Узоры из раздваивающейся тесьмы.
4.33 Изготовление басонных изделий
для плетения декоративных
орнаментальных узлов.
Плоская цветная тесьма. Варианты
плетения.
4.34 Техника и технология плетения
плоской цветной тесьмы. Варианты
плетения.
4.35 Изготовление басонных изделий
для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская
тесьма.
Переплетающаяся тесьма.
9
2
-
2
Индивидуальная работа.
2,5
-
2,5
Индивидуальная работа.
2
-
2
Индивидуальная работа.
2,5
1
2
-
2,5
-
2
1
2,5
-
2
-
2,5
1
1,5 Наблюдение.
2
Наблюдение.
2,5 Наблюдение.
1
Беседа.
2,5 Беседа.
2
Беседа.
1,5 Беседа.
2
2
Наблюдение.
2,5
2,5
Наблюдение.
2
2
Самостоятельная работа.
2,5
2,5
Самостоятельная работа.
Варианты плетения.
4.36 Техника и технология плетения
переплетающейся тесьмы.
2
2
Работа по
технологическим
картам, схемам.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
4.37 Изготовление басонных изделий
2,5
2,5
для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Пяти, семи
палые плетения.
Смешанная тесьма.
4.38 Техника и технология плетения
2
2
Самостоятельная работа.
пяти, семи палых плетений.
Смешанная тесьма.
4.39 Техника и технология плетения
2,5
2,5
Самостоятельная работа.
пяти, семи палых плетений.
Смешанная тесьма.
4.40 Техника и технология плетения
2
2
Самостоятельная работа.
пяти, семи палых плетений.
Смешанная тесьма.
4.41 Изготовление басонных изделий
2,5
2,5
Самостоятельная работа.
для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Пяти, семи
палые плетения.
Сливающаяся тесьма.
4.42 Техника и технология плетения
2
2
пяти, семи палых плетений.
Самостоятельная работа.
Сливающаяся тесьма.
V. Адыгские узоры - 38,5 ч.
5.1 Техника и технология выполнения 2,5
1
1,5
Беседа.
трехлепесткового узора. Варианты
выкладки узора.
5.2 Техника и технология выполнения
2
2 Наблюдение.
трехлепесткового узора. Варианты
выкладки узора.
5.3 Техника и технология выполнения 2,5
2,5 Наблюдение.
трехлепесткового узора в круге.
Варианты выкладки узора.
5.4 Техника и технология выполнения
2
2
Наблюдение.
трехлепесткового узора в круге.
Варианты выкладки узора.
5.5 Техника и технология выполнения 2,5
1
1,5
Наблюдение.
четырехлепестковой розетки.
5.6 Техника и технология выполнения
2
2
Работа по
четырехлепестковой розетки.
технологическим
картам, схемам.
10
Самостоятельная работа.
Техника и технология выполнения
пятилепескового узора.
Варианты выкладки узора.
5.8 Техника и технология выполнения
пятилепескового узора.
Варианты выкладки узора.
5.9 Техника и технология выполнения
шестилепесткового узора.
5.10 Техника и технология выполнения
семилепесткового узора.
5.7
1,5
Самостоятельная работа.
2
2
Самостоятельная работа.
2,5
2,5
Самостоятельная работа.
2
2
Объяснение.
Работа по
технологическим
картам, схемам.
Самостоятельная работа.
Наблюдение.
2,5
1
5.11 Техника и технология выполнения 2,5
2,5
семилепесткового узора. Варианты
выкладки узора.
5.12 Техника и технология выполнения
2
1
1
Самостоятельная работа.
восмилепестковой розетки.
Варианты выкладки .
5.13 Техника и технология выполнения 2,5
2,5
Беседа.
восмилепестковой розетки.
Варианты выкладки.
VI. Декоративное панно «Народные мотивы» из адыгских узоров - 9ч.
6.1 Подбор адыгской тесьмы,
2
2
Наблюдение.
необходимых для работы. Выкладка
основных узоров панно.
6.2 Подбор адыгской тесьмы,
2,5
2,5 Наблюдение.
необходимых для работы. Выкладка
основных узоров панно.
6.3 Подбор адыгской тесьмы,
2
2 Наблюдение.
необходимых для работы. Выкладка
вспомогательных узоров в панно.
6.4 Оформление панно «Народные
2,5
2,5
Выставка детских
мотивы».
работ.
VII. Выставка «Удивительный мир адыгских узоров» - 4,5ч.
7.1 Подготовка к выставке
2
2
Наблюдение.
«Удивительный мир адыгских
узоров».
7.2 Подготовка к выставке
2,5
2,5
Наблюдение.
«Удивительный мир адыгских
узоров».
VIII. Итоговое занятие - 2ч.
11
8.1
Выставка «Удивительный мир
адыгских узоров».
Итого:
2
162ч.
2
Выставка детских
работ.
32,5ч 129,5ч
Содержание учебного плана
Раздел I. Вводное занятие - 4,5 ч.
Тема 1.1 Вводное занятие. Общая характеристика прикладного искусства адыгов.
Виды басонных изделий. Материалы, инструменты и приспособления для
басонных плетений. Инструктаж по ОТ и ТБ - 2,5ч.
Теория: Знакомство обучающихся с программой и требованиями, а также с
видами деятельности на занятиях.
Беседа с детьми о правилах техники безопасности на занятиях и учреждении.
Тема 1.2 Народное и декоративно-прикладное искусство адыгов. Украшение
национальной одежды - 2ч.
Теория: Знакомство с народным и декоративно-прикладным искусством адыгов,
с украшением национальной одежды.
Раздел II. Древние образы в прикладном искусстве адыгов. Ремесло вчера,
сегодня и завтра - 2 ч.
Тема 2.1 Древние образы в прикладном искусстве адыгов. Ремесло вчера,
сегодня и завтра - 2 ч.
Теория: Знакомство с древними образами в прикладном искусстве адыгов.
Развитие речи, памяти, внимания.
Практика: Презентация: «Ремесло вчера, сегодня и завтра».
Раздел III. Основные виды прикладного искусства адыгов - 16 ч.
Тема 3.1 Виды прикладного искусства адыгов - 2,5ч.
Теория: Беседа и знакомство с основными видами прикладного творчества.
Просмотр презентации.
Тема 3.2 Орнаментальное искусство адыгов. Зарисовки орнаментов - 2ч.
Практика: Зарисовки орнаментов адыгов.
Тема 3.3 Посещение музея истории Терского района - 2,5ч.
Теория: Лекция «Этнопедметы в современном мире».
Практика: Экскурсия в музей истории Терского района.
Тема 3.4 Изделия из адыгской тесьмы - 2 ч.
Теория: Рассказ «Изделия из адыгской тесьмы».
Практика: Зарисовка символов, форм в изделиях из адыгской тесьмы.
Тема 3.5 Значение орнамента в национальном декоративном искусстве - 2,5ч.
12
Теория: Рассказ. Знакомство видами национального орнамента адыгов и их
значения. Адыгская тесьма в одежде горцев.
Тема 3.6 Адыгская тесьма в одежде горцев. Практическая значимость адыгской
тесьмы - 2ч.
Практика:
Рассказ демонстрация адыгской тесьмы в одежде горцев.
Практическая значимость адыгской тесьмы.
Тема 3.7 Виды национальных орнаментов: растительный, животный, линейногеометрический - 2,5ч.
Практика: Выполнение схем орнаментальных рядов по заданию.
Вырезание элементов орнаментов в адыгском стиле. Компоновка орнамента
на детали. Выполнение шаблона для выполнения аппликации.
Раздел IV. Азбука плетения адыгской тесьмы (94,5ч.)
Тема 4.1 Основные виды адыгской тесьмы. Материалы, инструменты и
приспособления для басонных плетений - 2ч.
Теория: Знакомство с азбукой плетения басонных изделий.
Тема 4.2 Функциональное применение тесьмы на национальных костюмах 2,5ч.
Теория: Знакомство с функциональным применением тесьмы на национальных
костюмах.
Тема 4.3 Технология выполнения трехпалой круглой тесьмы - 2ч.
Практика: Объяснение и показ последовательного выполнения басонного
изделия по схеме. Технология плетения.
Тема 4. 4 Техника выполнения трехпалой круглой тесьмы - 2,5ч.
Теория: Объяснение и показ последовательного выполнения басонного
изделия по схеме.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Трехпалая адыгская тесьма. Работа в мини группах
по технологическим картам, схемам.
Тема 4. 5 Техника выполнения четырехпалой адыгской тесьмы - 2,5 ч.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Трехпалая адыгская тесьма. Работа в мини группах
по технологическим картам, схемам.
Тема 4. 6 Технология выполнения четырехпалой адыгской тесьмы - 2 ч.
Теория:
Знакомство с технологией выполнения четырехпалой адыгской
тесьмы.
Объяснение
и показ последовательного выполнения басонного изделия
по схеме.
13
Тема 4.7 Техника выполнения четырехпалой адыгской тесьмы.- 2,5ч.
Практика: Освоение навыков четырех палой адыгской тесьмы. Работа в мини
группах по технологическим картам, схемам.
Тема 4.8 Техника выполнения четырехпалой адыгской тесьмы - 2ч.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Освоение навыков плетения четырехпалой адыгской
тесьмы. Работа в мини группах. по технологическим картам, схемам.
Тема 4.9 Технология выполнения пятипалой круглой тесьмы - 2,5ч.
Теория: Объяснение и
показ последовательного выполнения басонного
изделия
по схеме.
Тема 4.10 Техника плетения пятипалой круглой тесьмы - 2ч.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Работа в мини группах по технологическим картам,
схемам.
Тема 4.11 Техника выполнения пятипалой круглой тесьмы.
Практическая работа - 2,5ч.
Практика: Освоение техники плетения пятипалой круглой тесьмы.
Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Работа в мини группах по технологическим картам,
схемам.
Тема 4.12 Техника выполнения пятипалой круглой тесьмы - 2ч.
Практика: Объяснение и показ последовательного выполнения басонного
изделия по схеме.
Тема 4.13 Техника выполнения пятипалой круглой тесьмы - 2,5ч.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Работа по технологическим картам, схемам.
Тема 4.14 Техника выполнения пятипалой круглой тесьмы - 2 ч.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Работа по технологическим картам, схемам.
Тема 4.15 Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская тесьма. Односторонняя тесьма. Левосторонняя
тесьма - 2,5 ч.
Теория: Объяснение и показ последовательного выполнения басонного
изделия по схеме.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская тесьма. Односторонняя тесьма.
Левосторонняя тесьма. Работа по технологическим картам, схемам.
14
Тема 4.16 Техника плетения плоской тесьмы. Односторонняя тесьма.
Левосторонняя тесьма - 2ч.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская тесьма. Односторонняя тесьма.
Левосторонняя тесьма. Работа по технологическим картам, схемам.
Тема 4.17 Техника плетения односторонней тесьмы Левосторонняя тесьма 2,5ч.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения
декоративных
орнаментальных узлов. Работа по технологическим
картам, схемам.
Тема 4.18 Техника плетения односторонней тесьмы. Левосторонняя
Тесьма - 2ч.
Практика: Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Работа по технологическим картам, схемам.
Тема 4.19 Техника плетения односторонней тесьмы. Правосторонняя тесьма 2,5ч.
Практика: Освоение навыков плетения плоской тесьмы правосторонней
тесьмы. Работа по технологическим картам, схемам.
Тема 4.20
Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Технология и техника плетения семипалой круглой
тесьмы - 2ч.
Практика: Освоение навыков техники плетения плоской тесьмы
правосторонней тесьмы. Работа по технологическим картам, схемам.
Тема 4.21
Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов - 2,5 ч.
Практика: Освоение навыков плетения семипалой круглой тесьмы. Работа
по технологическим картам, схемам. Индивидуальная работа.
Тема 4.22 Техника плетения семипалой круглой тесьмы - 2ч.
Практика: Освоение навыков плетения семипалой круглой тесьмы.
Работа по
технологическим картам, схемам. Индивидуальная работа.
Тема 4.23 Техника плетения семипалой круглой тесьмы - 2,5ч.
Практика: Освоение навыков плетения семипалой круглой тесьмы.
Работа
по технологическим картам, схемам. Индивидуальная работа.
Тема 4.24 Техника плетения семипалой круглой тесьмы - 2ч.
Практика: Освоение навыков плетения семипалой круглой тесьмы.
Работа по технологическим картам, схемам. Индивидуальная работа.
Тема 4.25 Изготовление басонных изделий для плетения
15
декоративных
орнаментальных узлов - 2,5ч.
Теория: Знакомство с технологией басонных изделий для плетения
декоративных
орнаментальных узлов.
Практика: Освоение навыков плетения семипалой плоской тесьмы. Работа
по технологическим картам,
схемам. Индивидуальная работа.
Тема 4.26 Техника и технология плетения семипалой плоской тесьмы - 2ч.
Практика: Выполнение работы по технологическим картам, схемам.
Индивидуальная работа.
Тема 4.27 Техника и технология плетения семипалой плоской тесьмы. 2,5ч.
Практика: Техника плетения семипалой плоской тесьмы. Работа по
технологическим картам, схемам. Индивидуальная работа.
Тема 4.28 Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская тесьма. Раздваивающаяся тесьма - 2ч.
Теория: Знакомство с басонными изделиями для плетения декоративных
орнаментальных узлов.
Практика: Индивидуальная работа по схеме плетения и выкладки
раздваивающейся тесьмы.
Тема 4.29 Техника и технология плетения раздваивающейся тесьмы - 2,5ч.
Практика: Работа по технологическим картам, схемам.
Индивидуальная работа.
Тема 4.30 Техника и технология плетения раздваивающейся тесьмы - 2ч.
Практика: Освоение навыков плетения по технологическим картам,
схемам. Индивидуальная работа.
Тема 4.31 Изготовление басонных изделий для плетения
декоративных орнаментальных узлов. Узоры из раздваивающейся тесьмы - 2,5ч.
Теория: Знакомство с изготовлением басонных изделий для плетения
декоративных орнаментальных узлов.
Практика: Освоение навыков плетения раздваивающейся тесьмы.
Работа по технологическим картам, схемам. Парная работа.
Тема 4.32 Узоры из раздваивающей тесьмы - 2ч.
Практика: Выполнение узора из раздваивающейся тесьмы. Работа по
технологическим картам, схемам. Парная работа.
Тема 4.33 Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская цветная тесьма. Варианты плетения - 2,5ч.
Практика: Выполнение плоской цветной тесьмы. Варианты плетения.
Видеоролик.
Тема 4. 34 Техника и технология плетения плоской цветной тесьмы.
Варианты плетения - 2ч.
16
Практика. Освоение навыков плетения плоской цветной тесьмы по
технологическим картам, схемам. Самостоятельная работа.
Тема 4.35 Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Плоская тесьма. Переплетающаяся тесьма.
Варианты плетения - 2,5ч.
Практика: Выполнение переплетающейся тесьмы. Работа в мини группах
по технологическим картам, схемам. Самостоятельная работа.
Тема 4.36 Техника и технология плетения переплетающейся тесьмы - 2ч.
Практика: Освоение навыков плетения
по технологическим картам,
схемам. Самостоятельная работа.
Тема 4.37 Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Пяти, семи палые плетения. Смешанная тесьма - 2,5ч.
Практика: Выполнение пяти, семи палой смешанной тесьмы по схемам.
Тема 4.38 Техника и технология плетения пяти, семи палых плетений.
Смешанная тесьма - 2ч.
Практика: Выполнение пяти, семи палой смешанной тесьмы по схемам.
Тема 4.39
Техника и технология плетения пяти, семи палых плетений.
Смешанная тесьма - 2,5ч.
Практика: Выполнение пяти, семи палой смешанной тесьмы по схемам.
Тема 4.40 Техника и технология плетения пяти, семи палых плетений.
Смешанная тесьма - 2ч.
Практика: Выполнение пяти, семи палой смешанной тесьмы по схемам.
Тема 4.41
Изготовление басонных изделий для плетения декоративных
орнаментальных узлов. Пяти, семи палые плетения. Сливающаяся тесьма - 2,5ч.
Практика: Выполнение пяти, семи палой сливающейся тесьмы по схемам.
Тема: 4.42 Техника и технология плетения пяти, семи палых плетений.
Сливающаяся тесьма - 2 ч.
Практика: Выполнение пяти, семи палой сливающейся тесьмы по схемам.
Раздел V. Адыгские узоры - 38,5 ч.
Тема 5.1
Техника и технология выполнения трехлепесткового узора.
Варианты выкладки узора - 2,5ч.
Практика: Выполнение пяти, семи палой сливающейся тесьмы по схемам.
Тема 5.2
Техника и технология выполнения трехлепесткового узора.
Варианты выкладки узора - 2ч.
Практика: Выполнение трехлепесткового узора по схеме. Варианты выкладки
узора.
17
Тема 5.3
Техника и технология выполнения трехлепесткового узора.
Варианты выкладки узора в круге. Варианты выкладки узора - 2,5 ч.
Практика: Выполнение трехлепесткового узора по схеме. Варианты выкладки
узора.
Тема 5.4 Техника и технология выполнения трехлепесткового узора. Варианты
выкладки узора в круге. Варианты выкладки узора - 2ч.
Практика: Выполнение трехлепесткового узорав круге по схеме. Варианты
выкладки узора.
Тема 5.5 Техника и технология выполнения четырехлепестковой розетки - 2,5ч.
Практика: Выполнение четырехлепестковой розетки по схеме. Варианты
выкладки узора.
Тема 5.6 Техника и технология выполнения четырехлепестковой розетки - 2ч.
Практика:. Выполнение четырехлепестковой розетки по схеме.
Варианты выкладки розетки.
Тема 5.7 Техника и технология выполнения пятилепесткового узора. Варианты
выкладки узора - 2,5ч.
Теория: Знакомство с техникой и технологией выполнения пятилепесткового
узора.
Практика: Освоение навыков выполнения пятилепесткового узора.
Тема 5.8 Техника и технология выполнения пятилепесткового узора. Варианты
выкладки узора. 2ч.
Практика: Выполнение пятилепесткового узора по технологической карте.
Тема 5.9 Техника и технология выполнения шестилепесткового узора- 2,5ч.
Практика: Выполнение шестилепесткового узора по технологической карте.
Тема 5.10 Техника и технология выполнения семилепесткового узора. Варианты
выкладки - 2ч.
Практика: Выполнение семилепесткового узора по технологической карте.
Тема 5.11 Техника и технология выполнения семилепесткового узора. Варианты
выкладки - 2,5ч.
Практика: Выполнение семилепесткового узора по технологической карте.
Тема 5.12
Техника и технология выполнения восьмилепесткового узора.
Варианты выкладки - 2ч.
Теория: Знакомство с технологией восьмилепесткового узора.
Практика: Выполнение восьмилепесткового узора по технологической карте.
18
Тема 5.13 Техника и технология выполнения восьмилепесткового узора.
Варианты выкладки - 2,5ч.
Практика: Выполнение восмилепестковой розетки по технологической карте.
Раздел VI. Декоративное панно «Народные мотивы» из адыгских узоров
(9ч.)
Тема 6.1
Подбор адыгской тесьмы, необходимых для работы. Выкладка
основных узоров панно - 2ч.
Практика: Выполнение основных узоров панно «Народные мотивы» из адыгских
узоров. Подбор инструментов и материалов для панно.
Тема 6.2 Подбор адыгской тесьмы, необходимых для работы. Выкладка
основных узоров панно - 2,5ч.
Практика: Подбор инструментов и материалов для панно. Выполнение основных
узоров панно «Народные мотивы» из адыгских узоров.
Тема 6.3 Подбор адыгской тесьмы, необходимых для работы.
Выкладка вспомогательных узоров панно - 2ч.
Практика: Подбор инструментов и материалов для панно. Выполнение
вспомогательных узоров панно «Народные мотивы» из адыгских узоров.
Тема 6.4 Оформление панно «Народные мотивы» - 2,5
Практика: Выполнение оформления панно.
Раздел VII. Выставка «Удивительный мир адыгских узоров» - 4,5ч
Тема 7.1 Подготовка к выставке «Удивительный мир адыгских узоров» - 2ч.
Практика: Оформление панно «Удивительный мир адыгских узоров»
Тема 7. 2 Подготовка к выставке «Удивительный мир адыгских узоров» - 2,5ч.
Практика: Оформление панно «Удивительный мир адыгских узоров»
Раздел VIII. Итоговое занятие - 2ч.
Тема 8.1 Выставка «Удивительный мир адыгских узоров» - 2ч.
Практика: Итоговое занятие. Выставка «Удивительный мир адыгских
узоров».
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
• сформированы понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки
19
результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере
зависит от него самого;
• развита уверенность в себе и самостоятельность;
• сформированы у детей интерес к прикладному творчеству адыгов;
• первоначальные знания и умения в области прикладного творчества
(плетение, выкладка орнамента)
Предметные:
У обучающихся будет/будут:
• развиты творческие способности;
• знания о произведениях адыгского прикладного искусства;
• развито эстетическое восприятие произведений народного искусства,
творческое воображение средствами прикладного искусства;
• развита познавательная активность и любознательность;
• развиты познавательные процессы (образное и пространственное
мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие);
• развита мелкая моторика рук, координация движений.
Метапредметные:
У обучающихся будет/будут:
• сформированы умения классифицировать и группировать различные
объекты по заданным или установленным признакам;
• сформированы навыки здорового и безопасного образа жизни.
20
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
1 год
обучения
(уровень
образования)
1 год
обучения
(базовый)
Дата
Дата
начала
окончания
обучения
обучения
по
по
программе программе
15.09.2024 31.05.2024
Всего
учебных
недель
Всего
учебных
часов
Режим
занятий
36
162
2раза в
неделю
по 2 / 2,5
ч
Условия реализации программы.
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»).
Предметно-развивающая среда соответствует интересам и
потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются
материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим
условиям.
Кадровое обеспечение.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также
прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Формы аттестации / контроля:
Формы аттестации:
• беседа;
• наблюдение;
• тестирование;
• выставка детских работ;
• самостоятельная работа;
• экскурсия;
• индивидуальная работа.
Оценочные материалы:
• тесты;
• карточки-задания;
21
• карты (индивидуальные, диагностические).
Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и
результаты мониторинга находится в папке у педагога).
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт
обучающийся может набрать по 1 баллу.
6-7 баллов – работа выполнена безупречно,
4-5 баллов - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, но
имеется маленький изъян.
3-4 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в схеме
плетения, не качественная тесьма.
Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:
• учебный кабинет;
• столы;
• стулья;
• стеллаж;
• информационные стенды;
• компьютер;
• дидактические материалы.
Методы работы.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы работы:
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация,
практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации
и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля,
проблемно- поисковый, ситуационный, экскурсии.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
• дополнительная общеразвивающая программа;
• методическая и учебная литература;
• плакаты по цветоведению (цветовой круг, контрастные цвета, сближенные
цвета);
• наглядный материал;
• тематические презентации;
• дидактический материал;
• электронные образовательные ресурсы;
• интернет-ресурсы.
Виды контроля: входящая, промежуточная и итоговая диагностики.
22
Методическое и дидактическое обеспечение:
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
учебно-методическая литература;
плакаты с цветовыми схемами и системами;
репродукции, фотографии, картинки с изображением композиций, поделок и
т.д.;
• различные рисунки, шаблоны;
• презентации к занятиям;
• образцы работ;
• схемы, таблицы;
• Интернет-ресурсы.
Учебно-методическое обеспечение включают в себя:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, частично-поисковый, проектный.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое
обучение,
дифференцированного обучения, коллективной творческой
деятельности.
Индивидуальное обучение– это форма работы на занятиях, которая предполагает,
что каждый учащийся получает задание для самостоятельного выполнения,
специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и
возможностями.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного
сотрудничества детей, активное включение каждого учащегося в учебный процесс.
Главное условие групповой работы заключатся в том, что не посредственное
взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное условие для всех,
обеспечивает взаимопонимание между учащимися.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при
котором педагог работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у
них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Коллективная творческая деятельность - это организация совместной
деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном
творчестве, планировании и анализе результатов.
•
•
•
•
Здоровьесберегающие технологии.
1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом
занятии проводятся физминутки для глаз, ритмические паузы, с музыкальным
сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить,
может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную
систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ,
активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе
надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка.
3. Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов. Кабинет для
23
занятий оборудован столами и стульями по росту обучающихся и физическими
характеристиками, компьютером и различными инструментами и материалами,
необходимыми для занятий по прикладному искусству адыгов.
4 Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной работы
образовательной программы внесены:
• викторина «Здоровый образ жизни»;
• «Как организовать свой день? Режим»(игра) и др.
5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Младший школьный
возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий
по прикладным искусством адыгов мышцы рук напрягаются и развиваются. Так
как одинаковое напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть
направлены на симметричное расслабление одних мышц и напряжение других.
Только так можно помочь организму в формировании правильной осанки.
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, защита проектов,
конкурс, конференция, круглый стол, мастер- класс, наблюдение, открытое
занятие, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия.
Тематика и формы методических материалов: цветовой круг, контрастные
цвета, сближенные цвета.
Дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные,
технологические карты, задания, образцы изделий.
Алгоритм учебного занятия
I. Организационная часть.
Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3 минуты)
II. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут)
Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут.
Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут)
Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут).
III. Физкультминутка.
IV. Практическая часть (20-30 минут)
V. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
VI. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут)
VII.Заключительная часть (6-8 минут).
Критерии оценки результатов освоения
программы
Параметры
Низкий
0%30%
Средний
31%-60%
Уровень теоретических знаний
Обучающийся знает Обучающийся
Теоретические изученный материал. знает изученный
Изложение
материал, но для
знания
24
Высокий
61%-100%
Обучающийся знает
изученный материал.
Может дать
Работа с
инструмента
ми, техника
безопасности
материала
полного раскрытия
сбивчивое,
темы требуется
требующее
дополнительные
корректировки
вопросы
наводящими
вопросами
Уровень практических навыков и
умений
Требуется контроль Требуется
педагога за
периодическое
выполнением
напоминание о
правил по
том, как работать
технике безопасности с инструментами
Не можети зготовить
изделие по образцу
без помощи
педагога
Может
изготовить
изделие (поделку,
рисунок,
аппликацию) по
образцу
при
подсказке педагога
Степень
Требуются
Нуждаетсяв
самостоятельнос постоянные
пояснении
ти изготовления пояснения педагога последовательност
изделия
при изготовлении и и работы, но
выполнении
способен после
Объяснения к
самостоятельным
действиям
Способность
изготовления
изделия
(поделки,
рисунка,
аппликации)
25
логически
выдержанный
ответ,
демонстрирующий
полное
владение
материалом
Четкои
безопасно
работает с
инструментами,
хорошо
знает технику
безопасности
Способен
самостоятельно
изготовить изделие
(рисунок, поделку,
аппликацию)по
заданным образцам
Самостоятельно
выполняет
работу
при
выполнении
изделия (поделки,
рисунка,
аппликации)
Список литературы литературы для педагогов
1. Аталиков В.М. «Культура народов Кабардино-Балкарии», Нальчик, 1997.
2. Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик. 2005.
3. Альборова Л.И. Адыгская этика и первичная социализация в традиционной
системе воспитания.. Нальчик.2002г
4. Бекалдиев М.Д. История Кабардино- Балкарии. Нальчик, 2003.
5. Золотарева И. С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и
ответах.
Нальчик, 2003.
6. Карданова М.М., Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев А.Р. «Контрольнопроверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР»,
Нальчик,
2004г.
7. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994
8. Кишев Х.С. Адыгская тесьма в ДПИ КБР. Нальчик. 1997г.
9. Кишев Х.С. Декоративно-прикладное творчество КБР. Учебное пособие.
10. Кишев А.С. Народные промыслы адыгов (Техника и технология).
Нальчик. 2009г.
11. Мамхегова Р Очерки об адыгском этикете..Нальчик .1993г.
12. Наков Ф. Тхыпхъэ: Адыгская( черкесская) знаковая система. Нальчик,
13. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. Н. 2000 г.
14. Теучеж Н.К. Золотошвейное искусство адыгов. М.: 2005.
15. Цыпинов А.Орнаменты Северного Кавказа. Нальчик. 1999г.
Список литературы для обучающихся
1. В.М. Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г.
2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХII – ХIХ вв.
Нальчик, 1974.
3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры.- М. 1992.
4. Арутюнов С.А. Народы и культура. - МЛ 989.
5. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.
6. Думэн Хь. Адыгэхэм я дауэдапщэхэр // Вестник ИГИ правительства КБР и
КБНЦ
РАН, вып. II. Нальчик, 2004. С. 27-45.
7. Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1962.
8. Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик,
1994.
Интернет-источники:
1. https://any-book.ru/book/show/id/657477
2. https://infourok.ru/prezentaciya-po-iskusstvu-na-temu-prikladnoe-iskusstvoadigov-716120.html
3. https://www.nbcrs.org/regions/kabardino-balkarskaya-respublika/narodnyepromysla-i-remesla
4. https://adyg-museum.ru/ru/exhibition/narodnoe-iskusstvo-adygov-istoriya-isovremennost/
26
Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2024-2025 учебный год
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Прикладное искусство адыгов»
Уровень программы: базовый.
Адресат: обучающиеся от 8 до 12 лет.
Год обучения: 1-ый год обучения.
Автор-составитель: Хамокова Мадина Назировна, педагог дополнительного
образования
г.п.Терек, 2024г.
27
Дополнительная общеразвивающая программа «Прикладное искусство адыгов»
представляет собой систему развития, основой которой является
интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности,
развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные
интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального
развития детей, адаптации к жизни.
Программа отражает преемственность и развитие художественных традиций,
высвечивает тонкую связующую нить времен и поколений мастеров-хранителей
бесценного художественного наследия. В настоящее время этот вид искусства
является исчезающим, все меньше мастеров владеют секретами старинного
золотошвейного искусства, но не смотря на всю сложность, трудоемкость
наблюдается устойчивый интерес детей к прикладным и творческим видам
деятельности. Данная программа курса направлена на создание условий для
развития этнокультурной компетентности и предполагает освоение учащимися
утраченных традиционных техник и технологии основ золотошвейного адыгского
ремесла.
Задачи программы:
Личностные:
• сформировать понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки
результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере
зависит от него самого;
• способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
• развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
• формировать у детей интерес к прикладному творчеству адыгов;
• способствовать освоению первоначальных знаний и умений в области
прикладного творчества (плетение, выкладка орнамента).
Предметные:
• развить творческие способности;
• познакомить с произведениями адыгского прикладного искусства;
• Развить эстетическое восприятие произведений народного искусства,
творческое воображение, обогатить их духовную культуру
средствами прикладного искусства;
• развить познавательную активность и любознательность;
• развить познавательные процессы (образное и пространственное мышление,
творческое воображение, внимание, память, восприятие);
• развить мелкую моторику рук, координацию движения.
Метапредметные:
• научить классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты
по заданному или установленному признаку;
сформировать навыки здорового и безопасного образа жизни
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
У обучающихся будет/будут:
28
• сформированы понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки
результатов своей деятельности и того, что успех в значительной мере
зависит от него самого;
• развита уверенности в себе и самостоятельности;
• сформированы у детей интерес к прикладному творчеству адыгов;
• освоили первоначальные знания и умения в области прикладного
творчества (плетение, выкладка орнамента).
Предметные результаты:
У обучающихся будет/будут:
• развиты творческие способности;
• ознакомлены с произведениями адыгского прикладного искусства;
• развито эстетическое восприятие произведений народного искусства,
творческое воображение средствами прикладного искусства;
• развита познавательную активность и любознательность;
• развиты познавательные процессы (образное и пространственное
мышление, творческое воображение, внимание, память, восприятие);
• развита мелкая моторика рук, координация движений.
Метапредметные:
У обучающихся будет/будут:
• классифицировать, сравнивать и группировать различные объекты по
заданному или установленным признакам;
• сформированы навыки здорового и безопасного образа жизни.
29
Календарно-тематический план
№
Дата занятия
по
по
плану
факту
I.
1.1
1.2
2.1
3.1
3.2
Наименование раздела, темы
Вводное занятие
Вводное занятие. Общая характеристика
прикладного искусства адыгов. Виды
басонных изделий. Материалы,
инструменты и приспособления для
басонных плетений.
Инструктаж по ОТ и ТБ.
Кол
-во
часо
в
Содержание деятельности
теоретическая часть
практическая
занятия
часть занятия
Вводное занятие.. Общая
характеристика
декоративно-прикладного
искусства адыгов. Виды
басонных
изделий.
Материалы, инструменты и
приспособления
для
басонных плетений.
Народное и декоративно-прикладное
2 Беседа с детьми о правилах
искусство адыгов. Украшение национальной
техники безопасности на
одежды.
занятиях и учреждении.
Знакомство обучающихся с
программой и
требованиями, а также с
видами деятельности на
занятиях.
II. Древние образы в прикладном искусстве адыгов. Ремесло вчера, сегодня и завтра. (2,5 ч.)
2,5
Древние образы в прикладном искусстве
адыгов. Ремесло вчера, сегодня и завтра.
2,5 Беседа. Народное и
декоративно-прикладное
искусство адыгов.
Украшение национальной
одежды.
III. Основные виды прикладного искусства адыгов. (16 ч.)
Виды прикладного искусства адыгов.
2
Беседа и знакомство с
основными
видами
прикладного творчества.
Просмотр презентации.
Орнаментальное искусство адыгов.
2,5
Форма
аттестации/
контроля
Ознакомит
ельная
беседа
Беседа
Беседа
Беседа.
Орнаментальное
Наблюдение.
Зарисовки орнаментов.
3.3
Посещение музея истории Терского
района.
2
Лекция «Этнопедметы в
современном мире».
3.4
Изделия из адыгской тесьмы.
2,5
Рассказ «Изделия из
адыгской тесьмы».
2
Рассказ. Знакомство
видами национального
орнамента адыгов и их
значения. Адыгская тесьма
в одежде горцев.
3.5
Национальный орнамент.
Значение орнамента в национальном
декоративном искусстве.
3.6
Адыгская тесьма в одежде горцев.
Практическая значимость адыгской
тесьмы.
3.7
4.1
Виды национальных орнаментов:
растительный, животный, линейногеометрический.
2,5
2
IV. Азбука плетения адыгской тесьмы (94,5ч.)
Основные виды адыгской тесьмы.
2,5 Знакомство с азбукой
Материалы, инструменты и приспособления
плетения басонных
31
искусство адыгов.
Зарисовки орнаментов.
Экскурсия в музей
истории Терского
района.
Символы, формы и цвета
в изделиях из адыгской
тесьмы.
Экскурсия.
Наблюдени
е.
Беседа.
Рассказ. Адыгская тесьма
Беседа.
в одежде горцев.
Практическая значимость
адыгской тесьмы.
Виды национальных
Наблюдение.
орнаментов.
Орнаментация в
прикладном
искусстве адыгов.
Выполнение схем
орнаментальных рядов
по заданию.
Вырезание элементов
орнаментов в адыгском
стиле. Компоновка
орнамента
на детали.
Выполнение шаблона
для выполнения
аппликации.
Беседа.
4.2
для басонных плетений.
Функциональное применение тесьмы на
национальных костюмах.
2
4.3
Технология выполнения трехпалой
круглой тесьмы.
4.4
Техника выполнения трехпалой круглой
тесьмы.
2
4.5
Техника выполнения трехпалой круглой
тесьмы.
2,5
изделий.
Функциональное
применение тесьмы на
национальных костюмах.
2,5
4.6
Технология выполнения четырехпалой
адыгской тесьмы.
4.7
Техника выполнения четырехпалой
адыгской тесьмы.
2,5
4.8
Техника выполнения четырехпалой
адыгской тесьмы.
2
2
32
Объяснение и показ
последовательного
выполнения басонного
изделия по схеме.
Знакомство с технологией
выполнения четырехпалой
адыгской тесьмы.
Наблюдение.
Объяснение и показ
последовательного
выполнения басонного
изделия по схеме.
Технология плетения.
Изготовление басонных
изделий для плетения
декоративных
орнаментальных узлов.
Трехпалая адыгская
тесьма.
Изготовление басонных
изделий для плетения
декоративных
орнаментальных
узлов. Трехпалая
адыгская тесьма
Освоение навыков
четырех палой адыгской
тесьмы
Освоение навыков
четырех палой адыгской
тесьмы
Изготовление басонных
изделий для плетения
декоративных
орнаментальных узлов.
Освоение навыков
плетения
четырехпалой
адыгской тесьмы.
Беседа.
Наблюдение.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
Технология выполнения пятипалой
круглой тесьмы.
Техника выполнения пятипалой круглой
тесьмы. Практическая работа.
Техника выполнения пятипалой круглой
тесьмы.
Практическая работа.
Технология
выполнения
плоской тесьмы.
пятипалой
Техника выполнения пятипалой плоской
тесьмы.
2,5
2
2,5
2
2,5
33
Знакомство с технологией
выполнения пятипалой
круглой тесьмы.
Объяснение.
Показ последовательного
выполнения басонного
изделия по схеме.
Беседа.
Выполнение плетения
пятипалой
круглой
тесьмы. Изготовление
басонных изделий для
плетения декоративных
орнаментальных узлов.
Освоение техники
плетения пятипалой
круглой тесьмы.
Изготовление
басонных изделий для
плетения декоративных
орнаментальных узлов.
Изучение и выполнение
плетения
плоской
тесьмы. Изготовление
басонных изделий для
плетения декоративных
орнаментальных узлов.
Выполнение
плоской
односторонней тесьмы.
Выполнение
левосторонней тесьмы.
.
Наблюдение.
Выполнение плетения
пятипалой плоской
тесьмы. Изготовление
басонных изделий для
Самостояте
льная
работа.
Наблюдение.
Наблюдение.
4.14
Техника выполнения пятипалой плоской
тесьмы.
2
Объяснение
и
показ
последовательного
выполнения басонного
изделия по схеме.
.
4.15
Изготовление басонных изделий для
плетения декоративных орнаментальных
узлов. Плоская тесьма.
Односторонняя тесьма. Левосторонняя
тесьма.
4.16
Техника плетения плоской тесьмы.
Односторонняя тесьма. Левосторонняя
тесьма.
4.17
Техника плетения односторонней тесьмы.
Левосторонняя тесьма.
2,5
2
2,5
34
плетения декоративных
орнаментальных узлов.
Изучение и выполнение
плетения плоской
тесьмы. Изготовление
басонных изделий для
плетения декоративных
орнаментальных узлов.
Выполнение плоской
односторонней тесьмы.
Выполнение
левосторонней тесьмы.
Изучение и выполнение
плетения
плоской
тесьмы. Изготовление
басонных изделий для
плетения декоративных
орнаментальных узлов.
Выполнение
плоской
односторонней тесьмы.
Выполнение
левосторонней тесьмы.
Изучение и выполнение
плетения плоской
тесьмы. Изготовление
басонных изделий для
плетения декоративных
орнаментальных узлов.
Выполнение плоской
односторонней тесьмы.
Выполнение
левосторонней тесьмы.
Изготовление басонных
изделий для плетения
декоративных
орнаментальных узлов.
Самостояте
льная
работа.
Самостояте
льная
работа.
Самостояте
льная
работа.
Самостояте
льная
работа.
Выполнение плоской
односторонней тесьмы.
Выполнение
правосторонней
тесьмы.
Освоение техники
плетения плоской
тесьмы правосторонней
тесьмы.
4.18
Изготовление басонных изделий для
плетения декоративных орнаментальных
узлов. Плоская тесьма.
Односторонняя тесьма. Правосторонняя
тесьма
2
4.19
Техника плетения односторонней тесьмы.
Правосторонняя тесьма.
2,5
Освоение техники
плетения плоской
тесьмы правосторонней
тесьмы.
Индивидуаль
ная работа.
4.20
Техника плетения односторонней тесьмы.
Правосторонняя тесьма.
2
Индивидуаль
ная работа.
4.21
Изготовление басонных изделий для
плетения декоративных орнаментальных
узлов. Технология и техника плетения
семипалой круглой тесьмы.
2,5
Изготовление басонных
изделий для плетения
декоративных
орнаментальных узлов.
Освоение техники
плетения семипалой
круглой тесьмы.
Освоение техники
плетения семипалой
круглой тесьмы.
.
4.22
Техника плетения семипалой круглой
тесьмы.
2
4.23
Техника плетения семипалой круглой
тесьмы.
2,5
35
Самостояте
льная
работа.
Индивидуа
льная
работа.
Освоение техники
плетения семипалой
круглой тесьмы.
Индивидуа
льная
работа.
Освоение навыков
техники плетения
семипалой круглой
тесьмы.
Индивидуа
льная
работа.
4.24
Техника плетения семипалой круглой
тесьмы.
4.25
Изготовление басонных изделий для
плетения декоративных орнаментальных
узлов. Семипалая плоская тесьма.
4.26
2
Знакомство с технологией
изготовления басонных
изделий для плетения
декоративных
орнаментальных узлов.
Освоение навыков
плетения семипалой
плоской тесьмы.
Индивидуа
льная
работа.
2,5
Выполнение плетения
семипалой плоской
тесьмы.
Наблюдение.
Техника и технология плетения семипалой
плоской тесьмы.
2
Выполнение плетения
семипалой плоской
тесьмы.
Наблюдение.
4.27
Техника и технология плетения семипалой
плоской тесьмы.
2,5
Выполнение и выкладка
тесьмы по схеме.
Наблюдение.
4.28
Изготовление басонных изделий для
плетения декоративных орнаментальных
узлов. Плоская тесьма.
Раздваивающаяся тесьма.
Техника и технология плетения
раздваивающейся тесьмы.
Освоение навыков
плетения
раздваивающейся
тесьмы.
Техника и технология
плетения
раздваивающейся
тесьмы.
Техника и технология
плетения
раздваивающейся
тесьмы.
Беседа.
Выполнение узоров из
раздваивающейся
тесьмы.
Беседа.
4.29
4.30
Техника и технология плетения
раздваивающейся тесьмы.
4.31
Изготовление басонных изделий для
плетения декоративных орнаментальных
узлов. Узоры из раздваивающейся тесьмы.
Знакомство с
изготовлением басонных
изделий для плетения
декоративных
орнаментальных узлов.
2
2,5
2
2,5
36
Знакомство с
изготовлением басонных
изделий для плетения
декоративных
орнаментальных узлов.
Узоры из
раздваивающейся тесьмы.
Беседа.
Беседа.
4.32
Узоры из раздваивающейся тесьмы.
4.33
Изготовление басонных изделий для
плетения декоративных орнаментальных
узлов.
Плоская цветная тесьма. Варианты
плетения.
Техника и технология плетения плоской
цветной тесьмы. Варианты плетения.
2,5
Изготовление басонных изделий для
плетения декоративных орнаментальных
узлов. Плоская тесьма.
Переплетающаяся тесьма. Варианты
плетения.
Техника и технология плетения
переплетающейся тесьмы.
2,5
2
Техника и технология
плетения
переплетающейся
тесьмы.
Изготовление басонных изделий для
плетения декоративных орнаментальных
узлов. Пяти, семи палые плетения.
Смешанная тесьма.
Техника и технология плетения пяти, семи
палых плетений.
Смешанная тесьма.
Техника и технология плетения пяти, семи
палых плетений.
Смешанная тесьма.
Техника и технология плетения пяти, семи
палых плетений.
2,5
Выполнение пяти, семи
палой
смешанной
тесьмы по схемам.
2
Выполнение пяти, семи
палой смешанной
тесьмы по схемам.
Выполнение пяти, семи
палой смешанной
тесьмы по схемам.
Выполнение пяти, семи
палой смешанной
4.34
4.35
4.36
4.37
4.38
4.39
4.40
2
2
2,5
2
37
Выполнение плоской
цветной тесьмы.
Варианты плетения.
Видеоролик.
Освоение навыков
плетения плоской
цветной тесьмы.
Наблюдение.
Выполнение
переплетающейся
тесьмы.
Техника и технология
плетения
переплетающейся
тесьмы.
Самостояте
льная
работа.
Самостояте
льная
работа.
Наблюдение.
Работа по
технологичес
ким картам,
схемам.
Самостоятел
ьная работа.
Самостоятел
ьная работа.
Самостоятел
ьная работа.
Самостоятел
ьная работа.
Самостоятел
ьная работа.
4.41
4.42
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
Смешанная тесьма.
Изготовление басонных изделий для
2,5
плетения декоративных орнаментальных
узлов. Пяти, семи палые плетения.
Сливающаяся тесьма.
Техника и технология плетения пяти, семи
2
палых плетений.
Сливающаяся тесьма.
V. Адыгские узоры (38,5 ч.)
Техника и технология выполнения
2,5 Знакомство с техникой и
трехлепесткового узора. Варианты
технологией выполнения
выкладки узора
узора. Изучение схем по
выполнению узора.
Техника и технология выполнения
2
трехлепесткового узора. Варианты
выкладки узора.
Техника и технология выполнения
2,5
трехлепесткового узора в круге. Варианты
выкладки узора.
Техника и технология выполнения
2
трехлепесткового узора в круге. Варианты
выкладки узора.
Техника и технология выполнения
2,5 Знакомство с техникой и
четырехлепестковой розетки.
технологией выполнения
узора. Изучение схем по
выполнению узора.
Техника и технология выполнения
2
четырехлепестковой розетки.
Техника и технология выполнения
пятилепескового узора.
Варианты выкладки узора.
2,5
38
Знакомство с техникой и
технологией выполнения
узора. Изучение схем по
выполнению узора.
тесьмы по схемам.
Выполнение пяти, семи
палой
смешанной
тесьмы по схемам.
Выполнение пяти, семи
палой
смешанной
тесьмы по схемам.
Выполнение узора по
схеме.
Выполнение узора по
схеме.
Самостоятел
ьная работа.
Самостоятел
ьная работа.
Беседа.
Наблюдение.
Выполнение узора по
схеме.
Наблюдение.
Выполнение узора по
схеме.
Наблюдение.
Выполнение узора по
схеме.
Наблюдение.
Выполнение узора по
схеме.
Работа по
технологичес
ким картам,
схемам.
Самостоятель
ная работа.
Самостоятель
ная работа.
Выполнение узора по
схеме.
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
6.1
6.2
6.3
Техника и технология выполнения
пятилепескового узора.
Варианты выкладки узора.
Техника и технология выполнения
шестилепесткового узора.
Техника и технология выполнения
семилепесткового узора.
Техника и технология выполнения
семилепесткового узора. Варианты
выкладки узора.
Техника и технология выполнения
восмилепестковой розетки.
Варианты выкладки .
2
Выполнение узора по
схеме.
Самостоятель
ная работа.
2,5
Выполнение узора по
схеме.
Выполнение узора по
схеме.
Самостоятель
ная работа.
Объяснение.
Работа по
технологичес
ким картам,
схемам.
Самостоятель
ная работа.
Наблюдение.
2
Выполнение узора по
схеме.
2,5
2
Знакомство с техникой и
технологией выполнения
узора. Изучение схем по
выполнению узора.
Выполнение узора по
схеме.
Самостоятель
ная работа.
Техника и технология выполнения
2,5
Выполнение узора по
Беседа.
восмилепестковой розетки. Варианты
схеме.
выкладки.
VI. Декоративное панно «Народные мотивы» из адыгских узоров (9ч.).
Подбор адыгской тесьмы, необходимых для
2
Выполнение основных
Наблюдение.
работы. Выкладка основных узоров панно.
узоров панно
«Народные мотивы» из
адыгских узоров.
Подбор адыгской тесьмы, необходимых для
2,5
Выполнение основных
Наблюдение.
работы. Выкладка основных узоров панно.
узоров панно
«Народные мотивы» из
адыгских узоров.
Подбор адыгской тесьмы, необходимых для
2
Выполнение
Наблюдение.
работы. Выкладка вспомогательных узоров
вспомогательных узоров
панно.
панно «Народные
мотивы» из адыгских
узоров.
39
6.4
7.1
7.2
8.1
Оформление панно «Народные мотивы».
Выполнение
оформления панно.
Раздел VII. Выставка «Удивительный мир адыгских узоров» (4,5ч).
2
Оформление панно
Подготовка к выставке «Удивительный
«Удивительный мир
мир адыгских узоров».
адыгских узоров».
2,5
Оформление панно
Подготовка к выставке «Удивительный
«Удивительный мир
мир адыгских узоров».
адыгских узоров».
2,5
Раздел VIII. Итоговое занятие (2ч.)
Выставка «Удивительный мир адыгских
2
узоров».
40
Выставка
«Удивительный мир
адыгских узоров
Выставка
работ.
Наблюдение.
Наблюдение.
Выставка
детских
работ.
Приложение 2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Прикладное искусство адыгов»
Адресат: обучающиеся 8- 12 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Хамокова Мадина Назировна - педагог дополнительного
образования
г.п.Терек, 2024г.
41
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Характеристика объединения «Прикладное искусство адыгов»
Деятельность объединения «Прикладное искусство адыгов» имеет
художественную направленность.
Количество обучающихся объединения составляет 60 человек.
Из них мальчиков-__, девочек-____. Обучающиеся имеют возрастную
категорию детей от 8 до 12 лет.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направления работы:
Гражданско-патриотическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
Физическое воспитание.
Трудовое и профориентационное воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание познавательных интересов.
Цель воспитательной работы:
Создать условия для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной работы:
- способствовать развитию личности учащегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Направленность: Объединения «Прик» имеет художественную направленность.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Результат воспитательной работы:
Происходят изменения в формирование личности учащегося с позитивным
42
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на
мир, развивать свою субъективную позицию;
построена доброжелательная система отношений в коллективе
через разнообразные формы активной социальной деятельности;
Получили умения самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации
в процессе жизнедеятельности;
Происходят изменения в формирование здорового образа жизни.
Работа с коллективом обучающихся:
- Формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и
психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе
участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
• организовать систему индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
• cо действовать сплочению родительского коллектива и вовлекать в работу
объединения;
• (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года);
• оформлять информационные уголки для родителей по вопросам воспитания детей.
43
Календарный план воспитательной работы
№ п/п
1
2
3
Направление
воспитательной работы
Гражданскопатриотическое
воспитание:
Духовно – нравственное
воспитание
Художест
венно-эстетическое
воспитание
4
Трудовое воспитание
5
Спортивнооздоровительное
6
Воспитание
познавательных интересов
Наименование мероприятия
1.Рисунки и поделки ко Дню
адыгов.
2.Беседа «День народного
единства!»
3.Рисунки и поделки ко Дню
защитника отечества.
4.Рисунки и поделки ко Дню
победы.
1.Беседа «Милосердие»
2.Акция «Сохраним добро в
своем сердце!»
1.Беседа «В гостях»
2.Викторина «Музеи мира»
3. «Этикет народов мира»викторина
1. Беседа «Польза физического
труда»
2.«Мой дом – наведу порядок в
нем»
3.«Мои обязанности в семье»
Викторина «Здоровый образ
жизни»
«Как организовать свой день?
Режим»
«Неделя биологического
разнообразия»
44
Срок выполнения
Сентябрь
Ноябрь
Ответственный
Планируемый результат
Хамокова М.Н.
Формирование
патриотических
ценностных
представлений о любви к
своей малой Родине.
Хамокова М.Н.
Формирование
ценностных
представлений о морали и
об основных понятиях
этики
Формирование характера
и нравственных качеств, а
также развитие хорошего
вкуса и поведения
Формирование
положительного
отношения к труду
,интерес к трудовым
профессиям.
Формирование здорового
образа жизни
Февраль
Май
Октябрь
Ноябрь
Сентябрь
Ноябрь
Апрель
Октябрь
Март
апрель
Хамокова М.Н.
Хамокова М.Н.
Октябрь
Хамокова М.Н.
Ноябрь
Декабрь
Хамокова М.Н.
Формирование
потребности приобретение
новых знаний, интерес к
творческой деятельности
45