Дополнительная общеразвивающая программа "Пифагорка"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПИФАГОРКА»

Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся от 7 до 10 лет
Срок реализации программы: 1 год, 162 часа
Форма обучения: очная
Автор – составитель: Ахумашева Марианна Николаевна - педагог
дополнительного образования

г.п.Терек, 2024г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Мы живем в век бурного информационного роста, ежегодно мировой объем
производимой информации растет по экспоненте. Одним из важнейших навыков в
современном мире становится умение быстро обрабатывать большие объемы
информации. Предлагаемая программа, построенная на основе быстрого устного
счета и состоящая из занимательных практических упражнений, позволит
педагогам и родителям формировать и развивать у обучающихся этот навык в
увлекательной атмосфере соревнования.
С этой целью в программе предусмотрено значительное количество
активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в
динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими арифметического
материала, развитие интеллекта, приобретение практических навыков
самостоятельной деятельности.
Направленность: естественнонаучная.
Уровень программы: базовый.
Вид программы: модифицированный.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - № 273-ФЗ) с изменениями и дополнениями.
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до
2025 года».
6. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте Российской Федерации.
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. №
170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
9. Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
12. Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
16. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 629).
17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
18. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 552/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
19. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
22. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г.
№ 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности
государственных образовательных учреждений дополнительного образования
детей в Кабардино-Балкарской Республике».

23. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от
26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
24. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023 г. № 22/1061 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Кабардино-Балкарской Республике».
25. Устав Центра.
Актуальность
дополнительной
общеразвивающей
программы
обусловлена использованием системы развития мозга, основанной на применении
соробана, которая позволяет решать арифметические задачи любой сложности.
Программа основана на применении уникальной методики гармоничного
развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует
более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше
мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым
и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже
невозможным, становится простым и понятным.
Новизна образовательной программы заключается в том, что она
реализуется в рамках обще интеллектуального направления дополнительного
образования детей, где происходит развитие критического мышления, умение
анализировать информационный поток, использование новых методов получения
информации, расширение кругозора. При этом решаются такие задачи, как
формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов,
ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление
склонностей и интересов.
Отличительной особенностью программы является то, что на каждом
занятии дети считают при помощи специального инструмента - соробан. Счет
производится пальцами обеих рук. Ассиметричная постановка пальцев в этой
методике приводит к тому, что каждый решенный пример, по сути, является
упражнением для развития межполушарных связей (кинезиология – наука о
развитии умственных способностей через движения).
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена
важностью создания условий для формирования у детей навыков абстрактного
(пространственного) мышления, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения
скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы
живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно
растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее
объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных
упражнений позволит педагогу и родителям формировать, развивать,
корректировать у обучающихся эти навыки, также помочь детям легко и радостно
включиться в процесс обучения.
Адресат программы: обучающиеся от 7 до 10 лет.
Срок реализации: 1 год, 162 ч.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5
академических часа с 10 минутным перерывом, продолжительность занятий 40
минут.

Форма обучения: очная
Форма занятий: индивидуальные, групповые.
Особенности организации образовательного процесса:
Традиционная модель реализации программы. Последовательное освоение
содержания в течение одного года обучения в одной образовательной
организации.
Цель и задачи программы
Цель программы: максимальное развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей через создание условий для раскрытия потенциала обоих
полушарий головного мозга: левого, отвечающего за логику, и правого,
отвечающего за образы.
Задачи программы:
Личностные:
• развить коммуникативные навыки: умение взаимодействовать с ровесниками
и со взрослыми;
• развить
любознательность,
сообразительность
при
выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• воспитать чувства справедливости, ответственности;
• развить самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
• сформировать мотивацию на получение дополнительных знаний;
• развить зрительное и слуховое внимание.
Предметные:
• обучить детей приёмам устного счета с использованием соробана;
• обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на соробане,
увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти;
• развить практические навыки логического мышления обучающихся
посредством задействования совместной работы левого и правого полушарий
головного мозга;
• развить концентрацию и внимание;
• развить творческий потенциал обучающегося, исходя из его природных
способностей;
• развить скорость мышления и скорость обработки информации.
Метапредметные:
• повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе
интерес к точным наукам - арифметике и математике;
• развить умение использовать приобретённые математические знания для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
для оценки их количественных и пространственных отношений.

Учебный план

№ Название разделов и тем
I.Прямое сложение и
вычитание однозначных.

Количество часов
Форма
Всего Теория Практика аттестате/контроля
31,5

31,5

Прямое сложение на
1.1
нижних косточках

2

2

Прямое вычитание на
нижних косточках
Прямое сложение и
1.3 вычитание на нижних
косточках

2,5

2,5

2

2

1.4 Прямое сложение (+5)

2,5

2,5

1.5 Прямое вычитание (-5)

2

2

Прямое сложение и
вычитание (+/-5)

2,5

2,5

1.7 Прямое сложение (+6)

2

2

1.8 Прямое вычитание (-6)

2,5

2,5

Прямое сложение и
вычитание (+/-6)

2

2

1.10 Прямое сложение (+7)

2,5

2,5

1.11 Прямое вычитание (-7)

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

36

36

2

2

2,5

2,5

1.2

1.6

1.9

Прямое сложение и
вычитание (+/-7)
Прямое сложение и
1.13
вычитание (+/- 8 и 9)
Прямое сложение и
1.14
вычитание, закрепление
II.Прямое сложение и
вычитание двузначных.
Прямое сложение,
2.1
двузначные (10-19)
Прямое вычитание,
2.2
двузначные (10-19)
1.12

Самостоятельная
работа,
тестирование
Самостоятельная
работа
Ментальный
диктант
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Ментальный
диктант
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Ментальный
диктант
Самостоятельная
работа
Контрольная работа

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа

Прямое сложение и
2.3 вычитание, двузначные
(10-19)
Прямое сложение и
2.4 вычитание, двузначные
(20-29)
Повторение прямое +/-,
2.5
двузначные (20-29)
Прямое сложение и
2.6 вычитание, двузначные
(30-39)
Повторение прямое +/-,
2.7
двузначные (30-39)
Прямое сложение и
2.8 вычитание, двузначные
(40-49)
Повторение прямое +/-,
2.9
двузначные (40-49)
Закрепление прямое +/-,
2.10
двузначные (10-49)
Прямое сложение и
2.11 вычитание, двузначные
(50-59)
Прямое сложение и
2.12 вычитание, двузначные
(60-69)
Прямое сложение и
2.13 вычитание, двузначные
(70-79)
Прямое сложение и
2.14 вычитание, двузначные
(80-89)
Прямое сложение и
2.15 вычитание, двузначные
(90-99)
Закрепление прямое +/-,
2.16
двузначные (10-99)
III. Младшие товарищи.
3.1 Младшие товарищи +4
3.2

Закрепление младшие
товарищи +4

3.3 Младшие товарищи -4

Ментальный
диктант

2

2

2,5

2,5

Самостоятельная
работа

2

2

2,5

2,5

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

Самостоятельная
работа

2,5

2,5

Самостоятельная
работа

2

2

Самостоятельная
работа

2,5

2,5

Самостоятельная
работа

2

2

2,5

2,5

45
2

45
2

2,5

2,5

2

2

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Контрольная работа

Ментальный
диктант
Контрольная работа

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Ментальный
диктант

Закрепление младшие
товарищи -4

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

Закрепление младшие
товарищи -1

2,5

2,5

3.17 Младшие товарищи 2Д2Р

2

2

Закрепление младшие
товарищи 2Д2Р

2,5

2,5

3.19 Младшие товарищи 2Д3Р

2

2

2,5

2,5

49,5
2

49,5
2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

3.4

3.5 Младшие товарищи +3
3.6

Закрепление младшие
товарищи +3

3.7 Младшие товарищи -3
3.8

Закрепление младшие
товарищи -3

3.9 Младшие товарищи +2
3.10

Закрепление младшие
товарищи +2

3.11 Младшие товарищи -2
3.12

Закрепление младшие
товарищи -2

3.13 Младшие товарищи +1
3.14

Закрепление младшие
товарищи +1

3.15 Младшие товарищи -1
3.16

3.18

3.20

4.1
4.2
4.3
4.4

Закрепление младшие
товарищи 2Д3Р
IV.Старшие товарищи.
Старшие товарищи +9
1Д3Р
Закрепление старшие
товарищи +9 1Д4Р
Старшие товарищи +9
2Д3Р
Закрепление старшие
товарищи +9 2Д4Р

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Ментальный
диктант
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Ментальный
диктант
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Ментальный
диктант
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Олимпиада

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Ментальный
диктант
Самостоятельная
работа

Старшие товарищи +8
1Д3Р
Закрепление старшие
4.6
товарищи +8 1Д4Р
Старшие товарищи +8
4.7
2Д3Р
Закрепление старшие
4.8
товарищи +8 2Д4Р
Старшие товарищи +7
4.9
1Д3Р
Закрепление старшие
4.10
товарищи +7 1Д4Р
Старшие товарищи +7
4.11
2Д3Р
Закрепление старшие
4.12
товарищи +7 2Д4Р
Старшие товарищи +6
4.13
1Д3Р
Закрепление старшие
4.14
товарищи +6 1Д4Р
Старшие товарищи +6
4.15
2Д3Р
Закрепление старшие
4.16
товарищи +6 2Д4Р
Старшие товарищи +5
4.17
1Д3Р
Закрепление старшие
4.18
товарищи +5 1Д4Р
Старшие товарищи +5
4.19
2Д3Р
Закрепление старшие
4.20
товарищи +5 2Д4Р
4.21 Старшие товарищи +9 - +5.
4.22 Итоговое занятие.
Итого
4.5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2

2

2,5

2,5

2
2,5
162

2
2,5
162

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Контрольная работа
Самостоятельная
работа
Ментальный
диктант
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Контрольная работа
Ментальный
диктант
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Контрольная работа
Тестирование

Содержание учебного плана
I.Прямое сложение и вычитание однозначных - 31.5ч.
Тема 1.1. Прямое сложение на нижних косточках. 2ч.
Практика: рассматривание соробана, игры со счетами. Физкультминутка,
пальчиковая гимнастика. Выполнение заданий на сложение чисел 1-4 на соробане.
Выполнение задания в рабочей тетради. Тестирование
Тема 1.2. Прямое вычитание на нижних косточках. 2,5ч

Практика: выполнение заданий на вычитание чисел 1-4 на соробане. Выполнение
задания в рабочей тетради.
Тема 1.3. Прямое сложение и вычитание на нижних косточках. 2ч.
Практика: выполнение заданий на сложение и вычитание чисел 1-4 на соробане.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Тема 1.4. Прямое сложение (+5). 2,5ч
Практика: набор числа 5 на соробане с использование флеш-карт.
Тема 1.5. Прямое вычитание (-5). 2ч.
Практика: выполнение заданий на вычитание с цифрой 5 на соробане, работа в
рабочей тетради.
Тема 1.6. Прямое сложение и вычитание (+/-5). 2,5ч.
Практика: выполнение заданий на сложение и вычитание числа 5 на соробане.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Тема 1.7. Прямое сложение (+6). 2ч.
Практика: набор числа 6 на соробане с использование флеш-карт. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Тема 1.8. Прямое вычитание (-6). 2,5ч.
Практика: выполнение заданий на вычитание с цифрой 6 на соробане, работа в
рабочей тетради.
Тема 1.9. Прямое сложение и вычитание (+/-6). 2ч.
Практика: выполнение заданий на сложение и вычитание числа 6 на соробане.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Тема 1.10. Прямое сложение (+7). 2,5ч.
Практика: набор числа 7 на соробане с использование флеш-карт. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Тема 1.11. Прямое вычитание (-7). 2ч.
Практика: выполнение заданий на вычитание с цифрой 6 на соробане, работа в
рабочей тетради.
Тема 1.12. Прямое сложение и вычитание (+/-7). 2,5ч.
Практика: выполнение заданий на сложение и вычитание числа 7 на соробане.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Тема 1.13. Прямое сложение и вычитание (+/- 8 и 9). 2ч.
Практика: набор чисел 8 и 9 на соробане с использование флеш-карт.
выполнение заданий на сложение и вычитание чисел 8 и 9 на соробане.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Тема 1.14. Прямое сложение и вычитание, закрепление. 2,5ч.
Практика: отображение чисел 1 – 9 на флеш-картах. Техника работы с
соробаном. Выполнение контрольных заданий в рабочей тетради.
II.Прямое сложение и вычитание двузначных - 36 часов.
Тема 2.1. Прямое сложение, двузначные (10-19). 2ч.
Практика: графический образ цифр, порядок набора двухзначных чисел10-19 на
соробане. Порядок выполнения операции «простое сложение» для двухзначных
чисел. Набор чисел на соробане с использованием флеш-карт, простое сложение
чисел на счетах. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Тема 2.2. Прямое вычитание, двузначные (10-19). 2,5ч.

Практика: выполнение заданий на вычитание чисел 10-19 на соробане.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Тема 2.3. Прямое сложение и вычитание, двузначные (10-19). 2ч.
Практика: закрепление чисел 10-19 на соробане, сложение и вычитание цифр 1019, работа в рабочей тетради.
Тема 2.4. Прямое сложение и вычитание, двузначные (20-29). 2,5ч.
Практика: выполнение упражнений на «простое сложение и вычитание» на
соробане. Повторение набора чисел от 0 до 29, выполнение заданий на в рабочей
тетради на закрепление темы.
Тема 2.5. Повторение прямое +/-, двузначные (20-29). 2ч.
Практика: закрепление чисел 20-29 на соробане, выполнение заданий в рабочей
тетради.
Тема 2.6. Прямое сложение и вычитание, двузначные (30-39). 2,5ч.
Практика: набор чисел на соробане с использование флеш-карт. Простое
сложение и простое вычитание чисел 30-39, выполнение упражнений на соробане.
Тема 2.7. Повторение прямое +/-, двузначные (30-39). 2ч.
Практика: повторение набора чисел от 0 до 39, выполнение заданий на счетах и в
рабочей тетради на закрепление темы.
Тема 2.8. Прямое сложение и вычитание, двузначные (40-49). 2,5ч.
Практика: набор чисел на соробане с использование флеш-карт. Простое
сложение и простое вычитание чисел 40-49, выполнение упражнений на соробане.
Тема 2.9. Повторение прямое +/-, двузначные (40-49). 2ч.
Практика: повторение набора чисел от 0 до 49, выполнение заданий на счетах и в
рабочей тетради.
Тема 2.10. Закрепление прямое +/-, двузначные (10-49). 2,5ч.
Практика: набор чисел на соробане с использование флеш-карт. Простое
сложение и простое вычитание цифр 10-49, выполнение упражнений на соробане,
выполнение заданий в рабочей тетради на закрепление темы.
Тема 2.11. Прямое сложение и вычитание, двузначные (50-59). 2ч.
Практика: графический образ цифр 50-59, простое сложение и вычитание с
чередованием двузначных и однозначных чисел на соробане, работа с флешкартами, выполнение заданий на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Тема 2.12. Прямое сложение и вычитание, двузначные (60-69). 2,5ч
Практика: графический образ цифр 60-69, простое сложение и вычитание с
чередованием двузначных и однозначных чисел на соробане, работа с флешкартами, выполнение заданий на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Тема 2.13. Прямое сложение и вычитание, двузначные (70-79). 2ч.
Практика: графический образ цифр 70-79, простое сложение и вычитание с
чередованием двузначных и однозначных чисел на соробане, работа с флешкартами, выполнение заданий на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Тема 2.14. Прямое сложение и вычитание, двузначные (80-89). 2,5ч.
Практика: графический образ цифр 80-89, простое сложение и вычитание с
чередованием двузначных и однозначных чисел на соробане, работа с флеш-

картами, выполнение заданий на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Тема 2.15. Прямое сложение и вычитание, двузначные (90-99). 2ч.
Практика: графический образ цифр 90-99, простое сложение и вычитание с
чередованием двузначных и однозначных чисел на соробане, работа с флешкартами, выполнение заданий на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Тема 2.16. Закрепление прямое +/-, двузначные (10-99). 2,5ч.
Практика: выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах
10-99, выполнение заданий на соробане и в рабочей тетради.
III. Младшие товарищи - 45 часов.
Тема 3.1. Младшие товарищи +4. 2ч.
Практика: формула сложения с 5 методом «Помощь младшего брата»: +4=+5-1,
выполнение базовых упражнений к изученной формуле, выполнение задания в
рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 3.2. Закрепление младшие товарищи +4. 2,5ч.
Практика: закрепление базовых упражнений на сложение с 5 методом «Помощь
младшего брата». Решение примеров на скорость. Самостоятельная работа.
Тема 3.3. Младшие товарищи - 4. 2ч.
Практика: формула вычитания с 5 методом «Помощь младшего брата»: - 4= 5+1, выполнение базовых упражнений к изученной формуле, выполнение задания
в рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 3.4. Закрепление младшие товарищи -4. 2,5ч.
Практика: закрепление базовых упражнений на вычитание с 5 методом «Помощь
младшего брата». Решение примеров на скорость. Самостоятельная работа.
Тема 3.5. Младшие товарищи +3. 2ч.
Практика: формула сложения с 5 методом «Помощь младшего брата»: +3=+5-2,
выполнение базовых упражнений к изученной формуле, выполнение задания в
рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 3.6. Закрепление младшие товарищи +3. 2,5ч.
Практика: закрепление базовых упражнений на сложение с 5 методом «Помощь
младшего брата». Решение примеров на скорость. Самостоятельная работа.
Тема 3.7. Младшие товарищи -3. 2ч.
Практика: формула вычитания с 5 методом «Помощь младшего брата»: - 3= 5+2, выполнение базовых упражнений к изученной формуле, выполнение задания
в рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 3.8. Закрепление младшие товарищи -3. 2,5ч.
Практика: закрепление базовых упражнений на вычитание с 5 методом «Помощь
младшего брата». Решение примеров на скорость. Самостоятельная работа.
Тема 3.9. Младшие товарищи +2. 2ч.
Практика: формула сложения с 5 методом
«Помощь младшего брата»: +2=+5-3. Решение примеров на скорость. С/р.
Тема 3.10. Закрепление младшие товарищи +2. 2,5ч.
Практика: закрепление базовых упражнений на сложение с 5 методом «Помощь
младшего брата». Решение примеров на скорость. Самостоятельная работа.
Тема 3.11. Младшие товарищи -2. 2ч.

Практика: формула вычитания с 5 методом «Помощь младшего брата»: - 2= 5+3, выполнение базовых упражнений к изученной формуле, выполнение задания
в рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 3.12. Закрепление младшие товарищи -2. 2,5ч.
Практика: закрепление базовых упражнений на вычитание с 5 методом «Помощь
младшего брата». Решение примеров на скорость. Самостоятельная работа.
Тема 3.13. Младшие товарищи +1. 2ч.
Практика: формула сложения с 5 методом
«Помощь младшего брата»: +1=+5-4. Решение примеров на скорость.
Тема 3.14. Закрепление младшие товарищи +1. 2,5ч.
Практика: закрепление базовых упражнений на сложение с 5 методом «Помощь
младшего брата». Решение примеров на скорость. Самостоятельная работа.
Тема 3.15. Младшие товарищи -1. 2ч.
Практика: формула вычитания с 5 методом «Помощь младшего брата»: - 1= 5+4, выполнение базовых упражнений к изученной формуле, выполнение задания
в рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 3.16. Закрепление младшие товарищи -1. 2,5ч.
Практика: закрепление базовых упражнений на вычитание с 5 методом «Помощь
младшего брата». Решение примеров на скорость. Самостоятельная работа.
Тема 3.17. Младшие товарищи 2Д2Р. 2ч.
Практика: формула младших товарищей на десятках в 2 ряда, выполнение
базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Тема 3.18. Закрепление младшие товарищи 2Д2Р. 2,5ч.
Практика: закрепление формул младших товарищей на десятках в 2 ряда,
выполнение базовых упражнений, ментальный диктант. Решение примеров на
скорость. Самостоятельная работа.
Тема 3.19. Младшие товарищи 2Д3Р. 2ч.
Практика: формула младших товарищей на десятках в 3ряда, выполнение
базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Тема 3.20. Закрепление младшие товарищи 2Д3Р. 2,5ч.
Практика: закрепление формул младших товарищей на десятках в 2 ряда,
выполнение базовых упражнений, ментальный диктант. Решение примеров на
скорость. С/р.
IV.Старшие товарищи – 49,5 часов.
Тема 4.1. Старшие товарищи +9 1Д3Р. 2ч.
Практика: формула сложения с 10
методом «Помощь старшего товарища»:
+9=+10-1 и базовые упражнения к ней: 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9.
Решение специально подобранных примеров и выполнение базовых упражнений.
Выполнение заданий в рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 4.2. Закрепление старшие товарищи +9 1Д4Р. 2,5ч.
Практика: закрепление формул старших товарищей на единицах в 4 ряда,
выполнение базовых упражнений, ментальный диктант. Решение примеров на
скорость. С/р.
Тема 4.3. Старшие товарищи +9 2Д3Р. 2ч.

Практика: формула старших товарищей на десятках в 3ряда, выполнение
базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Тема 4.4. Закрепление старшие товарищи +9 2Д4Р. 2,5ч.
Практика: закрепление формул старших товарищей на десятках в 4 ряда,
выполнение базовых упражнений, ментальный диктант. Решение примеров на
скорость. С/р.
Тема 4.5. Старшие товарищи +8 1Д3Р. 2ч.
Практика: формула сложения с 10 методом «Помощь старшего товарища»:
+8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение
специально подобранных примеров и выполнение базовых упражнений.
Выполнение заданий в рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 4.6. Закрепление старшие товарищи +8 1Д4Р. 2.5ч.
Практика: закрепление формул старших товарищей на единицах в 4 ряда,
выполнение базовых упражнений, ментальный диктант. Решение примеров на
скорость. С/р.
Тема 4.7. Старшие товарищи +8 2Д3Р. 2ч.
Практика: формула старших товарищей на десятках в 3ряда, выполнение
базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Тема 4.8. Закрепление старшие товарищи +8 2Д4Р. 2,5ч.
Практика: закрепление формул старших товарищей на десятках в 4 ряда,
выполнение базовых упражнений, ментальный диктант. Решение примеров на
скорость. С/р.
Тема 4.9. Старшие товарищи +7 1Д3Р. 2ч.
Практика: формула сложения с 10 методом «Помощь старшего товарища»:
+7=+10-3 и базовые упражнения к ней: 3+7, 4+7, 7+8, 8+7, 9+7. Решение
специально подобранных примеров и выполнение базовых упражнений.
Выполнение заданий в рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 4.10. Закрепление старшие товарищи +7 1Д4Р. 2,5ч.
Практика: закрепление формул старших товарищей на единицах в 4 ряда,
выполнение базовых упражнений, ментальный диктант. Решение примеров на
скорость. С/р.
Тема 4.11. Старшие товарищи +7 2Д3Р. 2ч.
Практика: формула старших товарищей на десятках в 3ряда, выполнение
базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Тема 4.12. Закрепление старшие товарищи +7 2Д4Р. 2,5ч.
Практика: формула старших товарищей на десятках в 4ряда, выполнение
базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Тема 4.13. Старшие товарищи +6 1Д3Р. 2ч.
Практика: формула сложения с
помощью 10 метод «старшего товарища»:
+6=+10-4 и базовые упражнения к ней: 4+6, 9+6. Практика: решение специально
подобранных примеров и выполнение базовых упражнений. Выполнение заданий
в рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 4.14. Закрепление старшие товарищи +6 1Д4Р. 2,5ч.

Практика: закрепление формул старших товарищей на единицах в 4 ряда,
выполнение базовых упражнений, ментальный диктант. Решение примеров на
скорость. С/р.
Тема 4.15. Старшие товарищи +6 2Д3Р. 2ч.
Практика: формула младших товарищей на десятках в 3ряда, выполнение
базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Тема 4.16. Закрепление старшие товарищи +6 2Д4Р. 2,5ч.
Практика: формула старших товарищей на десятках в 4ряда, выполнение
базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Тема 4.17. Старшие товарищи +5 1Д3Р. 2ч.
Практика: формула сложения с 10 методом «Помощь старшего товарища»:
+5=+10-5 и базовые упражнения к ней: 5+5, 6+5, 7+5, 8+5, 9+5.Решение
специально подобранных примеров и выполнение базовых упражнений.
Выполнение заданий в рабочей тетради, ментальный диктант.
Тема 4.18. Закрепление старшие товарищи +5 1Д4Р. 2,5ч.
Практика: закрепление
формул старших товарищей на единицах в 4 ряда,
выполнение базовых упражнений, ментальный диктант. Решение примеров на
скорость. С/р
Тема 4.19. Старшие товарищи +5 2Д3Р. 2ч.
Практика: формула старших товарищей на десятках в 3ряда, выполнение
базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Тема 4.20. Закрепление старшие товарищи +5 2Д4Р. 2,5ч.
Практика: закрепление формул старших товарищей на десятках в 4ряда,
выполнение базовых упражнений, выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Тема 4.21. Старшие товарищи +9 - +5. 2ч.
Практика: формулы +9 - +5 сложения с 10 методом «Помощь старшего
товарища»: и базовые упражнения к ним. Решение специально подобранных
примеров и выполнение базовых упражнений. Выполнение заданий в рабочей
тетради, ментальный диктант.
Тема 4.22. Итоговое занятие. – 2,5 часа.
Практика: Объяснение правил. Проведение тестовых задания «Нескучная
ментальная арифметика».
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающегося будет / будут:
• сформированы коммуникативные навыки: умение взаимодействовать со
сверстниками и со взрослыми;
• сформированы навыки выполнения заданий проблемного и эвристического
характера;
• сформировано чувство справедливости, ответственности;

• сформированы самостоятельность суждений,
независимость
нестандартность мышления;
• сформирована мотивация на получение дополнительных знаний.
• развиты зрительное и слуховое внимание.

и

Предметные:
Обучающийся будет знать:
• приёмы устного счета с использованием соробана;
• приемы выстраивания чисел на соробане, увеличивая тем самым объем
долговременной визуальной памяти;
У обучающегося будут / будет:
• развиты практические навыки логического мышления, посредством
задействования совместной работы левого и правого полушарий головного
мозга;
• развито умение концентрироваться и распределять внимание;
• развит творческий потенциал, исходя из его природных способностей;
• развита скорость мышления и скорость обработки информации.
Метапредметные:
У обучающегося будут / будет:
• повышен общий интеллектуальный уровень, в том числе интерес к точным
наукам - арифметике и математике;
• развито умение использовать приобретённые математические знания для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
для оценки их количественных и пространственных отношений.

Раздел 2: «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
обучения
начала
окончания
(уровень
обучения по обучения по
программы) программе программе
1 год
01.09.2024г. 31.05.2025г.
обучения
(базовый)

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

36

162

2 раза в
неделю
по 2 и
2,5ч

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Предметноразвивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и
задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых
подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими:
среднее
профессиональное
или
высшее
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной
деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю
деятельности.
Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее оборудование:
•
учебный кабинет;
•
столы;
•
стулья;
•
информационные стенды;
•
компьютер;
•
демонстрационный соробан;
•
ученические соробаны;
•
рабочие тетради.

•
•
•
•
•

Формы аттестации
самостоятельная работа;
контрольная работа;
ментальный диктант;
олимпиада;
тестирование.
Оценочные материалы

•
•
•

индивидуальные диагностические карты;
карточки с заданиями для самостоятельной и контрольной работы;
тесты.
Методическое и дидактическое обеспечение
Методы обучения

- объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, дискуссия);
- практические (упражнения);
- творческие (творческие задания, выполнение индивидуальных, парных и
групповых заданий).
Методы воспитания
- убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии: индивидуальное обучение, групповое
обучение,
дифференцированного
обучения,
коллективной
творческой
деятельности.
Индивидуальное обучение — это форма работы на занятиях, которая
предполагает, что каждый обучающийся получает для самостоятельного
выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его
подготовкой и возможностями.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации
учебного сотрудничества детей, активное включение каждого учащегося в
учебный процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что не
посредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает комфортное
условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между обучающимися.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного
процесса, при котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с
учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих
качеств.
Коллективная творческая деятельность — это организация совместной
деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном
творчестве, планировании и анализе результатов.

Здоровье сберегающие технологии
1. Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом
занятии проводятся физминутки для глаз и пальцев рук, ритмические паузы, с
музыкальным сопровождением. Экспериментально доказано, что музыка может
успокоить, может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепить
иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению
обмена веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек
выздоравливает.
2. Индивидуальное дозирование объёма сложности. В разновозрастной группе
надо подбирать задания с учетом возможности каждого ребенка.
3. Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов. Кабинет для
занятий оборудован столами и стульями по росту обучающихся и физическими
характеристиками, демонстрационным соробаном, компьютером и различными
материалами, необходимыми для занятий ментальной арифметики.
4. Беседы и воспитательная работа с обучающимися. В план воспитательной
работы образовательной программы внесены: «Как организовать свой день?
«Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др.
5. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях. Младший школьный
возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Во время занятий
ментальной арифметики пальцы рук развиваются. Так как одинаковое напряжение
невозможно, то физические упражнения должны быть направлены на
симметричное расслабление одних мышц и напряжение других. Только так
можно помочь организму в формировании правильной осанки.
Специальные технологии: устный и метальный счет.
Формы организации учебного занятия: беседа, самостоятельная работа,
контрольная работа, ментальный диктант, тестирование.
Дидактические материалы: тетрадь для записей и ручка, флеш-карты,
ментальная карта, рабочая тетрадь на печатной основе, наборы головоломок,
ребусов, наборы карточек с заданиями многоразового использования, видео и
аудиозаписи, видеотренажеры, демонстрационный наглядный материал на
печатной основе (числовые и цифровые домики, формулы ментальной
арифметики).
Алгоритм учебного занятия
I. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места. (2-3
минуты).
II. Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы 10-15 минут).
- Беседа по теме – 3-5 минут
- Работа с флеш-картами -2-3 минуты.
- Фундаментальные упражнения (в зависимости от сложности 3-5 минут).
III. Физкультминутка.
IV. Самостоятельная работа (в зависимости от темы 10-15 минут).
V. Физкультминутка (гимнастика для пальцев рук).

VI. Аудиодиктант на соробане (5 минут).
VII. Ментальный диктант (5 минут).
Критерии оценки результатов освоения программы
Параметры

Низкий 0%-30%

Средний 31%-60%

Высокий 61%-100%

Обучающийся знает
изученный
материал, но для
полного раскрытия
темы требуется
дополнительные
вопросы

Обучающийся знает
изученный материал.
Может дать
логически
выдержанный ответ,
демонстрирующий
полное владение
материалом

Уровень теоретических знаний
Теоретические Обучающийся знает
знания
изученный материал.
Изложение материала
сбивчивое, требующее
корректировки
наводящими
вопросами

Уровень практических навыков и умений
Практические Исполнение с большим Отметка отражает
знания
количеством
грамотное
недочетов, а именно: исполнение с
неумение
небольшими
анализировать свое
недочетами (как в
исполнение, слабая
техническом плане,
техника и
так и в
математический счёт, математическом);
считает только с
владение хорошей
помощью соробана
исполнительской
техникой, считает с
помощью
ментальной карты и
ментально

Технически
качественное и
математически
осмысленное
исполнение,
отвечающее всем
требованиям на
данном этапе
обучения.
Обучающийся
владеет
теоретическими и
практическими
знаниями в области
ментальной
арифметики. Работы
выполняет точно, в
соответствии с
заданным темпом,
считает ментально

Список литературы для педагогов
1. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения».
2. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный
метод обучения устному счёту школьников // Международный научный журнал
«Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
3.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика».
4.Учебник по ментальной арифметике.
5.Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех».
6.http://menar.ru.com.
7.YouTube «Ментальная арифметика для каждого».
8.Онлайн-тренажер «Соробан»
9. Ментальная арифметика IAMA, сложение и вычитание.
Список литературы для обучающихся
1.Вендланд Д. «Изучение арифметики с помощью абакуса». Москва: ЭКСМО,
2018г.
2.Учебные пособия IAMA (Рабочие тетради разделены на три возрастные
категории).
Интернет-ресурсы:
1. www.abakus-center.ru
2. www.advancecenter.kz

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ПИФАГОРКА»

Уровень программы: базовый
Адресат: обучающиеся от 7 до 10 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Ахумашева Марианна Николаевна, педагог
дополнительного образования

г.п.Терек,2024г.

Данная
программа
имеет
естественнонаучную
направленность,
предназначена для освоения быстрого устного математического счета.
Цель программы: максимальное развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей через создание условий для раскрытия потенциала обоих
полушарий головного мозга: левого, отвечающего за логику, и правого,
отвечающего за образы.
Задачи:
Личностные:
• развить коммуникативные навыки: умение взаимодействовать с ровесниками
и со взрослыми;
• развить
любознательность,
сообразительность
при
выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• воспитать чувства справедливости, ответственности;
• развить самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
• сформировать мотивацию на получение дополнительных знаний;
• развить зрительное и слуховое внимание.
Предметные:
• обучить детей приёмам устного счета с использованием соробана;
• обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на соробане,
увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти;
• развить практические навыки логического мышления обучающихся
посредством задействования совместной работы левого и правого полушарий
головного мозга;
• развить концентрацию и внимание;
• развить творческий потенциал обучающегося, исходя из его природных
способностей;
• развить скорость мышления и скорость обработки информации.
Метапредметные:
• повысить общий интеллектуальный уровень обучающегося, в том числе
интерес к точным наукам - арифметике и математике;
• развить умение использовать приобретённые математические знания для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
для оценки их количественных и пространственных отношений.
Планируемые результаты
Личностные:
• У обучающегося будет / будут:
• сформированы
коммуникативные навыки: умение взаимодействовать
со сверстниками и со взрослыми;
• сформированы навыки выполнения заданий проблемного и эвристического
характера;
• сформировано чувство справедливости, ответственности;

• сформированы самостоятельность суждений,
независимость
нестандартность мышления;
• сформирована мотивация на получение дополнительных знаний.
• развиты зрительное и слуховое внимание.

и

Предметные:
Обучающийся будет знать:
• приёмы устного счета с использованием соробана;
• приемы
выстраивания чисел на соробане, увеличивая тем самым
объем долговременной и визуальной памяти;
У обучающегося будут / будет:
• развиты практические навыки логического мышления, посредством
задействования совместной работы левого и правого полушарий головного
мозга;
• развито умение концентрироваться и распределять внимание;
• развит творческий потенциал, исходя из его природных способностей;
• развита скорость мышления и скорость обработки информации.
Метапредметные:
У обучающегося будут / будет:
• повышен общий интеллектуальный уровень, в том числе интерес к точным
наукам- арифметике и математике;
• развито умение использовать приобретённые математические знания для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
для оценки их количественных и пространственных отношений.

Календарно-тематический план
№

Дата занятия

п/п по
плану

Наименование раздела,
темы

Кол-во
часов

по
факту

Содержание деятельности

теоретиче
ская часть
занятия

Форма аттестации /
контроля

практическая часть занятия

1. Прямое сложение и вычитание однозначных - 31,5ч.

1.1

Прямое сложение на
нижних косточках

2,5

2

1.2

Прямое вычитание на
нижних косточках
Прямое сложение и
вычитание на нижних
косточках

2,5

1.3
1.4

Прямое сложение (+5)

2

1.5

Прямое вычитание (-5)

2,5

Прямое сложение и
вычитание (+/-5)

2

1.6

1.7

Прямое сложение (+6)

2,5

Рассматривание соробана, игры со счетами.
Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Выполнение заданий на сложение чисел 1-4 на
соробане. Выполнение задания в рабочей
тетради. Тестирование.
Выполнение заданий на вычитание чисел 1-4
на соробане. Выполнение задания в рабочей
тетради.
Выполнение заданий на сложение и вычитание
чисел 1-4 на соробане. Выполнение задания в
рабочей тетради.
Набор числа 5 на соробане с использование
флеш-карт.
Выполнение заданий на вычитание с цифрой 5
на соробане, работа в рабочей тетради.
Выполнение заданий на сложение и вычитание
числа 5 на соробане. Выполнение задания в
рабочей тетради.
Набор числа 6 на соробане с использование
флеш-карт. Выполнение заданий в рабочей
тетради.

Самостоятельная
работа, тестирование

Самостоятельная
работа
Ментальный диктант

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Ментальный диктант

Самостоятельная
работа

1.8
1.9

1.10
1.11
1.12

1.13

1.14

2.1

2.2
2.3

Выполнение заданий на вычитание с цифрой 6
на соробане, работа в рабочей тетради.
2,5
Выполнение заданий на сложение и вычитание
Прямое сложение и
числа 6 на соробане. Выполнение задания в
вычитание (+/-6)
рабочей тетради.
2
Набор числа 7 на соробане с использование
Прямое сложение (+7)
флеш-карт. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
2,5
Выполнение заданий на вычитание с цифрой 6
Прямое вычитание (-7)
на соробане, работа в рабочей тетради.
2
Выполнение заданий на сложение и вычитание
Прямое сложение и
числа 7 на соробане. Выполнение задания в
вычитание (+/-7)
рабочей тетради.
2,5
Набор чисел 8 и 9 на соробане с использование
Прямое сложение и
флеш-карт. выполнение заданий на сложение и
вычитание (+/- 8 и 9)
вычитание чисел 8 и 9 на соробане.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
2
Отображение чисел 1 – 9 на флеш-картах.
Прямое сложение и
Техника работы с соробаном. Выполнение
вычитание, закрепление
контрольных заданий в рабочей тетради.
2. Прямое сложение и вычитание двузначных – 36ч.
2,5
Графический образ цифр, порядок набора
двухзначных чисел10-19 на соробане. Порядок
выполнения операции «простое сложение» для
Прямое сложение,
двухзначных чисел. Набор чисел на соробане с
двузначные (10-19)
использованием флеш-карт, простое сложение
чисел на счетах. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
2
Выполнение заданий на вычитание чисел 10-19
Прямое вычитание,
на соробане. Выполнение задания в рабочей
двузначные (10-19)
тетради.
Прямое сложение и
2,5
Закрепление чисел 10-19 на соробане,
вычитание, двузначные
сложение и вычитание цифр 10-19, работа в
Прямое вычитание (-6)

2

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Ментальный диктант

Самостоятельная
работа

Контрольная работа

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа
Ментальный диктант

(10-19)
2
2.4

Прямое сложение и
вычитание, двузначные
(20-29)

2.5

Повторение прямое +/-,
двузначные (20-29)

2,5
2

2.6

Прямое сложение и
вычитание, двузначные
(30-39)

2,5

2.7

Повторение прямое +/-,
двузначные (30-39)

2

2.8

Прямое сложение и
вычитание, двузначные
(40-49)
Повторение прямое +/-,
двузначные (40-49)

2,5

2.9

2
2.10

Закрепление прямое +/-,
двузначные (10-49)
2,5

2.11

Прямое сложение и
вычитание, двузначные
(50-59)

2.12

Прямое сложение и

2

рабочей тетради.
Выполнение упражнений на «простое
сложение и вычитание» на соробане.
Повторение набора чисел от 0 до 29,
выполнение заданий на в рабочей тетради на
закрепление темы.
Закрепление чисел 20-29 на соробане,
выполнение заданий в рабочей тетради.
Набор чисел на соробане с использование
флеш-карт. Простое сложение и простое
вычитание чисел 30-39, выполнение
упражнений на соробане.
Повторение набора чисел от 0 до 39,
выполнение заданий на счетах и в рабочей
тетради на закрепление темы.
Набор чисел на соробане с использование
флеш-карт. Простое сложение и простое
вычитание чисел 40-49, выполнение
упражнений на соробане.
Повторение набора чисел от 0 до 49,
выполнение заданий на счетах и в рабочей
тетради.
Набор чисел на соробане с использование
флеш-карт. Простое сложение и простое
вычитание цифр 10-49, выполнение
упражнений на соробане, выполнение заданий
в рабочей тетради на закрепление темы.
Графический образ цифр 50-59, простое
сложение и вычитание с чередованием
двузначных и однозначных чисел на соробане,
работа с флеш-картами, выполнение заданий
на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа
Контрольная работа

Самостоятельная
работа

Самостоятельная

вычитание, двузначные
(60-69)

2.13

2.14

Прямое сложение и
вычитание, двузначные
(70-79)

Прямое сложение и
вычитание, двузначные
(80-89)

2.15

Прямое сложение и
вычитание, двузначные
(90-99)

2.16

Закрепление прямое +/-,
двузначные (10-99)

3.1

Младшие товарищи +4

3.2

Закрепление младшие

Графический образ цифр 60-69, простое
сложение и вычитание с чередованием
двузначных и однозначных чисел на соробане,
работа с флеш-картами, выполнение заданий
на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
2,5
Графический образ цифр 70-79, простое
сложение и вычитание с чередованием
двузначных и однозначных чисел на соробане,
работа с флеш-картами, выполнение заданий
на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
2
Графический образ цифр 80-89, простое
сложение и вычитание с чередованием
двузначных и однозначных чисел на соробане,
работа с флеш-картами, выполнение заданий
на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
2,5
Графический образ цифр 90-99, простое
сложение и вычитание с чередованием
двузначных и однозначных чисел на соробане,
работа с флеш-картами, выполнение заданий
на скорость. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
2
Выполнение упражнений на простое сложение
и вычитание в пределах 10-99, выполнение
заданий на соробане и в рабочей тетради.
3. Младшие товарищи – 45ч.
2,5
Формула сложения с 5 методом «Помощь
младшего брата»: +4=+5-1, выполнение
базовых упражнений к изученной формуле,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
2
Закрепление базовых упражнений на сложение

работа

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Ментальный диктант

Контрольная работа

Самостоятельная
работа

Самостоятельная

товарищи +4

2,5
3.3

Младшие товарищи -4

3.4

Закрепление младшие
товарищи -4

2

2,5
3.5

Младшие товарищи +3

2
3.6

Закрепление младшие
товарищи +3
2,5

3.7

Младшие товарищи -3

2
3.8

Закрепление младшие
товарищи -3

3.9

Младшие товарищи +2

3.10

Закрепление младшие

2,5

2

с 5 методом «Помощь младшего брата».
Решение примеров на скорость.
Самостоятельная работа.
Формула вычитания с 5 методом «Помощь
младшего брата»: - 4= - 5+1, выполнение
базовых упражнений к изученной формуле,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Закрепление базовых упражнений на
вычитание с 5 методом «Помощь младшего
брата». Решение примеров на скорость.
Самостоятельная работа.
Формула сложения с 5 методом «Помощь
младшего брата»: +3=+5-2, выполнение
базовых упражнений к изученной формуле,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Закрепление базовых упражнений на сложение
с 5 методом «Помощь младшего брата».
Решение примеров на скорость.
Самостоятельная работа.
Формула вычитания с 5 методом «Помощь
младшего брата»: - 3= - 5+2, выполнение
базовых упражнений к изученной формуле,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Закрепление базовых упражнений на
вычитание с 5 методом «Помощь младшего
брата». Решение примеров на скорость.
Самостоятельная работа.
Формула сложения с 5 методом «Помощь
младшего брата»: +2=+5-3. Решение примеров
на скорость.
Закрепление базовых упражнений на сложение

работа

Ментальный диктант

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Ментальный диктант

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа
Самостоятельная

товарищи +2
2,5
3.11

Младшие товарищи -2

3.12

Закрепление младшие
товарищи -2

2

2,5
3.13

Младшие товарищи +1

3.14

Закрепление младшие
товарищи +1

2

2,5
3.15

Младшие товарищи -1

3.16

Закрепление младшие
товарищи -1

2

2,5
3.17

Младшие товарищи 2Д2Р
2

3.18

Закрепление младшие
товарищи 2Д2Р

3.19

Младшие товарищи 2Д3Р

2,5

с 5 методом «Помощь младшего брата».
Решение примеров на скорость.
Формула вычитания с 5 методом «Помощь
младшего брата»: - 2= - 5+3, выполнение
базовых упражнений к изученной формуле,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Закрепление базовых упражнений на
вычитание с 5 методом «Помощь младшего
брата». Решение примеров на скорость.
Формула сложения с 5 методом
«Помощь младшего брата»: +1=+5-4. Решение
примеров на скорость.
Закрепление базовых упражнений на сложение
с 5 методом «Помощь младшего брата».
Решение примеров на скорость.
Формула вычитания с 5 методом «Помощь
младшего брата»: - 1= - 5+4, выполнение
базовых упражнений к изученной формуле,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Закрепление базовых упражнений на
вычитание с 5 методом «Помощь младшего
брата». Решение примеров на скорость.
Формула младших товарищей на десятках в 2
ряда, выполнение базовых упражнений,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Закрепление формул младших товарищей на
десятках в 2 ряда, выполнение базовых
упражнений, ментальный диктант. Решение
примеров на скорость.
Формула младших товарищей на десятках в
3ряда, выполнение базовых упражнений,

работа
Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа
Ментальный диктант

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа
Ментальный диктант

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

3.20

Закрепление младшие
товарищи 2Д3Р

4.1

Старшие товарищи +9
1Д3Р

4.2

Закрепление старшие
товарищи +9 1Д4Р

4.3

4.4

4.5

Старшие товарищи +9
2Д3Р

Закрепление старшие
товарищи +9 2Д4Р

Старшие товарищи +8
1Д3Р

выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
2
Закрепление формул младших товарищей на
десятках в 2 ряда,
выполнение базовых упражнений,
ментальный диктант. Решение примеров на
скорость.
4. Старшие товарищи - 49,5ч.
Формула сложения с 10
методом «Помощь
старшего товарища»: +9=+10-1 и базовые
2,5
упражнения к ней: 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9,
8+9, 9+9. Решение специально подобранных
примеров и выполнение базовых упражнений.
Выполнение заданий в рабочей тетради,
ментальный диктант.
2
Закрепление формул старших товарищей на
единицах в 4 ряда, выполнение базовых
упражнений, ментальный диктант. Решение
примеров на скорость.
2,5
Формула старших товарищей на десятках в
3ряда, выполнение базовых упражнений,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
2
Закрепление формул старших товарищей на
десятках в 4 ряда, выполнение базовых
упражнений, ментальный диктант. Решение
примеров на скорость.
2,5
Формула сложения с 10 методом «Помощь
старшего товарища»: +8=+10-2 и базовые
упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8.
Решение специально подобранных примеров и
выполнение базовых упражнений. Выполнение
заданий в рабочей тетради, ментальный
диктант.

Олимпиада

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Ментальный диктант

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

2
4.6

Закрепление старшие
товарищи +8 1Д4Р

4.7

Старшие товарищи +8
2Д3Р

4.8

Закрепление старшие
товарищи +8 2Д4Р

2,5

2

2,5

4.9

Старшие товарищи +7
1Д3Р

2
4.10

Закрепление старшие
товарищи +7 1Д4Р
2,5

4.11

Старшие товарищи +7
2Д3Р

4.12

Закрепление старшие
товарищи +7 2Д4Р

4.13

Старшие товарищи +6
1Д3Р

2

2,5

Закрепление формул старших товарищей на
единицах в 4 ряда, выполнение базовых
упражнений, ментальный диктант. Решение
примеров на скорость.
Формула старших товарищей на десятках в
3ряда, выполнение базовых упражнений,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Закрепление формул старших товарищей на
десятках в 4 ряда, выполнение базовых
упражнений, ментальный диктант. Решение
примеров на скорость.
Формула сложения с 10 методом «Помощь
старшего товарища»: +7=+10-3 и базовые
упражнения к ней: 3+7, 4+7, 7+8, 8+7, 9+7.
Решение специально подобранных примеров и
выполнение базовых упражнений. Выполнение
заданий в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Закрепление формул старших товарищей на
единицах в 4 ряда, выполнение базовых
упражнений, ментальный диктант. Решение
примеров на скорость.
Формула старших товарищей на десятках в
3ряда, выполнение базовых упражнений,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Формула старших товарищей на десятках в
4ряда, выполнение базовых упражнений,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Формула сложения с помощью 10 метод
«старшего товарища»: +6=+10-4 и базовые
упражнения к ней: 4+6, 9+6. Решение

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Контрольная работа

Самостоятельная
работа

Ментальный диктант

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

2
4.14

Закрепление старшие
товарищи +6 1Д4Р

4.15

Старшие товарищи +6
2Д3Р

2,5

2
4.16

Закрепление старшие
товарищи +6 2Д4Р
2,5

4.17

Старшие товарищи +5
1Д3Р

2
4.18

Закрепление старшие
товарищи +5 1Д4Р

4.19

Старшие товарищи +5
2Д3Р

4.20

Закрепление старшие
товарищи +5 2Д4Р

2,5

2

специально подобранных примеров и
выполнение базовых упражнений. Выполнение
заданий в рабочей тетради, ментальный
диктант.
Закрепление формул старших товарищей на
единицах в 4 ряда, выполнение базовых
упражнений, ментальный диктант. Решение
примеров на скорость.
Формула младших товарищей на десятках в
3ряда, выполнение базовых упражнений,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Формула старших товарищей на десятках в
4ряда, выполнение базовых упражнений,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Формула сложения с 10 методом «Помощь
старшего товарища»: +5=+10-5 и базовые
упражнения к ней: 5+5, 6+5, 7+5, 8+5,
9+5.Решение специально подобранных
примеров и выполнение базовых упражнений.
Выполнение заданий в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Закрепление формул старших товарищей на
единицах в 4 ряда, выполнение базовых
упражнений, ментальный диктант. Решение
примеров на скорость.
Формула старших товарищей на десятках в
3ряда, выполнение базовых упражнений,
выполнение задания в рабочей тетради,
ментальный диктант.
Закрепление формул старших товарищей на
десятках в 4ряда, выполнение базовых
упражнений, выполнение задания в рабочей

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Контрольная работа

Ментальный диктант

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

2,5
4.21

Старшие товарищи +9 +5.

4.22

Итоговое занятие.
Итого

2
162

тетради, ментальный диктант.
Формулы +9 - +5 сложения с 10 методом
«Помощь старшего товарища»: и базовые
упражнения к ним. Решение специально
подобранных примеров и выполнение базовых
упражнений. Выполнение заданий в рабочей
тетради, ментальный диктант.
Объяснение правил. Проведение тестовых
заданий «Нескучная ментальная арифметика»

Контрольная работа

Тестирование

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ПИФАГОРКА»

Адресат: обучающиеся от 7 до 10 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор: Ахумашева Марианна Николаевна, педагог дополнительного образования

г.п.Терек, 2024г.

Характеристика объединения «Пифагорка»
Деятельность объединения «Пифагорка» имеет естественнонаучную
направленность.
Количество обучающихся объединения «Пифагорка» составляет 15 человек.
Из них мальчиков - , девочек .
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7 до 10 лет.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направление работы:
• Гражданско-патриотическое воспитание.
• Духовно-нравственное воспитание.
• Спортивно-оздоровительное воспитание.
• Физическое воспитание.
• Трудовое и профориентационное воспитание.
• Воспитание познавательных интересов.
Цель и задачи воспитательной работы
Цель воспитания: создание условий для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой
личности,
способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также к духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания:
• развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
• способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
• сформировать и пропагандировать здоровый образ жизни.
Результат воспитательной работы
• будет развита система отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
• будут умения самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в
процессе жизнедеятельности;
• будет сформирован здоровый образ жизни через разнообразные формы
активной социальной деятельности.
Работа с коллективом обучающихся
• формирование практических умений по организации органов
самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;

• обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
• развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят
в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
• содействие формированию активной гражданской позиции;
• воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.

Календарно-тематический план
№
п/п

Направление
воспитательной
работы
Трудовое
и
профориентационн
ое
Духовнонравственное
направление

Срок
Ответственный
выполнени
я
Игровая программа, Сентябрь Ахумашева М.Н.
посвященная Дню
открытых дверей.
Беседа «Терроризм Октябрь
Ахумашева М.Н.
–
зло
против
человечества»

3.

Духовнонравственное
направление

Конкурс
самый
друг»

4.

Духовнонравственное
направление
Спортивнооздоровительное
воспитание.

Конкурс
Декабрь
«Новогодние
забавы»
Игра - викторина Январь
«Здоровым
быть
здорово»

1.

2.

5.

Наименование
мероприятия

«Мама Ноябрь
лучший

Ахумашева М.Н.

Ахумашева М.Н.
Ахумашева М.Н.

Планируемый результат
Привлечено
внимание
детей
и
родителей к деятельности объединений
ЦДТ.
Воспитаны ценностные установки и
развиты способности, необходимые для
формирования у молодых людей
гражданской позиции в отношении
коррупции.
Самореализована
творческая
деятельность детей и их родителей.
Воспитана любовь к матери, родной
семье, близким людям.
Развиты творческие способности.
Развито понимание обучающимися
необходимости
быть
здоровыми,
приобщенными к здоровому образу
жизни;

6.

ГражданскоПатриотическое
воспитание

7.

Духовнонравственное
направление
Интеллектуальное
развитие

8.

9.

Интеллектуальное
развитие

Конкурсная
Февраль
программа
ко
Дню Защитника
Отечества.
Беседа «8 марта – Март
мамин день»

Ахумашева М.Н.

Активизирован творческий потенциал
детей.

Ахумашева М.Н.

Воспитано
чувство
бережного
отношения к близкому-маме.

«Математически Апрель
й
бумеранг»
(игра)
«Турнир
по Май
ментальной
арифметике»
(игра)

Ахумашева М.Н.

Создана дружественная атмосфера
здоровой конкуренции в режиме
соревнования;
Создана дружественная атмосфера
здоровой конкуренции в режиме
соревнования;

Ахумашева М.Н.

Работа с родителями.
Последовательность работы с родителями выстраивается следующим образом:
- определение направлений работы с родителями:
• что мы хотим?
• что мы имеем?
• что мы можем иметь?
• что мы получим?
- изучение семьи;
- информирование и обучение родителей;
- осуществление совместной деятельности;
- анализ промежуточных результатов и корректирование работы.
На встречах детально раскрываются следующие вопросы:
- знакомство родителей с центром, укладом жизни, традициями;
- очерчивание круга проблем, с которыми обычно сталкиваются дети и родители
при обучении;
- знакомство родителей с образовательной программой и ее необходимым
ресурсным обеспечением, умениями, которыми будут владеть дети в результате
ее освоения;
- выступление родителей старших детей перед младшими;
- обсуждение вопросов участия родителей в жизнедеятельности центра, а также
вопросов помощи родителям со стороны учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».