ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Арт-дизайн» Уровень программы: базовый Вид программы: модифицированный Адресат: обучающиеся от 8 до10 лет Срок реализации программы – 1 год, 162 часа Форма обучения: очная Автор - составитель: Кулагина Нина Викторовна - педагог дополнительного образования. г.п.Терек, 2024г. Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Арт - дизайн» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Арт - дизайн» имеет художественную направленность, представляет собой систему развития, основой которой является интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности, развивающие необходимые качества, навыки познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, опираясь на нравственные ценности, реализовывать себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности, обучающегося в будущем. Направленность – художественная. Уровень программы – базовый. Вид программы: модифицированный. Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) с изменениями и дополнениями. 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 6. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте Российской Федерации. 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями). 9. Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 12. Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 16. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 629). 17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 18. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 552/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 19. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». 22. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 23. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 24. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023 г. № 22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 25. Устав Центра. Актуальность программы дополнительной общеразвивающей программы «Артдизайн» заключается в том, что являясь прикладной, носит благодаря этому практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами обработки различных материалов, технике «коллаж», «аппликация». Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что обучение в объединение создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, для его социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации. Новизна программы в использовании современных методов и технологий путем воздействия на зрительную и эмоциональную сферу личности ребенка для более углубленного усвоения материала образовательной программы, предоставляя каждому учащемуся возможность конкретизированного погружения в мир социально-значимой творческой деятельности. Отличительные особенности программы. К отличительным особенностям программы можно отнести, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: набрызг, пальчиковое рисование, поделки с использованием различных природных материалов, украшения из бросового материала и др. Используются самодельные инструменты, природные и подручные материалы для нетрадиционного прикладного творчества. Творческая деятельность доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Аппликация и поделки с необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творческую активность. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские работы. Прикладная деятельность с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы направлена на гармоничное развитие личности обучающихся, когда, развивая свои способности могут самостоятельно мыслить, творить фантазировать повышать свой культурный уровень, экологическое мышление, ощущать потребность в приобретаемых умениях и знаниях. Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет. Для обучения принимаются все желающие от 8 до 10лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Срок реализации: 1 год обучения -162ч. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2.5 академических часа с 10 минутным перерывом, продолжительность занятий 40 минут. Наполняемость групп: 12-15 обучающихся. Форма обучения: очная. Форма занятий: индивидуальная, групповая. Особенности организации образовательного процесса: Традиционная модель реализации программы. Последовательное освоение содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Цель и задачи программы Цель программы – формирование у обучающихся стойкого интереса к художественно-прикладной деятельности и раскрытия их творческого потенциала через практическое освоение технологий изготовления изделий из различных материалов. Задачи программы Личностные: • сформировать мотивационные основы художественно-творческой личности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • развить познавательные психологические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение; • развить коммуникативные навыки; • активизировать у обучающихся жизненную наблюдательность; • развить интерес к новым способам самовыражения. Предметные: • развить у обучающихся интерес к новым видам прикладного творчества; • научить выражать свое эмоциональное состояние средствами прикладного творчества и изобразительного искусства; • познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; • развить творческое воображение средствами изобразительного искусства; • развить художественно-творческие способности, художественный вкус, фантазию, зрительную память; • развить творческое воображение средствами изобразительного искусства; • научить различным техникам рисования и прикладного творчества. Метапредметные: • развить художественно-творческие способности, художественный вкус, фантазию, зрительную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, сформировать творческую индивидуальность; • развить навыки здорового образа жизни; • расширить интерес к окружающему миру, экологии и другим смежным предметам. Учебный план № п/п Наименование темы Раздел 1. Количество часов всего теория практика Формы аттестации / контроля Вводное занятие. (4,5 ч) 1.1 Вводное занятие. Инструктаж 2,5 2,5 - 1.2 История развития рукоделия 2 2 - Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Раздел 2. Краски осени (7 ч) 2.1 Краски осени 2.2 «Осенний букет» 2 2.3 Игрушка из шишек. 2.5 2.5 1 1,5 2 1,5 1 Беседа, наблюдение Наблюдение, конкурс Наблюдение, конкурс Раздел 3. Пластилиновые фантазии (4,5 ч) 3.1 Пластилиновые фантазии 3.2 Лепка животных 2 1 2,5 1 2,5 Наблюдение, конкурс Наблюдение, конкурс Раздел 4. Бумажная страна (2,5 ч) 4.1 Бумажная страна 2.5 1 1,5 Наблюдение, выставка Раздел 5.Техника работы с фоамераном (2ч) 5.1 Техника работы с фоамераном 2 2 Наблюдение, конкурс 1,5 Наблюдение, выставка Наблюдение, конкурс Раздел 6. Лоскутное царство (4,5 ч) 6.1 Лоскутное царство 2.5 6.2 Коллаж из лоскутов 2 1 2 Раздел 7. «Листопад» (4,5 ч) 7.1 Листопад 7.2 Выполнение рисунка в технике от2 2 тиск. Раздел 8. Лепка из соленого теста (4.5 ч) 2.5 1 1,5 Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка 8.1 Лепка из соленого теста 8.2 Поделка гроздь винограда 2.5 1 1,5 2 2 Наблюдение, конкурс Наблюдение, выставка Раздел 9. Работа с полосками бумаги (4.5 ч) 9.1 Работа с полосками бумаги 9.2 Выполнение аппликации «Бабочка» 2.5 1 1,5 2 2 Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка Раздел 10. Акварельная живопись (4,5 ч) 10.1 Акварельная живопись 10.2 Рисунок «Осенний парк» 2.5 1 1.5 2 2 Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка Раздел 11. Аппликация из пуговиц (4,5 ч) 11.1 Панно из пуговиц «Букет» 11.2 Коллаж из пуговиц «Гусеница» 2.5 1 1,5 2 2 Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка Раздел 12. Работа с крупой (4,5 ч) 12.1 Работа с крупой 2.5 12.2 Работа с крупой 2 13.1 Раздел 13. Мастерская Деда Мороза (4,5 ч) Мастерская Деда Мороза 2.5 1 1.5 13.2 Изготовление сувенира к Новому году 1 1,5 2 2 2 Самостоятельная работа, выставка. Наблюдение, выставка Наблюдение, самостоятельная работа, выставка. Наблюдение, Выставка Раздел 14. Работа с бумагой (4,5ч) 14.1 14.2 Бумажная фантазия Изготовление закладки для книг. 2.5 1 1.5 2 2 Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка Раздел 15. Остров ненужных вещей (4,5ч) 15.1 Кормушка для птиц 15.2 Игрушки из спичечных коробков. 2.5 2 1 1.5 2 Наблюдение, самостоятельная работа, конкурс Наблюдение, выставка Раздел 16 .Подарок ко дню Защитника Отечества (4,5ч) 16.2 Подарок ко дню Защитника 2.5 1 1.5 Отечества Изготовление подарка ко дню За2 2 щитника Отечества Раздел 17.Сувенир для мамы (4,5часа) Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка 17.1 Сувенир для мамы 17.2 Изготовление сувенира для мамы Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка 16.1 2.5 Раздел 18. 1 2 1.5 2 Различные техники рисования (4,5 ч) 18.1 Рисунок «Одуванчик» 18.2 Рисунок «Волшебные точки» 2.5 1 2 1.5 2 Беседа, устный опрос Наблюдение, выставка Раздел 19. Ниточная страна (4,5ч) 19.1 Ниточная страна 19.2 Техника работы с нитями 2.5 1 2 1.5 2 Наблюдение, самостоятельная работа Наблюдение, самостоятельная Работа Раздел 20. День Космонавтики (4,5 ч) 20.1 День Космонавтики 20.2 Поделки ко дню Космонавтики 2,5 1 2 1.5 2 Беседа, устный опрос, наблюдение Наблюдение, самостоятельная Работа Раздел 21. Квиллинг «Дикие животные (4.5 ч) 21.1 Квиллинг «Дикие животные» 21.2 Выполнение работы «Дикие животные» 2.5 1 2 2 Беседа, наблюдение Наблюдение, самостоятельная работа 1.5 Беседа, конкурс 2 Наблюдение, самостоятельная работа 1.5 Раздел 22. Румбокс «Дом гнома» (4.5 ч) 22.1 Румбокс «Дом гнома» 22.2 Домик из спичечных коробков 2.5 1 2 Раздел 23. Декупаж (4,5 ч) 23.1 Деку паж 2.5 23.2 Деку паж. 2 1 1.5 2 Наблюдение, конкурс Наблюдение, самостоятельная работа Раздел 24. Украшения из фетра (4,5ч) 24.1 24.2 Техника работы с фетром Изготовление сумочки и заколки из фетра. 2.5 1 1.5 2 2 Наблюдение, выставка Наблюдение, самостоятельная работа Раздел 25. Пластилинография (4,5 ч) 25.1 25.2 26.1 26.2 Рисунок «лето». Самостоятельная работа, наблюдение, выставка 2 2 Рисование пластилином. Наблюдение, самостоятельная работа Раздел 26. Открытка в технике скрапбукинг «9 мая» (4,5 ч) 2.5 1 1.5 Открытка в технике скрапбукинг «9 мая» 2,5 1 1.5 Изготовление открытки в технике скрапбукинг 2 2 Наблюдение, самостоятельная работа Наблюдение, самостоятельная работа Раздел 27. Ландшафтная живопись (4,5 ч) 27.1 Ландшафтная живопись 27.2 Роспись по гальки. 2,5 1 1.5 2 2 Наблюдение, самостоятельная работа Наблюдение, самостоятельная работа Раздел 28. Оригами (4,5 ч) 28.1 Оригами панно «Тюльпаны» 28.2 Изготовление панно «Тюльпаны» 2,5 1 1.5 2 2 Наблюдение, конкурс Наблюдение, самостоятельная работа Раздел 29. Фактурная аппликация (4,5 ч) 29.1 Фактурная аппликация. 29.2 Выполнение фактурной аппликации 2.5 1 2 Раздел 30. Декор из салфеток (4,5 ч) 1.5 2 Самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа 30.1 Аппликация из салфеток 30.2 Аппликация «Цветы» 2,5 1 2 1.5 2 Беседа, выставка. Наблюдение, самостоятельная работа Раздел 31. Дизайн – проект (деловая игра) (4,5 ч) 31.1 Дизайн – проект (деловая игра) 31.2 Защита проекта 2.5 1 2 1.5 2 Самостоятельная работа, Тестирование Наблюдение, самостоятельная работа Раздел 32. Техника работы с хлопком (9 ч) 32.1 Техника работы с хлопком 2.5 32.2 Дизайн изделия хлопком «Барашек» 2 32.3 Дизайн изделия хлопком «Зайка» 32.4 Рисунок зимний лес 2.5 1 1.5 2 1 2 1.5 2 Наблюдение, самостоятельная работа, выставка. Наблюдение, самостоятельная работа Наблюдение, выставка Наблюдение, самостоятельная работа Раздел 33. Дизайн изделий растительным материалом (11,5ч) 33.1 33.2 33.3 33.4 33.5 Дизайн изделий из плоско высушенного растительного материала Наблюдение, самостоятельная работа, конкурс Дизайн изделий из плоско высушен2 2 Наблюдение, ного растительного материала самостоятельная работа Дизайн изделий из плоско высушен2.5 1 1.5 Наблюдение, ного растительного материала выставка Букет 2 2 Наблюдение, самостоятельная работа Сбор сезонного растительного мате2.5 1 1.5 Наблюдение, выставка риала Раздел 34. Образовательно - досуговая деятельность. (6,5ч) 34.1 Подготовка к итоговой аттестации 34.2 2.5 1 1.5 2 2 Итоговый тест 2,5 2,5 Итого: 162 40 122 Наблюдение, самостоятельная работа Беседа, устный опрос Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие. (4,5 ч) Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж. (2,5ч) Теория История развития дизайнов в стилях. Основы дизайна. Тема 1.2. История развития рукоделия(2ч) Теория Профессия дизайнера в современности. Подготовка рабочего места, материалов и инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни. Раздел 2. Краски осени (7 ч) Тема 2.1. Аппликация из листьев(2,5ч) Теория. Беседа о дарах осени. Знакомство с материалами. Демонстрация образцов. Практика. Поделки из природных материалов. «Осенний букет» аппликация из листьев. Тема 2.2. «Осенний букет» (2ч) Практика. «Осенний букет» аппликация из листьев. Тема 2.3. Игрушка из шишек. (2,5ч) Теория. Демонстрация образцов. Практика. Игрушка из шишек. Раздел 3. Пластилиновые фантазии (4,5 ч) Тема 3.1. Пластилиновые фантазии(2ч) Теория. Беседа об основных приёмах техники работы с пластилином. Демонстрация образцов. Практика. Лепка животных и фруктов из пластилина. Тема 3.2. Лепка животных(2,5ч) Практика. Лепка животных и фруктов из пластилина. Раздел 4. Бумажная страна (2 ч) Тема 4.1. Аппликация «Бабочка» (2ч) Теория. Беседа «История происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Демонстрация образцов. Практика. Аппликация «Бабочка» Раздел 5. Техника работы с фоамераном (2,5ч) Тема 5.1. Изготовление аксессуаров для одежды. (2,5ч) Практика. Изделие брошь . Раздел 6. Лоскутное царство (4,5 ч) Тема 6.1. Лоскутное царство(2ч) Теория. Беседа о разнообразии тканей и методах ее производства. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов, выкроек-заготовок. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление изделия из лоскутов. Тема 6.2. Коллаж из лоскутов(2,5ч) Практика. Создание поделки из лоскутов. Раздел 7. «Листопад» (4,5 ч) Тема 7.1. Листопад. (2ч) Теория: Знакомство с видами деревьев нашего края. Обсуждение будущего рисунка. Демонстрация образцов. Практика: Выполнение рисунка в технике оттиск. Выставка работ. Тема 7.2. Рисунок в технике оттиск(2,5ч) Практика: Выполнение рисунка в технике оттиск. Выставка работ. Раздел 8. Лепка из соленого теста (4.5 ч) Тема 8.1. Магнитик «Грибы» (2ч) Теория. Ознакомительная беседа. Обсуждение этапов работы с тестом. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление грибов из соленого теста. Декорирование. Тема 8.2. Магнитик «Гроздь винограда» (2,5ч) Практика. Изготовление грозди винограда из соленого теста. Декорирование. Раздел 9. Работа с полосками бумаги (4.5 ч) Тема 9.1. Изделие «Цветы на лугу» (2ч) Теория. Техника аппликации из полосок бумаги. Построение чертежа, выбор цвета. Практика. Выполнение аппликации «Цветы на лугу» с помощью полосок бумаги. Тема 9.2. Изделие «Бабочка» (2,5ч) Практика. Выполнение аппликации «Бабочка» с помощью полосок бумаги. Раздел 10. Акварельная живопись (4.5 ч) Тема 10.1. Акварельная живопись (2ч) Теория. Ознакомительная беседа о возникновении акварельной живописи. Презентация. Демонстрация образцов. Практика. Рисунок «Осенний парк» в акварельной технике. Тема 10.2. Рисунок «Осенний парк» (2,5ч) Практика. Рисунок «Осенний парк» в акварельной технике. Раздел 11. Аппликация из пуговиц (4,5 ч) Тема 11.1. Панно букет (2ч) Теория. Ознакомительная беседа о технике создания картины из пуговиц. Демонстрация образцов. Практика. Изделие из пуговиц. Выставка работ. Тема 11.2. Коллаж «гусеница» (2,5ч) Практика. Изделие из пуговиц. Выставка работ. Раздел 12. Работа с крупой (4,5 ч) Тема 12.1. Крупа. Виды круп(2ч) Теория. Знакомство с видами круп. Применение их в ДПИ. Демонстрация образцов. Практика. Поделка с крупой. Тема 12.2. Изделия с крупой (2,5ч) Практика. Поделка с крупой. Раздел 13. Мастерская Деда Мороза (4,5 ч) Тема 13.1. Мастерская Деда Мороза(2ч) Теория. Символ года. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление сувенира к Новому году. Работа с красками. Работа с ватой. Изготовление украшений на ёлку. «Веселые снеговички». Тема 13.2. Изготовление сувенира «Веселые снеговички». (2,5ч) Практика. Изготовление сувенира к Новому году, Деда Мороза, Снегурочки. Работа с красками. Работа с ватой. Изготовление украшений на елку. «Веселые снеговички». Раздел 14. Работа с бумагой (4,5ч) Тема 14.1. Бумажная фантазия. (2ч) Теория. Ознакомительная беседа. Использование картона, пластилина для основы. Демонстрация образцов. Практика. Построение чертежа, оформление, сборка закладки из бумаги. Изготовление закладки для книг. Тема 14.2. Закладка для книг(2,5ч) Практика. Построение чертежа, оформление, сборка закладки из бумаги. Изготовление закладки для книг. Раздел 15. Остров ненужных вещей (4,5ч) Тема 15.1. Кормушка для птиц. (2ч) Теория. Алгоритм выполнения изделия «Домик-кормушка для птиц из пластиковых бутылок.» Декор бутылки (декупаж, роспись). Практика. Выставка. Изготовление изделия. Тема 15.2. Игрушки из спичечных коробков. (2,5ч) Практика. Поделки из фантиков, открыток, спичечных коробков. Выставка. Раздел 16. Подарок ко дню Защитника Отечества (4,5ч) Тема 16.1. Подарок ко дню Защитника Отечества (2ч) Теория. Беседа о значении патриотизма в наше время. Презентация. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление подарка ко дню Защитника Отечества. Тема 16.2. Открытка ко дню Защитника Отечества (2,5ч) Практика. Изготовление подарка ко дню Защитника Отечества. Раздел 17. Сувенир для мамы (4,5ч) Тема 17.1. Сувенир для мамы. (2ч) Теория. Обобщение накопленных знаний по теме «Способы обработки бумаги». Вертикальная композиция. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление сувенира для мамы в честь женского дня. Тема 17.2. Вертикальная композиция. (2,5ч) Практика. Изготовление сувенира для мамы в честь женского дня. Раздел 18. Различные техники рисования (4,5 ч) Тема 18.1. Рисунок «Одуванчик» (2ч) Теория. Беседа «Откуда взялись краски?». Демонстрация образцов. Практика. Рисование в технике набрызг, точечный рисунок, размытие. Рисунок «Одуванчик» Тема 18.2. Рисунок «Волшебные точки» (2,5ч) Практика. Рисование в технике набрызг, точечный рисунок, размытие. Раздел 19. Ниточная страна (4,5ч) Тема 19.1. Ниточная страна (2ч) Теория. Текстильные материалы. Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие аппликаций из ниток. Знакомство с техникой выполнения. Демонстрация образцов. Практика. Аппликация из ниток. Конкурс. Тема 19.2. Техника работы с нитями. (2,5ч) Практика. Аппликация из ниток. Конкурс. Раздел 20. День Космонавтики (4,5 ч) Тема 20.1. День космонавтики. (2ч) Теория. Теоретические сведения. Особенности работы. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление ракеты из разных предметов. Тема 20.2. Поделки ко дню космонавтики. (2,5ч) Практика. Изготовление ракеты из разных предметов. Раздел 21. Квиллинг «Дикие животные (4.5 ч) Тема 21.1. Квиллинг «Дикие животные» (2ч) Теория. Понятие квиллинг. Подготовка к работе, просмотр образцов, обсуждение деталей. Практика. Выполнение работы «Дикие животные» в технике квиллинг. Тема 22.2. Дизайн изделия в технике квиллинг «Слоненок» (2,5ч) Практика. Выполнение работы «Дикие животные» в технике квиллинг Раздел 22. Румбокс «Дом гнома» (4.5 ч) Тема 22.1. Румбокс «Дом гнома» (2ч) Теория. Домик для гома из бумажной коробки. Декор домика (декупаж, роспись.) Практика. Изготовление изделия «дом». Тема 22.2. «Дом гнома» из спичечных коробков. (2,5ч) Практика. Изготовление изделия «дом». Выставка. Раздел 23. Декупаж (4,5 ч) Тема 23.1. Декупаж(2ч) Теория. Беседа. История возникновения декупажа. Обсуждение деталей и этапов работы. Демонстрация образцов. Практика. Декупаж. Проработка мелких деталей. Декорирование готового изделия. Тема 23.2. Декупаж(2,5ч) Практика. Декупаж. Проработка мелких деталей. Декорирование готового изделия. Раздел 24. Украшения из фетра (4,5ч) Тема24.1 Техника работы с фетром(2ч) Теория. Беседа. Изучение эскизов и технологий. Идеи для поделок. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление сумочки и заколки из фетра. Тема24.2 Изготовление сумочки и заколки(2,5ч) Практика. Изготовление сумочки и заколки из фетра. Раздел 25. Пластилинография (4,5 ч) Тема 25.1. Рисунок «лето». (2ч) Теория. Беседа. Этапы создания. Способы создания объема. Роспись. Демонстрация образцов. Практика. «Рисование» пластилином. Тема 25.2. Рисование пластилином «Кувшин» (2,5ч) Практика. «Рисование» пластилином. Раздел 26. Открытка в технике скрапбукинг «9 мая» (4,5 ч) Тема 26.1. Открытка в технике скрапбукинг «9 мая» (2ч) Теория. Беседа об истории возникновения скрапбукинга. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление открытки в технике скрапбукинг. Выставка готовых работ. Тема 26.2. Открытки в технике скрапбукинг(2,5ч) Практика. Изготовление открытки в технике скрапбукинг. Выставка готовых работ. Раздел 27. Ландшафтная живопись (4,5 ч) Тема 27.1. Роспись по гальки(2ч) Теория. Беседа. Возникновение ландшафтной живописи. Демонстрация образцов. Практика. Роспись по гальки. Выставка работ. Тема 27.2. Роспись по гальки(2,5ч) Практика. Роспись по гальки. Выставка работ. Раздел 28. Оригами (4,5 ч) Тема 28.1. Панно «Тюльпаны» (2ч) Теория. Понятие «оригами», способ получения квадрата. Правила сгибания. Обучение работе по схеме-чертежу. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление панно «Тюльпаны» Тема 28.2. Панно «Тюльпаны» (2,5ч) Практика. Изготовление панно. Раздел 29. Фактурная аппликация (4,5 ч) Тема 29.1. Фактурная аппликация(2ч) Теория. Ознакомительная беседа. Обсуждение этапов работы. Демонстрация образцов. Практика. Изготовление аппликации. Выставка готовых работ. Тема 29.2. Выполнение фактурной аппликации. (2,5ч) Практика. Изготовление аппликации. Выставка готовых работ. Раздел 30. Декор из салфеток (4,5 ч) Тема 30.1. Аппликация из салфеток (2ч) Теория. Выполнение коллективной работы. Выяснение существенности и назначения этой поделки. Выполнение изделия. Практика. Изготовление аппликации из салфеток «Цветы». Тема 30.2. Аппликация из салфеток (2,5ч) Практика. Изготовление аппликации из салфеток «Лилии». Раздел 31. Дизайн – проект (деловая игра) (4,5 ч) Тема 31.1. Дизайн – проект (2ч) Теория. Беседа, обсуждение будущего проекта, подбор идей и материала. Практика. Групповая работа. Тема 32.2. Защита проекта (2,5ч) Практика. Групповая работа. Раздел 32. Техника работы с хлопком (9 ч) Тема 32.1 Техника работы с хлопком (2ч) Теория. Беседа, обсуждение будущих работ, подбор материала. Практика: Поделки и аппликация с использованием хлопка Тема 32.2 Дизайн изделия хлопком «Барашек» (2,5ч) Практика: Изготовление изделия «Барашек» Тема 32.3 Дизайн изделия хлопком «Зайка» (2ч) Теория. Беседа, обсуждение будущих работ, подбор материала. Практика: Изготовление изделия «Зайка» Тема 32.4 Рисунок зимний лес(2,5ч) Практика: Выполнить аппликацию с использованием материала хлопок. Раздел 33. Дизайн изделий растительным материалом (11ч) Тема 33.1 Дизайн изделий из плоско высушенного растительного материала(2ч) Теория: Осыбана – флористика под стеклом. Практика: Освоение навыков наклеивания плосковысушенных лепестков и листьев на основу. Тема 33.2 Дизайн изделий из плоско высушенного растительного материала. Аппликация «Корзина с цвета» (2,5ч) Практика: Освоение навыков наклеивания плосковысушенных лепестков и листьев на основу. Тема 33.3 Дизайн изделий из плоско высушенного растительного материала. Аппликация «Платье для Феи» (2ч) Теория: Осыбана – флористика под стеклом. Практика: Освоение навыков наклеивания плосковысушенных лепестков и листьев на основу. Тема 33.4 Букет (2,5ч) Практика: Составить букет по основным правилам Тема 33.5 Экскурсия (2ч) Теория: Сбор сезонного растительного материала Практика: Сбор сезонного растительного материала. 34.Образовательно - досуговая деятельность. (4,5ч) Тема 34.1. Итоговое тестирование (2,5ч) Практика: Участие в культурно-досуговых мероприятиях Центра, посещение выставочных залов, музеев, проведение экскурсий на природе, вечеров отдыха и др. Тема 34.2 Итоговый тест (2ч) Практика: Итоговый тест. Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будет / будут: • сформированы мотивационные основы художественно-творческой личности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • познавательные психологические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение; • коммуникативные навыки; • активная жизненная наблюдательность; • интерес к новым способам самовыражения. Предметные: У обучающихся будет / будут: • интерес к новым видам прикладного творчества; • выражать свое эмоциональное состояние средствами прикладного • • • • • творчества и изобразительного искусства; знать историю и современные направления развития декоративно- прикладного творчества; творческое воображение средствами изобразительного искусства; художественно-творческие способности, художественный вкус, фантазия, зрительная память; творческое воображение средствами изобразительного искусства; знать различные техники рисования и прикладного творчества; Метапредметные: У обучающихся будет / будут: • развиты художественно-творческие способности, художественный вкус, фантазию, зрительную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, сформировать творческую индивидуальность; • развиты навыки здорового образа жизни; • расширен интерес к окружающему миру, экологии и другим смежным предметам. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий Календарный учебный график Год обучения (уровень программы) 1-год обучения (Базовый) Дата начала обучения по программе 01.09.2024г. Дата окончания обучения по программе 31.05.2025г. Всего учебных недель 36 Количество учебных часов в год 162 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа и 2,5 часа Условия реализации программы Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметноразвивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям. Кадровое обеспечение программы Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение: • • • • • • • • • • стакан-«непроливайка» для воды; акварельные краски; альбом, картонные листы; вата; гуашь; кисти для рисования; клей; ластик; набор восковых мелков; набор цветной бумаги; • • • • • • • • • • • • • набор цветных карандашей; нитки; ножницы; обрезки ткани; пластилин; природный материал (листья, шишки, веточки, ягоды, семена и т д.) простой карандаш; пуговицы; салфетки; спичечные коробки; тряпочка, салфетка; фантики; фетр. Формы аттестации/контроля: • беседа; • выставка; • конкурс; • наблюдение; • самостоятельная работа; • тестирование; • устный опрос. Оценочные материалы: • диагностические карты; • карточки с творческими заданиями; • тесты; • критерии оценки. Методическое и дидактическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение включают в себя: Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проектный. Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое обучение, дифференцированного обучения, коллективной творческой деятельности. Индивидуальное обучение — это форма работы на занятиях, которая предполагает, что каждый учащийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и возможностями. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, активное включение каждого учащегося в учебный процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что не посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между учащимися. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором педагог работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Коллективная творческая деятельность — это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Здоровье сберегающие технологии: 1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом занятии проводятся физминутки для глаз, ритмические паузы, с музыкальным сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. 2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка. 3. Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов. Кабинет для занятий оборудован столами и стульями по росту обучающихся и физическими характеристиками, магнитной доской, компьютером и различными инструментами, и материалами, необходимыми для занятий бисероплетением. 4. Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной работы образовательной программы внесены: «Как организовать свой день? Режим», «О пользе витаминов», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др. 5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Младший школьный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий бисероплетением мышцы рук напрягаются и развиваются. Так как одинаковое напряжение невозможно, то физические упражнения должны быть направлены на симметричное расслабление одних мышц и напряжение других. Только так можно помочь организму в формировании правильной осанки. Специальные технологии: Проектная деятельность. Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов, конкурс, конференция, круглый стол, мастер- класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия. Тематика и формы методических материалов: цветовой круг, контрастные цвета, сближенные цвета. Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, образцы изделий. Алгоритм учебного занятия I. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3 минуты). II. Теоретическая часть. (В зависимости от возраста и темы 10-18 минут). Беседа или рассказ по теме занятия -3-7 минут. Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут). Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут). III. Физкультминутка. IV. Практическая часть (20-30 минут). V. Физкультминутка (гимнастика для глаз). VI. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут). VII. Заключительная часть (6-8 минут). Критерии оценки результатов освоения программы Параметры Низкий 0%30% Средний 31%-60% Уровень теоретических знаний Обучающийся знает Обучающийся знает изученТеоретические изученный материал. Изложение ма- ный материал, но знания для полного териала раскрытия сбивчивое, требующее кортемы требуректировки навоется дополнительдящими вопросаные вопросы ми Уровень практических навыков и умений Требуется контроль Требуется периоРабота с ин- педагога за дическое напомиструментами, выполнением нание о том, правил по тех- как техника безработать нике опасности с инструбезопасности ментами Не может изготовить изделие Способность по изготовления образцу без помоизделия (поделки, рисунка, щи педагога аппликации) Высокий 61%-100% Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом Четко и безопасно работает с инструментами, хорошо знает технику безопасности Может изгото- Способен самостоявить тельно изготовить изделие (поделку, издерисунок, апплика- лие цию) по (рисунок, поделку, образцу аппликацию) пр п и подсказке педа- о заданным образгога цам Степень самостоятельности изготовления изделия Требуются постоянные пояснения педагога при изготовлении и выполнении Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям Самостоятельно выполняет работу при выполнении изделия (поделки, рисунка, аппликации) Список литературы для педагогов: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Большая энциклопедия начальной школы. Рисование. СПб.: Нева. 2015г. Величко Н.В. Поделки из пластилина. М.,2011г. Гейл Р. Научитесь лепить. М., 2002г. Григорьева Г.П. Любимое рукоделие. М., 2009г. Канышева Н. М. Чудесная мастерская. М., 2005г. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль: Академия развития, 2011г. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. СПб.: Кристалл, 2001г. Носова Т. М. Подарки и игрушки своими руками. М., 2008г. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. М. Просвещение, 2007г. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М., 2007г. Пьер Порте. Учимся рисовать. М., 2005г. Стив Барр. Забавные зверята. Минск, 2006г. Трепетунова Л.И. Природный материал и фантазии. М., 2009г. Фатеева Х.Н. Рисуем без кисточки. Ярославль, 2004г. Хананова И.Р. Соленое тесто. М., 2008г. Цирулик, Т. Н. Технология умные руки. Спб., 2007г. Чапман Д. Сделай сам. издательство Всероссийское общество мастеров рукоделия, М., 2007г. Черным И.В. Поделки из природных материалов. М.: АСТ пресс, 1999г. Журналы: Коллекция идей, Фантазия, Я дизайнер. Список литературы для обучающихся: 1. Академия развития, 2011г. 2. Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. М., 2010г. 3. Гейл Ритч. Научитесь лепить. М., 2002г. 4. Евстратов Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, рако- вин. М., 5. Концов В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль, 2005г. 6. Конышева Н. М. Чудесная мастерская. М., 2005г. 7. Пьер Порте Учимся рисовать. М., 2005г. 8. Стив Барр Забавные зверята. Минск, 2006г. 9. Фатеева Х.Н. Рисуем без кисточки. Ярославль, 2004г. 10. Черным И.В. Поделки из природных материалов. М.: АСТ пресс, 1999г. 11. Журналы: Коллекция идей, Фантазия, Я дизайнер. Интернет-источники: • • • • • • • http://www.podelkin-dom.rWbiser/mk.htm1 http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/ http://Iseptember.ru' http://stranamasterov.ru http://www.encyclopedia.ru/ http://www.nachalka.ru/ www.dop-obrazowanie.narod.ru Приложение 1 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Рабочая программа на 2024 – 2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Арт - дизайн» Уровень программы: базовый Адресат: обучающиеся от 8 до 10 лет Год обучения: 1 год Автор-составитель: Кулагина Нина Викторовна - педагог дополнительного образования г.п.Терек,2024г. Данная программа имеет художественную направленность, предназначена для развития художественного вкуса и эстетического восприятия окружающей среды. Цель программы – сформировать у обучающихся стойкий интерес к художественно-прикладной деятельности и раскрыть их творческий потенциал через практическое освоение технологий изготовления изделий из различных материалов. Задачи программы Личностные: • сформировать мотивационные основы художественно-творческой личности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • развить познавательные психологические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение; • развить коммуникативные навыки; • активизировать у обучающихся жизненную наблюдательность; • развить интерес к новым способам самовыражения. Предметные: • развить у обучающихся интерес к новым видам прикладного творчества; • научить выражать свое эмоциональное состояние средствами прикладного творчества и изобразительного искусства; • познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; • развить творческое воображение средствами изобразительного искусства; • развить художественно-творческие способности, художественный вкус, фантазию, зрительную память; • развить творческое воображение средствами изобразительного искусства; • научить различным техникам рисования и прикладного творчества. Метапредметные: • развить художественно-творческие способности, художественный вкус, фантазию, зрительную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, сформировать творческую индивидуальность; • развить навыки здорового образа жизни; • расширить интерес к окружающему миру, экологии и другим смежным предметам. Планируемые результаты Личностные: У обучающихся: • сформируются мотивационные основы художественно-творческой личности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • разовьются познавательные психологические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение; • разовьются коммуникативные навыки; • активизируется жизненная наблюдательность; • разовьётся интерес к новым способам самовыражения. Предметные: У обучающиеся: • появится интерес к новым видам прикладного творчества; • научатся выражать свое эмоциональное состояние средствами приклад- ного творчества и изобразительного искусства; • познакомятся с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества; • разовьют творческое воображение средствами изобразительного искусства; • разовьют художественно-творческие способности, художественный вкус, фантазию, зрительную память; • разовьют творческое воображение средствами изобразительного искусства; • научатся различным техникам рисования и прикладного творчества; Метапредметные: У обучающихся будет / будут: • развиты художественно-творческие способности, художественный вкус, фантазию, зрительную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, сформировать творческую индивидуальность; • развиты навыки здорового образа жизни; расширен интерес к окружающему миру, экологии и другим смежным предметам. Календарно - тематический план № 2.1 Содержание деятельности теоретическая часть запрактическая часть занятия нятия Раздел 1. Вводное занятие - 4,5 ч Вводное занятие. Ин2 История развития дизайструктаж. нов в стилях. Основы дизайна. История развития руко2,5 Профессия дизайнера в делия. современности. Подготовка рабочего места, материалов и инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни. Раздел 2. Краски осени - 7 ч 2.1 «Краски осени». 2 Беседа о дарах осени. Знакомство с материалами. Демонстрация образцов. 2.2 «Осенний букет». 2,5 2.3 Игрушки из шишек. 2 «Осенний букет» аппликация из листьев. Демонстрация образцов. Игрушка из шишек 1.1 3.1 3.2 Дата занятия по плапо факту ну Наименование раздела, темы Кол-во часов Раздел 3. Пластилиновые фантазии - 4,5 ч Пластилиновые фанта2,5 Беседа об основных зии. приёмах техники работы с пластилином. Демонстрация образцов. Лепка животных. 2 Поделки из природных материалов. «Осенний букет» аппликация из листьев. Форма контроля/ диагностики Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Наблюдение, конкурс Наблюдение, конкурс Лепка животных и фруктов из пластилина. Наблюдение, конкурс Лепка животных и фруктов из пластилина. Наблюдение, конкурс 4.1 5.1 6.1 6.2 7.1 7.2 Раздел 4. Бумажная страна - 2,5 ч 2,5 Беседа «История происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Демонстрация образцов. Раздел 5.Техника работы с фоамераном – 2ч Техника работы с фоаме- 2 раном. Раздел 6. Лоскутное царство - 4,5 ч Лоскутное царство. 2,5 Беседа о разнообразии тканей и методах ее производства. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов, выкроекзаготовок. Демонстрация образцов. Техника работы с лоску- 2 тами ( Пэчворг). Раздел 7. «Листопад» - 4,5 ч «Листопад». 2,5 Знакомство с видами деревьев нашего края. Обсуждение будущего рисунка. Демонстрация образцов. Выполнение рисунка в 2 технике оттиск. Бумажная страна. Аппликация «Бабочка» Наблюдение, выставка Изделие «Брошь» Наблюдение, конкурс Изготовление из лоскутов. Наблюдение, выставка изделия Наблюдение, Создание поделки из конкурс лоскутов. Наблюдение, Выполнение рисунка в технике оттиск. Вы- выставка ставка работ. Выполнение рисунка в технике оттиск. Выставка работ. Наблюдение, Выставка. Изготовление грибов из соленого теста. Декорирование. Наблюдение, конкурс. Раздел 8. Лепка из соленого теста – 4,5 ч 8.1 Лепка из соленого теста. 2,5 Ознакомительная беседа. Обсуждение этапов работы с тестом. Демонстрация образцов. 8.2 9.1 9.2 10.1 10.2 11.1 11.2 Поделка гроздь винограда. 2 Раздел 9. Работа с полосками бумаги – 4,5 ч Работа с полосками бу2,5 Техника аппликации из маги. полосок бумаги. Построение чертежа, выбор цвета. Выполнение аппликации 2 «Бабочка». Раздел 10. Акварельная живопись - 4,5 ч Акварельная живопись. 2,5 Ознакомительная беседа о возникновении акварельной живописи. Презентация. Демонстрация образцов. Рисунок «Осенний 2 парк». Раздел 11. Аппликация из пуговиц - 4,5 ч 2,5 Ознакомительная беседа о технике создания картины из пуговиц. Демонстрация образцов. Коллаж из пуговиц. 2 Панно из пуговиц. 12.1 Работа с крупой. 12.2 Работа с крупой. Раздел 12. Работа с крупой - 4,5 ч 2,5 Знакомство с видами круп. Применение их в ДПИ. Демонстрация образцов. 2 Изготовление грозди винограда из соленого теста. Декорирование. Наблюдение, выставка. Выполнение аппликации «Цветы на лугу» с помощью полосок бумаги. Выполнение аппликации «Бабочка» с помощью полосок бумаги. Наблюдение, конкурс Наблюдение, конкурс Рисунок парк» в технике. Наблюдение, «Осенний конкурс акварельной Рисунок парк» в технике. Наблюдение, «Осенний акварельной конкурс Изделие из пуговиц. Выставка работ. Наблюдение, выставка Изделие из пуговиц. Выставка работ. Наблюдение, выставка Поделка с крупой. Самостоятельная бота, выставка. Поделка с крупой. Наблюдение, выставка ра- 13.1 13.2 Раздел 13. Мастерская Деда Мороза - 4,5 ч Мастерская Деда Мороза. 2,5 Символ года. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям. Демонстрация образцов. Изготовление сувенира к 2 Новому году. 14.1 Бумажная фантазия. 14.2 Изготовление закладки для книг. 15.1 Раздел 14. Работа с бумагой - 4,5 ч 2,5 Ознакомительная беседа. Использование картона, пластилина для основы. Демонстрация образцов. 2 Наблюдение, самоИзготовление сувенира стоятельная работа, к Новому году. Работа с красками. Работа с ва- выставка той. Изготовление украшений на ёлку. «Веселые снеговички». Наблюдение, Изготовление сувенира к Новому году, Деда выставка Мороза, Снегурочки. Работа с красками. Работа с ватой. Изготовление украшений на елку. «Веселые снеговички Построение чертежа, оформление, сборка закладки из бумаги. Изготовление закладки для книг. Наблюдение, выставка Построение чертежа, оформление, сборка закладки из бумаги. Изготовление закладки для книг. Наблюдение, выставка Раздел 15. Остров ненужных вещей - 4,5ч Наблюдение, Остров ненужных вещей. 2,5 Алгоритм выполнения Выставка. Изготовление Самостоятельная раизделия «Домик- изделия бота, конкурс. кормушка для птиц из пластиковых бутылок.» Декор бутылки (декупаж, роспись). 15.2 16.1 16.2 17.1 17.2 18.1 18.2 19.1 Поделки из фантиков, открыток, спичечных коробков. Выставка Раздел 16 .Подарок ко дню Защитника Отечества - 4,5ч Подарок ко дню Защит- 2,5 Беседа о значении патИзготовление подарка ника Отечества. риотизма в наше время. ко дню Защитника ОтеПрезентация. Демончества. страция образцов. Изготовление подарка ко 2 Изготовление подарка дню Защитника Отечеко дню Защитника Отества. чества. Раздел 17.Сувенир для мамы - 4,5ч Сувенир для мамы. 2,5 Обобщение накопленных Изготовление сувенира знаний по теме «Способы для мамы в честь женобработки бумаги». Вер- ского дня. тикальная композиция. Демонстрация образцов. Наблюдение, конкурс Изготовление сувенира для мамы. Наблюдение, выставка Игрушки из спичечных коробков. 2 Изготовление сувенира для мамы в честь женского дня. Раздел 18. Различные техники рисования - 4,5 ч Различные техники рисо- 2,5 Беседа «Откуда взялись Рисование в технике вания. краски?». Демонстрация набрызг, точечный риобразцов. сунок, размытие. Рисунок «Одуванчик» Рисование в технике 2 Рисование в технике набрызг, точечный рисунабрызг, точечный ринок, размытие. сунок, размытие. Рисунок «Одуванчик» Раздел 19. Ниточная страна - 4,5ч Ниточная страна. 2,5 Текстильные материалы. Аппликация из ниток. Понятие «мандала». Ис- Конкурс. 2 Наблюдение, выставка Наблюдение, выставка Наблюдение, конкурс Беседа, устный опрос. Наблюдение, Выставка. Наблюдение, самостоятельная рабо- тория происхождения. Разнообразие аппликаций из ниток. Знакомство с техникой выполнения. Демонстрация образцов. 19.2 20.1 20.2 21.1 21.2 22.1 22.2 23.1 Техника работы с нитями. 2 Раздел 20. День Космонавтики - 4,5 ч День Космонавтики. 2,5 Теоретические сведения. Особенности работы. Демонстрация образцов. Поделки ко дню Космо- 2 навтики. Раздел 21. Квиллинг «Дикие животные - 4.5 ч Квиллинг «Дикие живот- 2,5 Понятие квиллинг. Подные». готовка к работе, просмотр образцов, обсуждение деталей. Выполнение работы 2 «Дикие животные» Раздел 22. Румбокс «Дом гнома» -4,5 ч Румбокс «Дом гнома». 2,5 Домик для гома из бумажной коробки. Декор домика (декупаж, роспись.) Домик из спичечных ко- 2 робков. Декупаж. Раздел 23. Декупаж - 4,5 ч 2,5 Беседа. История возникновения декупажа. Обсуждение деталей и эта- та. Аппликация из ниток. Конкурс. Изготовление ракеты из разных предметов. Наблюдение, самостоятельная работа. Беседа, устный опрос, наблюдение, Наблюдение, Изготовление ракеты из самостоятельная раборазных предметов. та. Выполнение работы «Дикие животные» в технике квиллинг. Беседа, наблюдение, Выполнение работы «Дикие животные» в технике квиллинг. Наблюдение, самостоятельная работа. Изготовление изделия «дом». Наблюдение, конкурс Изготовление изделия «дом». Наблюдение, самостоятельная работа Декупаж. Проработка мелких деталей. Декорирование готового из- Наблюдение, конкурс пов работы. Демонстрация образцов. 23.2 24.1 24.2 25.1 25.2 26.1 26.2 27.1 27.2 Декупаж. 2 Раздел 24. Украшения из фетра - 4,5ч Техника работы с 2,5 Беседа. Изучение эскизов фетром. и технологий. Идеи для поделок. Демонстрация образцов. Изготовление сумочки и 2 заколки из фетра. делия. Декупаж. Проработка мелких деталей. Декорирование готового изделия. Наблюдение, самостоятельная работа Изготовление сумочки и заколки из фетра. Наблюдение, конкурс Изготовление сумочки и заколки из фетра. Наблюдение, выставка Раздел 25. Пластилинография - 4,5 ч 2,5 Беседа. Этапы создания. «Рисование» пластилиСпособы создания объе- ном. ма. Роспись. Демонстрация образцов. «Рисование» пластили2 «Рисование» пластилином. ном. Раздел 26. Открытка в технике скрапбукинг «9 мая» - 4,5 ч Открытка в технике 2,5 Беседа об истории возИзготовление открытки скрапбукинг никновения скрапбукин- в технике скрапбукинг. «9 мая». га. Демонстрация образ- Выставка готовых рацов. бот. Изготовлениеоткрытки 2 Изготовление открытки в технике скрапбукинг в технике скрапбукинг. «9 мая». Выставка готовых работ. Раздел 27. Ландшафтная живопись - 4,5 ч Ландшафтная живопись. 2,5 Беседа. Возникновение Роспись по гальки. Выландшафтной живописи. ставка работ. Демонстрация образцов. Роспись по гальки. 2 Роспись по гальки. ВыПластилинография. Наблюдение, конкурс Наблюдение, выставка Наблюдение, конкурс Наблюдение, конкурс Наблюдение, самостоятельная работа Наблюдение, самостоятельная рабо- ставка работ. 28.1 «Оригами». 28.2 Изготовление панно «Тюльпаны». 29.1 29.2 30.1 30.2 31.1 31.2 Раздел 28. Оригами - 4,5 ч 2,5 Понятие «оригами», способ получения квадрата. Правила сгибания. Обучение работе по схемечертежу. Демонстрация образцов. 2 Раздел 29. Фактурная аппликация - 4,5 ч Фактурная аппликация. 2,5 Ознакомительная беседа. Обсуждение этапов работы. Демонстрация образцов. Выполнение фактурной 2 аппликации Раздел 30. Декор из салфеток - 4,5 ч Аппликация из салфеток. 2,5 Выполнение коллективной работы. Выяснение существенности и назначения этой поделки. Выполнение изделия. Аппликация «Цветы». 2 та Изготовление «Тюльпаны» панно Наблюдение, конкурс Изготовление «Тюльпаны» панно Наблюдение, самостоятельная работа Изготовление аппликации. Выставка готовых работ. Самостоятельная бота Изготовление аппликации. Выставка готовых работ. Наблюдение, самостоятельная работа Изготовление аппликации из салфеток «Цветы». Беседа, выставка Изготовление аппликации из салфеток «Лилии». Раздел 31. Дизайн – проект (деловая игра) - 4,5 ч Дизайн – проект (деловая 2,5 Беседа, обсуждение буГрупповая работа. игра). дущего проекта, подбор идей и материала. Защита проекта. 2 Групповая работа. ра- Наблюдение, Самостоятельная работа. Самостоятельная работа, тестированние Самостоятельная работа, наблюдение 32.1 Раздел 32. Техника работы с хлопком - 9 ч Техника работы с хлоп2,5 Беседа, обсуждение бу- Поделки и аппликация ком. дущих работ, подбор ма- с использованием хлоптериала. ка 32.2 Дизайн изделия хлопком «Барашек». 2 32.3 Дизайн изделия хлопком «Зайка». 2,5 32.4 33.1 33.2 33.3 33.4 Изготовление «Барашек» Наблюдение, Самостоятельная работа, выставка Наблюдение, самостоятельная работа Наблюдение, изделия выставка изделия Беседа, обсуждение бу- Изготовление дущих работ, подбор ма- «Зайка» териала. Наблюдение, самоРисунок зимний лес. 2 Выполнить аппликастоятельная работа цию с использованием материала хлопок. Раздел 33. Дизайн изделий растительным материалом - 11,5ч Наблюдение, самоДизайн изделий из плос- 2,5 Осыбана – флористика Освоение навыков стоятельная работа, ко высушенного растипод стеклом. наклеивания плосковыконкурс тельного материала. сушенных лепестков и листьев на основу. Наблюдение, Дизайн изделий из плос- 2 Осыбана – флористика Освоение навыков ко высушенного растипод стеклом. наклеивания плосковы- самостоятельная работельного материала. сушенных лепестков и та листьев на основу. Наблюдение, Дизайн изделий из плос- 2,5 Осыбана – флористика Освоение навыков ко высушенного растипод стеклом. наклеивания плосковы- выставка тельного материала. сушенных лепестков и листьев на основу. Наблюдение, Букет. 2 Составить букет по ос- 33.5 34.1 34.2 Сбор сезонного растительного материала. 2,5 новным правилам выставка Наблюдение, Сбор сезонного расти- Сбор сезонного растиконкурс тельного материала тельного материала Раздел 34. Образовательно - досуговая деятельность -4,5ч Подготовка к итоговой 2 Участие в культурно- Наблюдение, самоаттестации. досуговых мероприяти- стоятельная ях Центра, посещение работа выставочных залов, музеев, проведение экскурсий на природе, вечеров отдыха и др. Беседа, устный Итоговая аттестация. 2,5 Итоговый тест. опрос Приложение 2 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНОМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Арт - дизайн» Адресат : обучающиеся от 8 до 10 лет Год обучения: 1 год обучения Автор-составитель: Кулагина Нина Викторовна - педагог дополнительного образования г.п. Терек. 2024г Характеристика объединения «Арт-дизайн» Деятельность объединения «Арт-дизайн» имеет художественную направленность. Количество обучающихся объединения«Арт-дизайн» составляет 60 человек. Из них мальчиков__, девочек-____. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 8 до 10 лет 3. Формы работы: индивидуальные и групповые. 4. Направления работы: 1. Гражданско-патриотическое воспитание. 2. Духовно-нравственное воспитание. 3. Художественно-эстетическое воспитание. 4. Спортивно-оздоровительное воспитание. 5. Физическое воспитание. 6. Трудовое и профориентационное воспитание. 7. Экологическое воспитание. 8. Воспитание познавательных интересов. Цель воспитательной работы: - создать условия для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Задачи воспитательной работы: - способствовать развитию личности учащегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции; - развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; - формирование и пропаганда здорового образа жизни. Направленность: Объединения «Арт – дизайн» имеет художественную направленность. Формы работы – индивидуальные и групповые. Результат воспитательной работы: - Происходят изменения в формирование личности учащегося с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развивать свою субъективную позицию; - построена доброжелательная система отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; - Получили умения самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализа- ции в процессе жизнедеятельности; - Происходят изменения в формирование здорового образа жизни. Работа с коллективом обучающихся: - Формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; - обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; - развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; - содействие формированию активной гражданской позиции; - воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу. Работа с родителями: • организовать систему индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации); • cо действовать сплочению родительского коллектива и вовлекать в работу объединения; • (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года); • оформлять информационные уголки для родителей по вопросам воспитания детей. Календарный план воспитательной работы объединения «Арт - дизайн» на 2024-2025 учебный год № п/п 1 2 3 Направление воспитательной работы Гражданскопатриотическое воспитание: Духовно – нравственное воспитание Художест венно-эстетическое воспитание 4 Трудовое воспитание 5 Спортивно- оздоровительное 6 Воспитание познавательных интересов Наименование мероприятия 1.Рисунки и поделки ко Дню адыгов. 2.Беседа «День народного единства!» 3.Рисунки и поделки ко Дню защитника отечества. 4.Рисунки и поделки ко Дню победы. 1.Беседа «Милосердие» 2.Акция «Сохраним добро в своем сердце!» 1.Беседа «В гостях» 2.Викторина «Музеи мира» 3. «Этикет народов мира»- викторина 1. Беседа «Польза физического труда» 2.«Мой дом – наведу порядок в нем» 3.«Мои обязанности в семье» Викторина «Здоровый образ жизни» «Как организовать свой день? Режим» «Неделя биологического разнообразия» Срок выполнения Сентябрь Ноябрь Ответственный Планируемый результат Кулагина Н.В Формирование патриотических ценностных представлений о любви к своей малой Родине. Кулагина. Н. В. Формирование ценностных представлений о морали и об основных понятиях этики Формирование характера и нравственных качеств, а также развитие хорошего вкуса и поведения Формирование положительного отношения к труду ,интерес к трудовым профессиям. Февраль Май Октябрь Ноябрь Сентябрь Ноябрь Апрель Октябрь Март апрель Кулагина. Н. В. Кулагина. Н. В. Октябрь Кулагина Н.В Формирование здорового образа жизни Ноябрь Декабрь Кулагина Н.В Формирование потребности приобретение новых знаний, интерес к творческой деятельности 42